Нижний Новгород |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А43-18718/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Когута Д.В., Соколовой Л.В.
при участии представителей
от заявителя: Шурыгина А.Н. (доверенность от 06.09.2022),
от заинтересованного лица: Белоусовой И.А. (доверенность от 26.12.2022 N 215)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023
по делу N А43-18718/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании недействительными акта и требования Межрегионального управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской
области и Республике Мордовия
и о взыскании судебных расходов
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными принятых Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление, Росприроднадзор) акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.05.2022 N 07 и требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду от 25.05.2022 N 01-15/4938, а также о взыскании судебных расходов на отправку корреспонденции в сумме 98 рублей 90 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили пункты 12, 12(1), 21(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), и применили не подлежащий применению пункт 21 Правил N 255. По его мнению, применение формулы, указанной в пункте 21 Правил N 255, с применением коэффициента Кпр, равного 100, является неправомерным, поскольку у Общества отсутствовали установленные нормативные объемы сброса загрязняющих веществ, следовательно, никакого превышения этих объемов быть не может. Применение коэффициента Кпр, равного 100, при расчете платы в случае отсутствия комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, действующим законодательством не предусмотрено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Управление провело проверку правильности исчисления, полноты и своевременности внесения платы Обществом, филиал "Нижегородский", за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в ходе которой выявил расхождения при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объектам Дзержинской ТЭЦ и Новогорьковской ТЭЦ.
Проверяющие пришли к выводу о неправомерном применении Обществом при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ для объекта I категории коэффициента, равного 25, при отсутствии разрешений на сброс загрязняющих веществ.
По результатам проверки Управление составило акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.05.2022 N 7 и направило Обществу требование о погашении задолженности от 25.05.2022 N 01-15/4938.
Не согласившись с актом и требованием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, Арбитражный суд Нижегородской области признал оспариваемые ненормативные акты Росприроднадзора законными и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2020 пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены следующие коэффициенты в отношении сбросов загрязняющих веществ в водные объекты: коэффициент 25 - за бъем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода согласно пункту 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы осуществляется в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 12 (1) Правил N 255 при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 255 плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается установленной по формуле. Лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов в количестве, превышающем объем или массу выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м); Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100. На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент 1. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в пункте 12(1) настоящих Правил, вместо коэффициента Кпр применяют коэффициент Кср, равный 25.
В силу пункта 21(1) Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по установленной формуле: где Mcpi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м). На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) коэффициент Кср равен 1. Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 1 января 2020 года применяется равным 25.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включены объекты ПАО "Т Плюс" филиала "Нижегородский" Дзержинская ТЭЦ и Новогорьковская ТЭЦ как объекты I категории, осуществляющие деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Для данного вида деятельности приказом Росстандарта от 15.12.2015 N 1578 утвержден Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (НДТ) "ИТС 8-2015 Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях".
Соответствие технологии, описанной в справочнике НДТ, является основой для разработки Комплексного экологического разрешения (КЭР), без которого деятельность предприятий 1 категории будет невозможна (до 01.01.2025). Переход на НДТ всех предприятий, отнесенных к объектам I категории, завершится до 2030 года.
До получения Комплексного экологического разрешения ПАО "Т Плюс" имеет право пользоваться разрешительным документом, полученным ранее.
Вместе с тем, как установили суды и материалам дела не противоречит, у ПАО "Т Плюс" в 2020 году не имелось действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Судами также установлено, что в разрешениях N 284, 155П (л.д. 23, 29), выданных Обществу соответственно 25.12.2018 и 06.08.2015, отсутствуют три вещества (разрешение N 284 - нет железа, разрешение N 155 - отсутствуют сульфат хлорида и оксион), а приказы от 13.06.2018 N 211, от 04.08.2015 N 332 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микрооргазимов в водные объекты" (л.д. 40 - 46) не являются разрешениями в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о правомерном расчете размера платы за 2020 год (за сбросы загрязняющих веществ: железа, при расчете платы за сбросы Дзержинской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; хлорид-анион (хлориды), при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; сульфат-анион (сульфаты) при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский") на основании пункта 21 Правил N 255 с применением коэффициента Кпр, равного 100.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него превышения лимитов ввиду отсутствия установленных нормативных объемов сброса (выброса) загрязняющих веществ, отклоняется, так как плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхнормативное воздействие.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А43-18718/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Т Плюс".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что в разрешениях N 284, 155П (л.д. 23, 29), выданных Обществу соответственно 25.12.2018 и 06.08.2015, отсутствуют три вещества (разрешение N 284 - нет железа, разрешение N 155 - отсутствуют сульфат хлорида и оксион), а приказы от 13.06.2018 N 211, от 04.08.2015 N 332 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микрооргазимов в водные объекты" (л.д. 40 - 46) не являются разрешениями в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о правомерном расчете размера платы за 2020 год (за сбросы загрязняющих веществ: железа, при расчете платы за сбросы Дзержинской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; хлорид-анион (хлориды), при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; сульфат-анион (сульфаты) при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский") на основании пункта 21 Правил N 255 с применением коэффициента Кпр, равного 100."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2023 г. N Ф01-2621/23 по делу N А43-18718/2022