г. Владимир |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А43-18718/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 ноября 2022 года по делу N А43-18718/2022, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N07, составленного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г., о признании незаконным требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 25.05.2022 N01-15/4938, о взыскании с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия судебных расходов на отправку корреспонденции в сумме 98,9 руб.
при участии:
от заявителя - Лапшина А.В. по доверенности от 06.09.2022 N 7Q00/7Q00/396/2022 сроком по 31.10.2025, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 23.05.2001 N ДВС 0372915,
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее по тексту - заявитель, ПАО "Т Плюс") с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - ответчик, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия) о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 07 за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г., о признании незаконным требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 25.05.2022 N 01-15/4938, о взыскании с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия судебных расходов на отправку корреспонденции в сумме 98,9 руб.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21 ноября 2022 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2022 г. по делу N А43-18718/2022 и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным Требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 25.05.2022 г. N 01-15/4938, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия.
ПАО "Т Плюс" считает принятое решение незаконным по причине неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год ПАО "Т Плюс" филиала "Нижегородский", в ходе которой выявлены расхождения при расчете сумм платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объектам Дзержинской ТЭЦ и Новогорьковской ТЭЦ.
МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в адрес ПАО "Т Плюс" филиала "Нижегородский" направлено требование о представлении пояснений от 15.04.2022 исх. N 01-15/3518.
ПАО "Т Плюс" представило пояснения от 12.05.2022 вх. N 05436, подтверждающие отсутствие разрешительного документа и нормативов загрязняющих веществ.
Придя к выводу о том, что применение ПАО "Т Плюс" при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ для объекта I категории коэффициента, равного 25, в случае отсутствия разрешений на сброс загрязняющих веществ неправомерно, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия составило Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.05.2022 исх. N 01-15/4937 и направило ПАО "Т Плюс" требование о погашении задолженности 25.05.2022 исх. N 01-15/4938.
Не согласившись с актом и требованием, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
По мнению заявителя, применение коэффициента КПр равного 100 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду по трем веществам: по железу для Дзержинской ТЭЦ и по хлоридам, сульфатам для Новогорьковской ТЭЦ, является неправомерным, поскольку превышение установленных нормативов сбросов отсутствует и необходимо руководствоваться п.21(1)Правил N 255 при расчете платы, а не 21, который применял ответчик в оспариваемых актах.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия предусмотренных законом оснований для направления требования о погашении задолженности, отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя вследствие составления акта проведения контроля.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1 статьи 16 Закона N7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что ПАО "Т Плюс" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона N7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2020 пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены следующие коэффициенты в отношении сбросов загрязняющих веществ в водные объекты: - коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; - коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Закон N 7- ФЗ не содержит отдельных положений при расчетах платы в отсутствие разрешительных документов, в связи с чем, при расчете платы по объектам I категории в отсутствие установленных масс, вся масса фактических образованных загрязняющих веществ рассчитывается с применением коэффициента 100.
В соответствии с п. 1 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода согласно п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом. В силу положений статьи 16.5 Закона N7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы осуществляется в зависимости от категории объекта НВОС.
Как установлено пунктом 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
Пунктом 4 Правил N 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 40 Правил N 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Согласно абзацам 2-3 п. 12 (1) Правил при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 г. получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.
Как установлено судом, формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 регламентируют порядок расчета на объектах II и III категориях, так как заявитель относится к I категории, они не применяются к рассматриваемой ситуации, что заявителем не оспаривается.
В соответствии с п.21 Правил плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается установленной по формуле. Лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов в количестве, превышающем объем или массу выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м); Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100. На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент 1. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в пункте 12(1) настоящих Правил, вместо коэффициента Кпр применяют коэффициент Кср, равный 25.
В силу пункта 21(1) Правил при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по установленной формуле: где Mcpi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м). На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) коэффициент Кср равен 1. Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 1 января 2020 г. применяется равным 25.
В рассматриваемом случае, в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), включены объекты ПАО "Т Плюс" филиала "Нижегородский" Дзержинская ТЭЦ и Новогорьковская ТЭЦ как объекты I категории, осуществляющие деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Для данного вида деятельности утвержден информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ) ИТС 8-2015 Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях.
Целями внедрения НДТ являются: модернизация оборудования и производств всех отраслей промышленности; повышение конкурентоспособности российской промышленности; снижение негативного воздействия на окружающую среду; создание производственных объектов, соответствующих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения.
Соответствие технологии, описанной в справочнике НДТ, является основой для разработки Комплексного экологического разрешения (КЭР), без которого деятельность предприятий первой категории будет невозможна (разработка КЭР для объектов I (до 01.01.2025).
Переход на НДТ всех предприятий, отнесенных к объектам I категории, завершится до 2030 года.
До получения Комплексного экологического разрешения ПАО "Т Плюс" имеет право пользоваться разрешительным документом, полученным ранее.
Вместе с тем, как установлено судом, у ПАО "Т Плюс" указанный документ - разрешение на сброс загрязняющих веществ отсутствует и при этом, из материалов дела не усматривается, что у ПАО "Т Плюс" в 2020 году имелись действующие и полученные разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Ссылка ПАО "Т Плюс" на разрешения N 284, N 155П (л.д.23, 29) не может быть признана обоснованной, поскольку в них отсутствуют три вещества (разрешение N 284- нет железа, разрешение N 155 - отсутствует сульфат хлорида и оксион).
Приказы N 211, N 332 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микрооргазимов в водные объекты" (л.д.40-46) не являются разрешениями в силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с отсутствием у ПАО "Т Плюс" разрешения на сброс загрязняющих веществ и объектам филиала Нижегородский ПАО "Т Плюс" Дзержинская ТЭЦ и промплощадка Новогорьковской ТЭЦ присвоена I категория, расчет осуществляется по п. 21 Правил N 255, что и было сделано МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия.
Довод заявителя об отсутствии превышения лимитов судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку данный стимулирующий коэффициент (100) применяется за факт отсутствия разрешения на выбросы, сбросы, и отсутствия КЭР, непредставлении Декларации о воздействии на окружающую среду (в таком случае взимается плата как сверхлимитная).
Довод заявителя о том, что к нему должны применяться п. 21 (1) Правил N 255, так как у ПАО "Т Плюс" отсутствует Комплексное экологическое разрешение, которое в силу ч.1 ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ получают юридические лица по I категории, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, так как в данном пункте 21 (1) Правил N 255 первая категория не указана, а в соответствии с ч. 12 ст. 31.1 Федерального закона N7-ФЗ Комплексное экологическое разрешение вправе получать юридические лица и по второй категории.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение ПАО "Т Плюс" при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ для объекта I категории коэффициента, равного 25, в случае отсутствия разрешений на сброс загрязняющих веществ неправомерно, в связи с чем МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия правильно осуществлен расчет платы за 2020 год за сбросы загрязняющих веществ: железа, при расчете платы за сбросы Дзержинской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; хлорид-анион (хлориды), при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"; сульфат-анион (сульфаты) при расчете платы за сбросы Новогорьковской ТЭЦ филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс" по формуле пункта 21(1) Правил N 255с применением стимулирующего коэффициента, равного 100.
Следовательно, требование МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 25.05.2022 N 01-15/4938 соответствует нормам действующего законодательства.
Относительно требования ПАО "Т Плюс" о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 07 суд отмечает, что акт проведения контроля лишь фиксирует ход и результаты осуществленной проверки, проведенной МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия. Данный акт не содержит сведений о применении к ПАО "Т Плюс" конкретной меры ответственности, не создает каких-либо препятствий для осуществления ею предпринимательской деятельности и не относится к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемые акт и требование принято уполномоченным органом, соответствуют положениям закона и не нарушают права и законные интересы ПАО "Т Плюс" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы ПАО "Т Плюс", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 ноября 2022 года по делу N А43-18718/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 08.12.2022 N 43966.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18718/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Межоегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия