г. Нижний Новгород |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А79-8171/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Шрамко Юрия Александровича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А79-8171/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
о привлечении арбитражного управляющего Шрамко Юрия Александровича к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Шрамко Юрия Александровича (далее - Арбитражный управляющий) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.02.2023 Арбитражному управляющему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Незаконное и недобросовестное поведение Арбитражного управляющего не доказано. Отчет финансового управляющего о своей деятельности по результатам процедуры реструктуризации долгов должника содержит необходимые данные, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Срок опубликования в газете "Коммерсанть" сведений о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов или процедуры реализации имущества законом прямо не определен. Срок окончания приема заявок на торги установлен Арбитражным управляющим правильно. Сведения, размещенные на сайте ЕФРСБ 13.01.2022 и 21.02.2022 о проведении торгов, содержат все необходимые данные. Суды не применили подлежащую применению статью 2.9 КоАП РФ.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2021 по делу N А79-11085/2020 в отношении Карповой Наталии Викторовны введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Шрамко Ю.А.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2021 по делу N А79-11085/2020 в отношении Карповой Н.В. введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Шрамко Ю.А.
Управление по результатам рассмотрения обращения Борохович А.А., поступившего 31.05.2022, ознакомления с электронными материалами дела о несостоятельности (банкротстве) N А79-11085/2020 на сайте Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, картотеки арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/, а также изучения сайтов Единого федерального реестра сведения о банкротстве (далее - ЕФРСБ) установило нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В нарушение пунктов 10 и 12 статьи 110, пунктов 2.1 и 2.2 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ Арбитражный управляющий не опубликовал на сайте ЕФРСБ сообщение о результатах процедуры реструктуризации долгов должника; несвоевременно опубликовал сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации и процедуры реализации имущества; при публикации в ЕФРСБ сообщения о проведении торгов не указал адрес электронной почты организатора торгов и неверно установил срок прекращения приема заявок на участие в торгах.
Усмотрев в действиях Арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 15.08.2022 N 00342122 и обратилось в суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 127-ФЗ, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (далее - Порядок N 495), разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В пункте 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Из пункта 1 статьи 213.1 Закона N 127-ФЗ следует, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X данного закона, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI данного закона.
В силу пунктов 2.1, 2.2 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в ЕФРСБ сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2021 по делу N А79-11085/2020 в отношении должника введена процедура реализации имущества.
Однако сведения о результатах процедуры (отчет) на сайте ЕФРСБ, во вкладке "Отчет арбитражного управляющего", Арбитражным управляющим не опубликованы.
Размещение копии отчета арбитражного управляющего от 07.06.2021 в сообщении от 19.06.2021 N 6855443 в ЕФРСБ с логотипом "Иное" не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной пунктами 2.1, 2.2. статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ, поскольку не соответствует порядку размещения финального отчета.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данной главой, опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в частности о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом N 127-ФЗ, определена газета "Коммерсантъ".
Законом N 127-ФЗ прямо не определен срок опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества в газете "Коммерсантъ", поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", по аналогии закона подлежит применению срок, установленный пунктом 1 статьи 128 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона N 127-ФЗ опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 данного закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в частности, о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Таким образом, соответствующие сведения должны быть направлены для опубликования в 10-дневный срок.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2021 по делу N А79-11085/2020 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Шрамко Ю.А. Данный судебный акт опубликован на официальном сайте суда (http:/kad/arbitr.ru) 12.02.2021.
Арбитражным управляющим указанная информация опубликована в газете "Коммерсантъ" 13.03.2021 (объявление N 12210175249, N 43(7005) от 13.03.2021), то есть с нарушением установленного срока.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2021 по делу N А79-11085/2020 в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Шрамко Ю.А. Данный судебный акт опубликован на официальном сайте суда (http:/kad/arbitr.ru) 12.06.2021.
Соответствующая информация опубликована Арбитражным управляющим в газете "Коммерсантъ" 10.07.2021 (объявление N 12210201047, N 119(7081) от 10.07.2021), то есть с нарушением установленного срока.
Согласно пункту 4 статьи 213.26 Закона N 127-ФЗ продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 данного закона, с учетом положений статьи 138 данного закона с особенностями, установленными данным пунктом.
Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
В случае наличия разногласий между конкурсным кредитором по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, и финансовым управляющим в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, которое может быть обжаловано.
В силу пункта 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в частности, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток, сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
Суды установили, что на сайте ЕФРСБ в сообщениях о проведении торгов от 13.01.2022 N 8013717, от 21.02.2022 N 8257655 не указан адрес электронной почты организатора торгов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона N 127-ФЗ организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Согласно пункту 5.1 Порядка 495 организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.
В пункте 5.3 Порядка N 495 предусмотрено, что в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.
Таким образом, срок окончания приема заявок должен быть не менее чем за пять дней до даты проведения торгов. В противном случае Арбитражный управляющий не сможет исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 12 статьи 110 Закона N 127-ФЗ, по своевременному уведомлению всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок.
Как установили суды, организатор торгов - Арбитражный управляющий разместил на сайте ЕФРСБ сообщения о проведении торгов в форме открытого аукциона по реализации имущества должника.
В сообщении от 13.01.2022 N 8013717 о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника, назначенных на 21.02.2022 в 10:00, Арбитражным управляющим указаны дата и время начала приема заявок (09:00 14.01.2022), дата и время окончания приема заявок (09:00 21.02.2022).
В сообщении от 21.02.2022 N 8257655 о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника, назначенных на 01.04.2022 в 10:00, Арбитражным управляющим указаны дата и время начала приема заявок (09:00 22.02.2022), дата и время окончания приема заявок (09:00 01.04.2022).
В нарушение указанных норм Арбитражный управляющий установил срок прекращения приема заявок по торгам за один час до проведения торгов.
С учетом изложенного суды обоснованно признали доказанным нарушение Арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о банкротстве.
В силу специфики своей профессиональной деятельности Арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в жалобе, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А79-8171/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Шрамко Юрия Александровича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу специфики своей профессиональной деятельности Арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2023 г. N Ф01-2860/23 по делу N А79-8171/2022