25 января 2023 г. |
Дело N А38-4119/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 25.01.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.10.2022 по делу N А38-4119/2022, принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" (ИНН 1215235029, ОГРН 1211200001209).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" - Макаров Р.В. по доверенности от 15.02.2022 сроком действия 3 года (представлено удостоверение адвоката N 8).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" (далее по тексту - Общество) по итогам проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марии Эл 18.07.2022 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее по тексту - Министерство) выданы свидетельство серии 01215С N 001027 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N101-11 "Автовокзал г. Йошкар-Ола пос. Юбилейный" и свидетельство серии 01215С N 001028 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола с. Кузнецы". Срок действия указанных свидетельств с 18.07.2022 по 20.04.2032 (л.д. 11-13).
В связи с невыполнением Обществом при осуществлении регулярных перевозок по вышеуказанным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам обязанности по передаче в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о месте нахождения транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок серии 01215С N 001027 и серии 01215С N 001028 от 18.07.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом" (далее по тексту - Учреждение).
Решением от 26.10.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применении норм материального права. По мнению Общества, пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года N 26-3, Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88, Постановления Правительства Республики Марий Эл N 154 от 31 марта 2022 г N 154 противоречат пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, пункту "б" части 3 и части 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. N 2216.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ)" отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и юродским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно норме, содержащейся в части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ, в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам но муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации пли уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
По смыслу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации пли уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении в том числе иных обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между, субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Следовательно, Общество как лицо, осуществляющее перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, обязано соблюдать требования в сфере организации регулярных перевозок, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом I чести 2 статьи 10 Закона N 26-3 неоднократное в течение месяца неисполнение одного из требований, установленных пунктами 1-1 части 1 статьи 8 указанного Закона, при осуществлении регулярных перевозок но межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам, является основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Пунктом 1 части 1 статьи Закона N 26-3 предусмотрено, что при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества устанавливаются требования, в число которых входит обязанность передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл (после ввода ее в эксплуатацию) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок с использованием аппаратуры спутниковой навигации 1710-НАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой па транспортные средства.
Постановлением Правительства Республики Mарий Эл от 28.02.2022 N 88 "Об автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" Республики Марий Эл" автоматизированная информационная система "Управление транспортом" Республики Марий Эл введена в эксплуатацию (пункт 1 постановления).
В силу пункта 2 названного постановления оператором автоматизированной информационной системы "Управление транспорюм" Республики Марий Эл определено государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом". На основании пункта 3 постановления период подключения пользователей к названной информационной системе установлен до 01.06.2022.
Порядок передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.03.2022 N 154 "Об утверждении Порядка передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств".
Так, по смыслу пункта 3 указанною постановления на транспортных средствах, планируемых для подключения к автоматизированной информационной системе, устанавливается аппаратура спутниковой навигации, работающая в системах глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, соответствующая протоколам и технологиям передачи данных, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае необходимости к аппаратуре спутниковой навигации подключается дополнительное оборудование, устанавливаемое па транспортное средство (кнопка подачи сигнала тревоги, средство организации голосовой связи с диспетчером, фотовидеокамера, LCD-дисплей, цифровые и аналоговые контрольные датчики). После настройки и установки аппаратура спутниковой навигации подключается к телематической навигационно-информационной платформе автоматизированной информационной системы и проходи на ней процедуру регистрации. После завершения процедуры регистрации аппаратура спутниковой навигации может передавать Телеметрическую информацию (параметры движения, состояние контрольных датчиков транспортных Средств, навигационные отметки) с указанной периодичностью (или по запросу) на телематическую платформ) автоматизированной информационной системы.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что согласно реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, Общество не позднее 18.07.2022 обязано начать осуществление перевозок по маршруту N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - п. Юбилейный" и по маршруту N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" (л.д. 10, Режим доступа: URL: https://mari-el.gov.ru/ministries/mintrans/pages/passazhirskiy-avtomobilnyytransport/).
Тем самым на Общество возложена обязанность подключиться к автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" Республики Марий Эл и при осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - пос. Юбилейный" и N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" передавать информацию о месте нахождения транспортных средств с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В силу пункта 7 Порядка установления фактов, являющихся обстоятельствами для обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2021 N 85 (далее - Порядок), основанием для установления факта неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам обязанности передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл (после ввода ее в эксплуатацию) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства (далее - мониторинговая информация), является повторное поступление в Министерство в письменном виде сведений из системы мониторинга и управления пассажирскими перевозками автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" Республики Марий Эл о соответствующем нарушении.
При этом Министерство запрашивает у перевозчика, осуществляющего перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, письменное объяснение по факту непередачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл мониторинговой информации и принятых мерах по обеспечению ее передачи путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.
Указанный запрос направляется перевозчику, осуществляющему перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство в письменном виде сведений из автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" Республики Марий Эл о соответствующем нарушении обязанности передачи мониторинговой информации. Ответ на запрос представляется в Министерство в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
Факт неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком обязанности по передаче мониторинговой информации считается установленным при поступлении сведений, указанных в абзаце первом пункта 7 Порядка, и выполнении хотя бы одного из следующих условий: при непоступлении в Министерство ответа на запрос в течение 5 рабочих дней со дня его получения, при условии надлежащего подтверждения получения указанного запроса перевозчиком; при отсутствии в ответе на запрос объяснений по факту невыполнения требований по передаче в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл мониторинговой информации и (или) информации о принятых мерах по обеспечению ее передачи; при отсутствии в ответе на запрос информации о независящих от перевозчика обстоятельствах (чрезвычайной ситуации), являющихся причинами невыполнения требований по передаче мониторинговой информации; при наличии в ответе на запрос недостоверной информации.
Как следует из материалов дела, 19.07.2022 и 26.07.2022 в Министерство поступили письменные сведения из системы мониторинга и управления пассажирскими перевозками автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" Республики Марий Эл о неисполнении Обществом при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам обязанности передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о месте нахождения транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (л.д. 20-21).
В связи с получением информации, что перевозчиком ни по состоянию на 18.07.2022, ни по состоянию на 25.07.2022 не осуществляется передача информации о месте нахождения транспортных средств, Министерство направило Обществу запрос, в котором предложило в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса представить письменное объяснение по факту непередачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл при осуществлении перевозок по маршрутам N 101-П и N 589К мониторинговой информации.
Указанное письмо направлено Министерством Обществу 27.07.2022 - в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления сведений из подсистемы мониторинга перевозок - заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 25). Письмо получено Обществом 05.08.2022 (л.д. 24), следовательно, Общество считается надлежащим образом извещенным о необходимости представления объяснений в срок, указанный в запросе - в течение 5 рабочих дней со дня получения.
Между тем перевозчиком не представлен какой-либо ответ по факту непередачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл при осуществлении перевозок по маршрутам N 101-П и N 589К мониторинговой информации.
Таким образом факт неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам обязанности передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл мониторинговой информации считается установленным.
Однако Общество во вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило ни доказательства передачи в установленном порядке мониторинговой информации в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл при осуществлении перевозок по маршрутам N 101-П и N 589К, ни доказательства заключения договора на подключение к автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" Республики Марий Эл и оказания услуг в сфере навигационной деятельности.
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом" указало, что на дату судебного заседания отсутствуют сведения об исполнении Обществом обязанности по передаче мониторинговой информации в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл (л.д. 44-45, протокол и аудиозапись судебного заседания от 20.10.2022).
Следовательно, Общество с момента начала осуществления перевозок по маршрутам N 101-П, N 589К и на протяжении длительного времени не осуществляет передачу в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о месте нахождения транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОР8.
По смыслу части 1 статьи 10 Закона N 26-З уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пунктах 1-3 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что маршруты N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - п. Юбилейный" и N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" установлены Министерством. При этом Министерство является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим в пределах полномочий Республики Марий Эл политику в сферах транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (пункт 1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19.02.2018 N 64) - л.д. 34-39. В силу пункта 8 указанного Положения одной из основных задач Министерства является организация транспортного обслуживания населения и управление транспортным комплексом в Республике Марий Эл.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Республики Марий Эл по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 9 Положения).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у Министерства, как у уполномоченного органа исполнительной власти Республики Марий Эл, выдавшего Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - пос. Юбилейный" серии 01215С N 001027 и свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" серии 01215С N 001028, достаточных оснований для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о прекращении действия указанных свидетельств.
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту. Оно представляет собой крайнюю меру, применяемую к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.
Прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прежде всего направлено на прекращение деятельности недобросовестных перевозчиков по конкретному маршруту регулярных перевозок и развитие здоровой конкуренции в сфере перевозок пассажиров транспортом общего пользования.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявления Министерства о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серий 01215С N 001027, 01215С N 001028, выданных Обществу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно прекратил действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серий 01215С N 001027, 01215С N 001028.
Доводы апелляционной жалобы о наличии противоречий между нормами Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года N 26-3, Постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88, Постановления Правительства Республики Марий Эл N 154 от 31 марта 2022 г N 154 и Федерального закона N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года основаны на неверном толковании указанных норм.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество. При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.10.2022 по делу N А38-4119/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.11.2022 N 790.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4119/2022
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
Ответчик: ООО ТК Автобусы Марий Эл
Третье лицо: ГКУ РМЭ Управление транспортом