Нижний Новгород |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А29-11283/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Соколовой Л.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя в судебном заседании 07.06.2023
от ответчика: Щеголева Е.Н. (доверенность от 09.01.2023 N 6)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022
по делу N А29-11283/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Терра-Строй"
(ИНН: 2901242337, ОГРН: 1132901011429)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий при заключении договора
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терра-Строй" (далее - ООО "Терра-Строй", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ООО "Региональный оператор Севера", региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 15.07.2021 N 7496/РО-П/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2022 иск удовлетворен частично. Разногласия по договору от 15.07.2021 N 7496/РО-П/2021 урегулированы в следующей редакции:
- пункт 3 договора: "Способ складирования ТКО - пп. 2 (приложение N 1), контейнеры, расположенные на контейнерной площадке на территории предприятия";
- пункт 4 договора: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО "05" июля 2019 года";
- пункт 12 договора: "Стороны договорились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: п.п. 1 (Приложение N 1) расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО";
- пункт 29 договора: "При исполнении настоящего Договора Стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации. в том числе положениями Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами РФ с сфере обращения с ТКО. Все споры, связанные с заключением, толкованием, исполнением и расторжением Договора, будут разрешаться Сторонами в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 5 (пять) рабочих дней после ее получения Стороной. В случае не урегулирования Сторонами разногласий в претензионном порядке, а также в случае неполучение ответа на претензию в течение установленного Договором срока, спор может быть урегулирован в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Суд также утвердил редакции приложения N 1 к договору (объем и место накопления ТКО) и приложения N 2 (расчет платы за услуги по обращению с ТКО за период с 05.07.2019 по 31.12.2021).
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Региональный оператор Севера" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнениями к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 6 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с утвержденной редакцией приложений N 1 и 2 к договору от 15.07.2021 N 7496/РО-П/2021. По его мнению, учет объема и (или) массы ТКО необходимо производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров с момента, когда постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 15.12.2021 N 12/4144 контейнерная площадка истца внесена в реестр площадок для раздельного накопления отходов на территории муниципального образования - с 15.12.2021, а не с даты начала оказания услуг - 05.07.2019. Кроме того, Общество не представило доказательств согласования с региональным оператором количества и объема контейнеров, которое должно соответствовать санитарным правилам.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, дополнениях к ней и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание 07.06.2023 представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 04.05.2023 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Архангельской области.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 04.05.2023 и на 31.05.2023.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.05.2023 изменена дата судебного заседания на 07.06.2023.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.06.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Шемякину О.А. Рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, ООО "Ухтажилфонд", изменившее наименование на ООО "Региональный оператор Севера", является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми.
ООО "Терра-Строй" имеет в пользовании на основании договора аренды от 26.04.2019 нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 131/4, "Торговый комплекс по продаже строительных материалов" площадью 5893,2 квадратного метра.
ООО "Терра-Строй" 21.07.2020 направило региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из объема (0,75 кубического метра) и количества контейнеров (1 штука); контейнер принадлежит арендодателю - ООО "Сфера" и внесен в реестр контейнерных площадок постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 22.04.2019 N 4/1149 в редакции от 07.05.2021 N 5/2021.
После переписки сторон относительно порядка определения объема ТКО 30.07.2021 региональный оператор в адрес ООО "Терра-Строй" направил проекты договора от 15.07.2021 N 7495/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с ТКО в 2019 году и от 15.07.2021 N 7496/РО-П/2021 - на оказание услуг в 2021 году.
Не согласившись с предложенными ответчиком редакциями договоров, истец 19.08.2021 направил региональному оператору письмо с отказом от заключения договора от 15.07.2021 N 7495/РО-П/2021 и предложением изменить условия договора от 15.07.2021 N 7496/РО-П/2021, в том числе в части расчета объема принимаемых ТКО исходя из количества и объема контейнера для складирования ТКО.
Отказ ответчика от заключения договора на предложенных истцом условиях послужил основанием для обращения ООО "Терра-Строй" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия по договору, удовлетворив иск частично. Суд исходил из того, что в процессе рассмотрения дела стороны пришли к соглашению по пункту 3 (способ складирования ТКО - контейнеры), пункту 4 (дата начала оказания услуг - 05.07.2019), пункту 12 (учет объема и массы ТКО производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно правовому подходу, сформированному Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что истец начал осуществлять производственную деятельность с 05.07.2019, то есть с момента получения нежилого помещения в аренду по акту приема-передачи.
Фактическое наличие контейнера у истца ранее 15.12.2021 судами установлено, усматривается из материалов дела (договор от 01.01.2018 N 13-К-12, заключенный с ООО "Каскад" и дополнительные соглашения к нему) и сторонами не оспаривается.
Таким образом, суды правомерно признали, что при наличии у потребителя установленного контейнера, размер платы подлежит определению выбранным потребителем способом.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что из уточнения истцом 13.04.2022 исковых требований, а также из дополнений к отзыву ответчика от 17.02.2022 (том 2, листы дела 64 - 68) следует, что стороны пришли к соглашению по пункту 3 (способ складирования ТКО - контейнеры), пункту 4 (дата начала оказания услуг - 05.07.2019), пункту 12 (учет объема и массы ТКО производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров).
С учетом изложенного и приняв во внимание, что в данном случае стороны пришли к соглашению об учете объема и массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров и определили дату начала оказания услуг с 05.07.2019, применение выбранного истцом способа учета с момента заключения договора является обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что контейнерная площадка истца внесена в реестр площадок для раздельного накопления отходов на территории муниципального образования только 15.12.2021 и, следовательно, коммерческий учет расчетным путем необходимо вести с 15.12.2021, отклоняется, поскольку отсутствие организованного накопления ТКО не лишает собственника права осуществлять коммерческий учет одним из альтернативных способов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782).
Урегулирование разногласий в редакции решения суда не противоречит судебной практике рассмотрения аналогичных споров и соответствует обстоятельствам дела, а также позициям сторон, которые при рассмотрении разногласий судом первой инстанции пришли к соглашению о дате начала оказания услуг и выбранном истцом способе учета.
Утвержденная судом редакция приложений N 1 и 2 не противоречит достигнутому сторонами соглашению по упомянутым условиям.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу N А29-11283/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовому подходу, сформированному Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
...
Довод заявителя жалобы о том, что контейнерная площадка истца внесена в реестр площадок для раздельного накопления отходов на территории муниципального образования только 15.12.2021 и, следовательно, коммерческий учет расчетным путем необходимо вести с 15.12.2021, отклоняется, поскольку отсутствие организованного накопления ТКО не лишает собственника права осуществлять коммерческий учет одним из альтернативных способов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2023 г. N Ф01-611/23 по делу N А29-11283/2021