Нижний Новгород |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А43-5030/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя
от заявителя: Коноваловой Н.В. (доверенность от 27.05.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023
по делу N А43-5030/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
о признании недействительными постановления администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области от 06.12.2021 N 3659 и
уведомления от 08.12.2021 N Исх-104-001-576878/21,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского района, индивидуальный предприниматель Гостюхин Александр Васильевич,
Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по Нижегородской области",
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - ПАО "Россети Центр и Приволжье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация, уполномоченный орган) от 06.12.2021 N 3659 (далее - Постановление N 3659) и уведомления от 08.12.2021 N Исх-104-001-576878/21 (далее - Уведомление).
Заявление основано на статьях 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), и мотивировано тем, что уполномоченный орган необоснованно принял Постановление N 3659, которым отменил выданное Обществу постановление на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения линий электропередачи.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет), индивидуального предпринимателя Гостюхина Александра Валерьевича (далее - ИП Гостюхин А.В., Предприниматель), Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по Нижегородской области" (далее - Учреждение, ФБУ).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.09.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Кассатор не согласен с выводом судов об отсутствии нарушения прав и законных интересов ПАО "Россети Центр и Приволжье" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Общество потратило значительные денежные средства для возведения объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществляется электроснабжение объектов Предпринимателя; необходимость переноса опор линии электропередачи со спорного земельного участка потребует дополнительных временных и материальных затрат, которые будут являться убытками Общества. Заявитель указывает, что при принятии Постановления N 3659 и Уведомления Администрацией не соблюдена процедура расторжения договора аренды; в деле отсутствуют достоверные доказательства нахождения опор линии электропередачи в охранной зоне линейного базиса и невозможности одновременной эксплуатации объектов.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Учреждение и Администрация в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы заявителя кассационной жалобы и просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебном заседании по правилам статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 35 минут 02.06.2023.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, обоснованность кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Общества, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, постановлением администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области от 17.03.2020 N 508 (далее - Постановление N 508) ПАО "Россети Центр и Приволжье" разрешено разместить на земельном участке площадью 673 квадратных метра, имеющим адресные ориентиры: Богородский район, Доскинская сельская администрация, около села Доскино, линию электропередачи классом напряжения 10 кВ от СП-104 Л-1504 РП-15А сроком три года.
Во исполнение указанного постановления Комитет и Общество заключили договор от 20.04.2020 N 37-20-РО о размещении объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, сроком действия на 3 года с момента его подписания.
На представленном Администрацией земельном участке Обществом был размещен (построен) указанный объект электроэнергетики.
На основании договора от 11.06.2021 N 521072753, заключенного между ПАО "Россети Центр и Приволжье" и ИП Гостюхиным А.В., Общество осуществило присоединение складского помещения (кадастровый номер 52:24:0030201:215), принадлежащего ИП Гостюхину А.В., к своим сетям. Осуществление технологического присоединения подтверждается актами о выполнении технических условий, об осуществлении технологического присоединения N 401 от 13.09.2021.
Администрация Уведомлением сообщила Обществу о том, что Постановлением N 3659 отменено Постановление N 508, и ПАО "Россети Центр и Приволжье" обязано освободить спорный земельный участок в течение 30 дней от размещенного на нем объекта.
Постановлением N 3659 в одностороннем порядке прекращено с 06.12.2021 действие договора N 37-20-РО от 20.04.2020.
Посчитав, что Постановление N 3659 и Уведомление не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ПАО "Россети Центр и Приволжье" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области, утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 (далее - Положение).
Согласно Положению заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо (заявитель) обращается в уполномоченный орган по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением (пункт 3).
Требования к данному заявлению определены в пунктах 4 и 5 Положения.
Уполномоченный орган регистрирует поступившее заявление с прилагаемыми документами в день их поступления.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня регистрации заявления и документов, за исключением случаев, установленных в пункте 9 Положения, принимает решение о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута и заключает договор о размещении объекта, за исключением случаев, установленных пунктом 18 Положения, либо принимает решение об отказе в размещении объекта на предполагаемых к использованию землях или земельном участке без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Согласно пункту 10 Положения решение об отказе в размещении объекта принимается, в том числе, в случае, если на предполагаемых к использованию землях или земельных участках расположены здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства (подпункт "д").
В подпункте "д" пункта 10 Положения содержится следующее исключение: отсутствие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на здания, сооружения или другие строения, расположенные на предполагаемом к использованию земельном участке, при условии возможной одновременной эксплуатации таких объектов с учетом соблюдения требований зон с особыми условиями использования территории.
Обществу по результатам рассмотрения его обращения было разрешено использование спорного земельного участка для размещения опор линии электропередачи.
Комитет и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (в настоящее время - ПАО "Россети Центр и Приволжье") на основании Постановления N 508 заключили договор от 20.04.2020 N 37-20-РО о размещении объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, согласно которому заявителю предоставлено право размещения на землях площадью 673 квадратных метра, расположенных по адресу: Богородский район, Доскинская с/адм, около села Доскино, находящихся в государственной собственности до разграничения, объекта - "Линия электропередачи классом 10 кВ".
Главе администрации 25.08.2021 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства от 11.08.2021 N 5-2-2021, поскольку прокуратурой Нижегородской области было установлено, что в 27 - 29 км от города Нижнего Новгорода вдоль автодороги Р-125 "Ряжск - Касимов - Муром - Н.Новгород", в 10 метрах к югу от полотна автодороги, расположен линейный базис "Нижегородский", состоящий из 12 геодезических пунктов (центров базиса), который является собственностью Российской Федерации и передан в аренду ФБУ "Нижегородский ЦСМ". Начало базиса находится непосредственно за поселком Доскино с левой стороны от шоссе, конец базиса - около пересечения шоссе с дорогой, идущей на село Бурцево. Базис располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Линейный базис "Нижегородский" входит в состав геодезического полигона, ранее зарегистрированного в реестре системы сертификации геодезической, топографической и картографической продукции N POCC.RU.KP02.C00041, используется в составе системы метрологического обеспечения геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации.
Учреждение установило, что между центрами (пунктами) N 7 и N 10 установлены железобетонные опоры линии электропередачи; точка подключения линии электропередачи находится в поселке Доскино Богородского района, в районе опоры N 1 линии Л1504. В результате установки столбов (опор линии электропередачи) между опорными пунктами центра не представляется возможным проводить работы по поверке и калибровке геодезических средств измерений и рассчитать метрологические характеристики (зафиксировать результаты измерений), поскольку при проведении измерений указанные столбы попадают в поле зрения прибора (створ видимости).
Указанные обстоятельства подтверждает схема расположения центров Горьковского базиса, расположенного в 27 - 29 километрах от города Нижний Новгород, составленная 27.04.2021 помощником главного инженера по надзору за строительством Учреждения, а также фотоматериалы, являющиеся приложением к отзыву ФБУ от 30.06.2022.
Учреждение письмом от 28.04.2021 просило Общество рассмотреть возможность перемещения опор линии электропередачи на пять метров в сторону из створа видимости опорных центров (пунктов) базиса, однако заявитель, ссылаясь на заключенный с Администрацией договор о размещении объекта, соответствующих мер не принял.
Указанное обстоятельство послужило основанием обращения Учреждения в прокуратуру Богородского района Нижегородской области для принятия мер прокурорского реагирования.
При проведении проверки прокуратурой было установлено, что в результате установки опор линии электропередачи между геодезических пунктов линейного базиса утрачена возможность его эксплуатации.
Для эксплуатации линейного базиса необходимо перенести линию электропередачи за границы охранной зоны, что невозможно без расторжения договора N 37-20-РО от 20.04.2020.
Приняв во внимание размещение на спорном земельном участке сооружения - образцового базиса и невозможность его совместной эксплуатации с опорами ЛЭП, суды обоснованно указали, что действия Администрация по отмене ранее принятого Постановления N 508 соответствуют пункту 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону (пункт 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019; пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).
При этом в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для вынесения администрацией спорного постановления явилось устранение допущенного органом местного самоуправления нарушения нормативного акта и интересов третьих лиц при выдаче разрешения на использование земельного участка; размещение Обществом объекта на основании незаконно выданного разрешения не является обстоятельством, влекущим незаконность оспариваемого постановления Администрации.
В данном случае суды нижестоящих инстанций правомерно указали, что земельный участок, являющийся предметом договора от 20.04.2020, не может быть предоставлен для размещения линии электропередачи, поскольку это нарушает ограничения, установленные для зон с особыми условиями использования территории (подпункт "д" пункта 10 Положения).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о законности Постановления N 3659, вынесенного Администрацией, в части отмены ранее вынесенного ненормативного акта.
Ссылка кассатора на незаконность одностороннего отказа Администрации от договора N 37-20-РО от 20.04.2020 не является достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Данный отказ не повлек для общества каких-либо негативных последствий.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что договор от 20.04.2020 был заключен на три года (пункт 1 Постановления N 508, пункт 4.1 договора), в связи с чем срок его действия истек 20.04.2023).
На основании пункта 19 Положения действие разрешения на размещение объектов прекращается по истечении срока, на который выдано разрешение, определенного в решении о размещении объекта или в договоре.
В зависимости от вида размещаемого объекта, а также от намерений заявителя (заинтересованного лица) в отношении дальнейшего сохранения объекта на землях или земельном участке окончание срока размещения объекта (в том числе в случае досрочного прекращения действия решения о размещении объекта, досрочного расторжения договора о размещении объекта) означает необходимость: освобождения земель, земельного участка от размещенного объекта, за исключением неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие элементы благоустройства); продления действия решения о размещении объекта или договора о размещении объекта на новый срок; установления охранных зон линейных объектов, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 7, 11 Перечня, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Действие договора о размещении объекта либо решения о размещении объекта продлевается на новый срок при условии обращения заявителя (заинтересованного лица) в уполномоченный орган.
Таким образом, оспаривание Постановления N 3659 не восстановит право заявителя на использование спорного земельного участка.
Права Общества в указанной части подлежат защите в ином порядке, в том числе посредством обращения в суд с заявлением о продлении действия договора на новый срок или об установлении охранных зон линейного объекта.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Прекращение действия договора от 20.04.2020 по истечении трех лет (20.04.2023) свидетельствует о том, что, вопреки доводам кассатора, расторжение данного договора путем направления Уведомления не привело к нарушению прав и законных интересов ПАО "Россети Центр и Приволжье", признание его незаконным не восстановит прав Общества по договору от 20.04.2020.
Таким образом, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассатора о том, что линия электропередачи не является препятствием для эксплуатации линейного базиса несостоятелен, поскольку опровергается результатами прокурорской проверки и имеющимися в деле доказательствами, представленными Учреждением. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель свою позицию документально не подтвердил. Отсутствие, по мнению заявителя, в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 N 1080 "Об охранных зонах пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети" запрета на попадание объектов в поле зрения приборов линейного базиса, не подтверждает допустимость размещения линии электропередачи на конкретной территории, являющейся охранной зоной образцового базиса.
Несение затрат и финансовых потерь является одним из рисков ведения предпринимательской деятельности. ПАО "Россети Центр и Приволжье" является профессиональным участником гражданского оборота, в связи с чем при осуществлении своей деятельности, оно должно осознавать риск наступления последствий выявления препятствий для размещения линий электропередачи на конкретном земельном участке.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 по делу N А43-5030/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания указанной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону (пункт 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019; пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).
При этом в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
...
Довод кассатора о том, что линия электропередачи не является препятствием для эксплуатации линейного базиса несостоятелен, поскольку опровергается результатами прокурорской проверки и имеющимися в деле доказательствами, представленными Учреждением. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель свою позицию документально не подтвердил. Отсутствие, по мнению заявителя, в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 N 1080 "Об охранных зонах пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети" запрета на попадание объектов в поле зрения приборов линейного базиса, не подтверждает допустимость размещения линии электропередачи на конкретной территории, являющейся охранной зоной образцового базиса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2023 г. N Ф01-2039/23 по делу N А43-5030/2022