Нижний Новгород |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А28-13040/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова": Безносикова С.А. (доверенность от 09.01.2023),
от Управления Федерального казначейства по Кировской области: Погудина А.В. (доверенность от 15.11.2022),
от администрации муниципального образования "Город Киров": Безпятых Е.А. (доверенность от 27.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
администрации муниципального образования "Город Киров" и
муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.10.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023
по делу N А28-13040/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (ОГРН: 1104345019184; ИНН: 4345288563)
о признании недействительным представления
Управления Федерального казначейства по Кировской области,
заинтересованные лица: Министерство транспорта Кировской области, администрация муниципального образования "Город Киров",
и установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление, УФК) от 27.08.2021 N 40-24-09/57.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Кировской области (далее - Министерство), администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.10.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно исследовали обстоятельства дела. По его мнению, целевой характер предоставления трансфертов заключается в выполнении условия по приведению сети автодорог в нормативное состояние. Администрация указывает, что реализация муниципальных контрактов и их оплата осуществлялись в рамках работ, относящихся к дорожной деятельности, направленных на достижение целей и результативности регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", а также в соответствии с правовыми актами и отраслевыми нормативными документами.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Учреждение также не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в суд округа с кассационной жалобой.
Заявитель полагает, что вывод судов о нарушении Учреждением требований бюджетного законодательства и заключенных соглашений не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, действия Учреждения не противоречили основным условиям предоставления иного межбюджетного трансферта. Реализация муниципальных контрактов и их оплата осуществлялась в рамках работ, относящихся к дорожной деятельности.
Управление в отзыве на кассационные жалобы и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалоб, указывают на законность обжалуемых судебных актов.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание перенесено с 31.05.2023 на 07.05.2023.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Второго арбитражного апелляционного суда.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 18.03.2019 Федеральное дорожное агентство и Правительство Кировской области заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Кировской области от 18.03.2019 N 108-17-2019-046 (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 08.05.2020 и от 18.09.2020; далее - Соглашение от 18.03.2019).
Пунктом 1.1 Соглашения от 18.03.2019 установлено, что предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Кировской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" (далее - федеральный проект) в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В силу пункта 1.2 Соглашения от 18.03.2019 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту (далее - результат регионального проекта), в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы".
На основании приложений N 1 и 2 к Соглашению от 18.03.2019 результатом регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", реализуемого в рамках федерального проекта, на достижение которого предоставлен иной межбюджетный трансферт, является выполнение дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Согласно пункту 3 Методики распределения и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2018 N 190-П, Министерство и Администрация заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Киров" на реализацию мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" от 29.03.2019 N 047 (с учетом дополнительных соглашений от 11.10.2019, от 20.05.2020, от 05.10.2020, от 06.10.2020; далее - Соглашение N 047).
Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833 утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы.
Постановлением администрации от 01.02.2016 N 224-п утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров".
Постановлением администрации от 18.10.2019 N 2579-п утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы (в редакции от 23.12.2020).
Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы".
В соответствии с уставными целями образования и в рамках переданных администрацией полномочий в сфере организации дорожного строительства и обслуживания дорожного хозяйства муниципального образования "город Киров", выступая получателем средств иного межбюджетного трансферта и действуя в рамках положений муниципальной программы N 2579-п, Учреждением заключены и реализованы в части принятия и оплаты работ муниципальные контракты:
- на выполнение работ по устройству недостающего электрического освещения по ул. Проезжая от моста через р. Вятка до Новомакарьевского кладбища от 29.12.2019,
- на выполнение работ по ремонту участка ул. Казанской от ул. Красноармейская до ул. Милицейская в г. Кирове от 16.03.2020,
- на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от ул. Советской в пос. Чистые Пруды до дер. Кудино в г. Кирове от 21.09.2020,
- на выполнение работ по ремонту участка ул. Горького от ул. Азина до ул. Воровского в г. Кирове от 16.03.2020,
- на выполнение работ по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зонах от 24.12.2019,
- на выполнение работ по установке недостающих автопавильонов и их замене от 06.11.2020.
В соответствии с приказом от 24.05.2021 N 386 в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка.
В ходе контрольного мероприятия выявлено следующее:
1. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 9.10 муниципального контракта от 29.12.2019 N Ф.2019.017105 при допущенной подрядной организацией ООО "ТехноТрейд" просрочке исполнения обязательств в части своевременного выполнения работ по муниципальному контракту Учреждением в 2020 году не рассчитана сумма пеней и своевременно не направлена претензия на общую сумму 121 369,82 рубля.
2. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее -
Правила N 193), пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году в рамках исполнения муниципального контракта от 21.09.2019 N Ф.2020.009969 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту участка автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, отсутствующей в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, в общей сумме 505 837,20 рубля (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
3. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил N 193, пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году по муниципальному контракту от 16.03.2020 N Ф.2020.000906 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту участка съезда, часть которого относится к дворовой территории жилого дома N 90, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, и не относящегося к улично-дорожной сети г. Кирова, в сумме 69 218,57 рубля (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
4. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил N 193, пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году в рамках исполнения муниципального контракта от 16.03.2019 N Ф.2020.000906 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту автомобильной дороги (проезда) от ул. Горького к Цирку, отсутствующей в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, в общей сумме 508 063,18 рубля (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
5. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация работ), пункта 3.1.8 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы, пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", пункта 4.2 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров", пункта 3.1.1 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы по муниципальному контракту от 24.12.2019 N Ф.2019.016997 (подрядная организация ООО "ГУРУ Безопасности") Учреждением в 2020 году в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" были приняты и оплачены работы по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зон на улично-дорожной сети г. Кирова на общую сумму 5 732 269,62 рубля, из которой 3 746 185 рублей - средства федерального бюджета (КБК 9140409092R.13931244228), 1 435 175 рублей - средства областного бюджета (КБК 9140409092R1Д931244228), 550 909,62 рубля - средства местного бюджета (КБК 9140409092R1S931244228), которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
6. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Классификации работ, пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", пункта 3.1.1 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы, по муниципальному контракту от 06.11.2020 N Ф.2020.0Ш26 (подрядная организация ООО "Вяткастройсоюз") Учреждением в 2020 году в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет средств федерального бюджета (резервный фонд Правительства Российской Федерации (КБК 9140409092R158560244226)) были приняты и оплачены работы по демонтажу и установке павильонов на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по ул. Дзержинского в г. Кирове на общую сумму 453 354 руб., которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
По результатам проверки составлен акт от 16.07.2022 и вынесено представление от 27.08.2021 N 40-24-09/57, в котором Учреждению указано на необходимость по нарушению, указанному в пункте 1 описательной части представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения представления; по нарушениям, указанным в пунктах 2 - 6 описательной части представления, в срок до 31.12.2021 включительно возвратить средства иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", на лицевой счет Министерства в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 10821890000011002150 "Доходы федерального бюджета от возврата прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)" в общей сумме 5 282 657,95 рубля, использованных не по целевому назначению.
Посчитав названное представление незаконным в части устранения причин и условий совершения, в том числе в части возврата средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 5 282 657, 95 рубля, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 38, 129, 130, 162, 269.2, 220.2, 306.1 БК РФ, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что представление Управления является законным, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпунктов 2, 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В оспариваемом представлении отражены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в нецелевом использовании иных межбюджетных трансфертов при реализации мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области".
На основании пункта 2 Правил N 193 иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы), возникающих при осуществлении мероприятий, направленных на достижение результатов реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результата "В соответствии с программами дорожной деятельности на текущий год субъектами Российской Федерации выполнены дорожные работы" общественно значимого результата реализации федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" "Повышено качество дорожной сети, в том числе уличной сети, городских агломераций" (далее соответственно - федеральный проект, региональный проект, мероприятия, результаты реализации регионального проекта).
Из пункта 1.1 Соглашения N 047 следует, что предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019-2021 годах бюджету муниципального образования "Город Киров" иного межбюджетного трансферта на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств областного бюджета 815, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 13 ЯR1 53931, вид расходов 540 в рамках государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833.
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению (пункт 1.2 Соглашения N 047).
Согласно приложению N 2 результатом регионального проекта является увеличение доли протяженности дорожной сети Кировской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к ее транспортно-эксплуатационному состоянию на территории муниципального образования "Город Киров".
Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы".
Задачами государственной программы являются развитие сети автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения для удовлетворения потребности населения в безопасных перевозках; обеспечение доступности транспортного обслуживания для населения.
В целях управления реализацией данной государственной программы распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59 утвержден План реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год.
Суды установили, что в рамках исполнения муниципальных контрактов от 21.09.2019 N Ф.2020.009969, от 16.03.2019 N Ф.2020.000906 выполнены и Учреждением оплачены из средств иного межбюджетного трансферта работы по ремонту участка автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, ремонту автомобильной дороги (проезда) от ул. Горького к Цирку, отсутствующих в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59; по муниципальному контракту от 16.03.2020 N Ф.2020.000906 выполнены и Учреждением оплачены из средств иного межбюджетного трансферта работы по ремонту участка съезда, часть которого относится к дворовой территории жилого дома N 90, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, и не относится к улично-дорожной сети г. Кирова, в связи с чем сделали правильный вывод о нецелевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с письмом Минтранса России от 28.12.2016 N ЕД-24/18277 "О составе дорожной сети городской агломерации" под термином "дорожная сеть городской агломерации" в рамках проекта БКД понимается совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующие объекты улично-дорожной сети, определяемые согласно Своду правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89"
- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
- улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Заявители полагают, что спорные участки дорог соответствуют данным критериям, следовательно, приводятся в нормативное состояние за счет иного межбюджетного трансферта.
Вместе с тем суды обоснованно указали, что соответствие участков дорог критериям отнесения их к дорожной сети городской агломерации не опровергает выводы Управления о нецелевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов, так как в любом случае участок автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, и автомобильная дорога (проезда) от ул. Горького к Цирку отсутствуют в перечне мероприятий плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, а часть участка съезда, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, не относится к улично-дорожной сети г. Кирова.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достаточных доказательств отнесения спорных участков к дорожной сети городской агломерации заявители в материалы дела не представили.
Согласно пункту 3.1.8 государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833, проект "Дорожная сеть Кировской области" реализуется с 2019 года в рамках регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" в целях выполнения требований федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Реализация регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" осуществляется посредством выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог на дорожной сети регионального или межмуниципального значения, а также на дорожной сети Кировской городской агломерации, в том числе с включением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
На основании пункта 3.1.3 государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П, региональный проект "Дорожная сеть Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В рамках регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" планируются строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кировской городской агломерации. Мероприятие реализуется путем предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области". Методика распределения и правила предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов утверждаются Правительством Кировской области; строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных в границах Кировской городской агломерации; строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных вне границ Кировской городской агломерации, включенных в региональный проект "Дорожная сеть Кировской области" в порядке, установленном Правительством Кировской области.
В силу статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (статья 18 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 10 Классификации работ в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе работы по установке недостающих или замена существующих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления, обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев; обозначение границ полос отвода и придорожных полос (подпункт 4), установка элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем (подпункт 12).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Учреждением в 2020 году в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет федеральных средств были приняты и оплачены работы по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зон на улично-дорожной сети г. Кирова; по муниципальному контракту от 06.11.2020 N Ф.2020.0Ш26 в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет средств федерального бюджета были приняты и оплачены работы по демонтажу и установке павильонов на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по ул. Дзержинского в г. Кирове, которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги, в связи с чем сделали правильный вывод о нецелевом использовании Учреждением средств иных межбюджетных трансфертов.
Довод Учреждения о том, что оно не является ответственным лицом за реализацию двусторонних соглашений, а также организацией, ответственной за возврат средств в случае нарушения обязательств по достижению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен в силу следующего.
В силу статьи 6 БК РФ получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных Федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом.
Статус получателя бюджетных средств закреплен в уставе Учреждения в силу делегирования ему муниципальным образованием публично-правовых полномочий по организации обслуживания и содержания улично-дорожной сети муниципального образования.
Как видно из материалов дела, Учреждение получило средства иных межбюджетных трансфертов, заключило муниципальные контракты и перечислило средства межбюджетных трансфертов подрядчикам.
Следовательно, требование представления о возврате средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", правомерно предъявлено заявителю.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А28-13040/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Киров" и муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (статья 18 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 10 Классификации работ в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе работы по установке недостающих или замена существующих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления, обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев; обозначение границ полос отвода и придорожных полос (подпункт 4), установка элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем (подпункт 12)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2023 г. N Ф01-2082/23 по делу N А28-13040/2021