г. Нижний Новгород |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А43-19070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя заявителя: Кавалеровой М.В. (доверенность от 11.01.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А43-19070/2022
по заявлению акционерного общества коммерческий банк "Арзамас" (ИНН: 5243006236, ОГРН: 1025200000011)
о признании незаконным и отмене решения Филиала N 18 государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.06.2022 N 52182250000616 и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя
и установил:
акционерное общество коммерческий банк "Арзамас" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Филиала N 18 государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области; далее - Фонд) от 03.06.2022 N 52182250000616 о привлечении Банка к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Фонда, оспариваемое решение является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы Банка.
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Фонда.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел в отношении Банка выездную проверку по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
При проведении проверки Фонд установил, что Банк представил недостоверные сведения в таблице 5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" Расчета по форме 4-ФСС об общем числе работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, - 0 человек (по данным проверки этот показатель составляет 2 человека).
Фонд составил акт выездной проверки от 22.04.2022 N 52182250000614 и вынес решение от 03.06.2022 N 52182250000616 о привлечении Банка к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 4684 рублей 35 копеек, пеней в сумме 281 рубля 89 копеек и предложил уплатить недоимку в сумме 23 421 рубля 77 копеек, образовавшуюся в связи с отменой решения об установлении страхователю скидки на 2021 год.
Банк не согласился с решением Фонда и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 71, 198 (часть 1), 200 (часть 4), 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 213 (части 1 и 3) Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 14 (пункты 1 - 5) Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)" (далее - Приказ N 302н), приказом ФСС РФ N 381 от 26.09.2016 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 381), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводам о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы заявителя, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно частям 1 и 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (пункт 1). Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника (пункт 2). Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (пункт 3). Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (пункт 4). Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (пункт 5).
Согласно Приложению N 1 к Приказу N 302н к вредным и (или) опасных производственным факторам, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), относятся в том числе: химические факторы - азота неорганические соединения (пункт 1.2.1), углерод оксид (пункт 1.2.37), углеводороды алифатические предельные (пункт 1.2.45); физические факторы - вибрация локальная (пункт 3.4.1), вибрация общая (пункт 3.4.2), производственный шум (пункт 3.5); факторы трудового процесса - физические перегрузки (пункт 4.1).
Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (пункт 16 Приложения N 3 (периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) к Приказу N 302н).
Обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах - управление наземными транспортными средствами, периодичность - один раз в два года (пункт 27 Приложения N 2 (перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников) к Приказу N 302н).
Из приведенных норм следует, что предварительный (периодический) медицинский осмотр работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлено наличие вредных и опасных производственных факторов, включенных в Перечень факторов (Приложение N 1 к Приказу N 302н), обязателен в отношении данных работников в случае, если уровень воздействия таких производственных факторов превышает предельно допустимые нормы, соответствует показателям для вредных и опасных классов условий труда.
В соответствии с пунктом 42 Приложения N 3 к Приказу N 302н по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
На основании пункта 5.15 Приказа N 381 в полях "Численность работающих инвалидов", "Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" указывается списочная численность работающих инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, рассчитанная в соответствии с утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению на отчетную дату.
По строке 2 в графах 7 - 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры; в графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам; в графе 8 указывается число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. При этом следует учитывать результаты проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоянию на начало года, учитывая, что согласно пункту 15 Порядка частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (пункты 14.2 - 14.4 Приказа N 381).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение эксперта ООО "СибПрофСтандарт" N 10/16/СПС по результатам специальной оценки условий труда, согласно которому в Банке вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, суды установили, что выявленные на рабочих местах водителей автомобилей Банка производственные факторы по уровню своего воздействия не отнесены к вредным и (или) опасным классам.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что при составлении Банком расчета формы 4-ФСС в таблице 5 раздела 7 строки 2 подлежал указанию показатель "0".
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявление Банка, признав незаконным решение Фонда от 03.06.2022 N 52182250000616.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А43-19070/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм следует, что предварительный (периодический) медицинский осмотр работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлено наличие вредных и опасных производственных факторов, включенных в Перечень факторов (Приложение N 1 к Приказу N 302н), обязателен в отношении данных работников в случае, если уровень воздействия таких производственных факторов превышает предельно допустимые нормы, соответствует показателям для вредных и опасных классов условий труда.
В соответствии с пунктом 42 Приложения N 3 к Приказу N 302н по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2023 г. N Ф01-2259/23 по делу N А43-19070/2022