г. Киров |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А28-13040/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Безносикова С.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2023, представителя ответчика Погудина А.В., действующего на основании доверенности от 15.11.2022, представителя Администрация муниципального образования "Город Киров" Серегиной Т.В., действующей на основании доверенности от 14.11.2022,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Киров" и муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.10.2022 по делу N А28-13040/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (ОГРН 1104345019184; ИНН 4345288563)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области,
заинтересованные лица: Министерство транспорта Кировской области, Администрация муниципального образования "Город Киров",
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФК) о признании недействительным представления от 27.08.2021 N 40-24-09/57.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Кировской области (далее - Министерство), администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение и Администрация обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Администрация указывает, что реализация муниципальных контрактов от 24.12.2019 N Ф.2019.016997, от 06.11.2020 N Ф.2020.011826, от 16.03.2020 N Ф.2020.000906 и их оплата осуществлялась исключительно в рамках работ, относящихся к дорожной деятельности, направленных на достижение целей и результативности регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", а также в соответствии с правовыми актами и отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Учреждение полагает, что в соответствии с соглашениями о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 18.03.2019 N 108-17-2019-046, от 29.03.2019 N 47 целевой характер предоставления трансфертов заключается в выполнении условия по приведению сети автодорог в нормативное состояние. Спорные участки дорог соответствуют критериям, установленным в пункте 6.1 паспорта Нацпроекта "БКАД" для объектов улично-дорожной сети муниципального образования, которые приводятся в нормативное состояние за счет иного межбюджетного трансферта. Учреждение не является ответственным лицом за реализацию двусторонних соглашений, а также организацией, ответственной за возврат средств в случае нарушения обязательств по достижению результата предоставления иного межбюджетного трансферта.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 16.11.2022 и 22.11.2022 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.11.2022 и 23.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве опроверг доводы апелляционных жалоб.
В силу статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании представители сторон и Администрации поддержали занятые по делу правовые позиции.
Министерство явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.03.2019 Федеральное дорожное агентство и Правительство Кировской области заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Кировской области от 18.03.2019 N 108-17-2019-046 (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 08.05.2020 и от 18.09.2020).
Пунктом 1.1 соглашения от 18.03.2019 установлено, что предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Кировской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" (далее - федеральный проект) в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Согласно пункту 1.2 соглашения от 18.03.2019 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту (далее - результат регионального проекта), в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению N 1 и приложению N 2 к настоящему соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями, утвержденным Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы".
Из приложений N 1 и N 2 к соглашению от 18.03.2019 следует, что результатом регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", реализуемого в рамках федерального проекта, на достижение которого предоставлен иной межбюджетный трансферт, является выполнение дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
На основании пункта 3 Методики распределения и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2018 N 190-П, между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Киров" на реализацию мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" от 29.03.2019 N 047 (с учетом дополнительных соглашений от 11.10.2019, от 20.05.2020, от 05.10.2020, от 06.10.2020) (далее - Соглашение N 047).
Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833 утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы.
Постановлением Администрации от 01.02.2016 N 224-п утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров".
Постановлением Администрации от 18.10.2019 N 2579-п утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы (в ред. от 23.12.2020).
Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы".
В соответствии с уставными целями образования и в рамках переданных Администрацией полномочий в сфере организации дорожного строительства и обслуживания дорожного хозяйства муниципального образования "город Киров", выступая получателем средств иного межбюджетного трансферта и действуя в рамках положений муниципальной программы N 2579-п, Учреждением заключены и реализованы в части принятия и оплаты работ муниципальные контракты:
- на выполнение работ по устройству недостающего электрического освещения по ул. Проезжая от моста через р. Вятка до Новомакарьевского кладбища от 29.12.2019,
- на выполнение работ по ремонту участка ул. Казанской от ул. Красноармейская до ул. Милицейская в г. Кирове от 16.03.2020,
- на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от ул. Советской в пос. Чистые Пруды до дер. Кудино в г. Кирове от 21.09.2020,
- на выполнение работ по ремонту участка ул. Горького от ул. Азина до ул. Воровского в г. Кирове от 16.03.2020,
- на выполнение работ по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зонах от 24.12.2019,
- на выполнение работ по установке недостающих автопавильонов и их замене от 06.11.2020.
В соответствии с приказом от 24.05.2021 N 386 в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 9.10 муниципального контракта от 29.12.2019 N Ф.2019.017105 при допущенной подрядной организацией ООО "ТехноТрейд" просрочке исполнения обязательств в части своевременного выполнения работ по муниципальному контракту Учреждением в 2020 году не рассчитана сумма пени и своевременно не направлена претензия на общую сумму 121 369,82 руб.
2. в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее - Правила N 193), пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году в рамках исполнения муниципального контракта от 21.09.2019 N Ф.2020.009969 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту участка автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, отсутствующей в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, в общей сумме 505 837,20 руб. (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
3. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил N 193, пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году по муниципальному контракту от 16.03.2020 N Ф.2020.000906 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту участка съезда, часть которого относится к дворовой территории жилого дома N 90, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, и не относящегося к улично-дорожной сети г. Кирова, в сумме 69 218,57 руб. (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
4. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил N 193, пункта 1.1 Соглашения N 047 в 2020 году в рамках исполнения муниципального контракта от 16.03.2019 N Ф.2020.000906 (подрядная организация АО "Гордормостстрой") на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове Учреждением за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета муниципальному образованию "Город Киров" на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приняты и оплачены работы по ремонту автомобильной дороги (проезда) от ул. Горького к Цирку, отсутствующей в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, в общей сумме 508 063,18 руб. (КБК 9140409092R153931244225), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
5. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация работ), пункта 3.1.8 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы, пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", пункта 4.2 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров", пункта 3.1.1 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы по муниципальному контракту от 24.12.2019 N Ф.2019.016997 (подрядная организация ООО "ГУРУ Безопасности") Учреждением в 2020 году, в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" были приняты и оплачены работы по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зон на улично-дорожной сети г. Кирова на общую сумму 5 732 269,62 руб., из которой: 3 746 185 руб. - средства федерального бюджета (КБК 9140409092R.13931244228), 1 435 175 руб. - средства областного бюджета (КБК 9140409092R1Д931244228), 550 909,62 руб. - средства местного бюджета (КБК 9140409092R1S931244228), которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
6. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Классификации работ, пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", пункта 3.1.1 Муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" на 2020 - 2024 годы, по муниципальному контракту от 06.11.2020 N Ф.2020.0Ш26 (подрядная организация ООО "Вяткастройсоюз") Учреждением в 2020 году, в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет средств федерального бюджета (резервный фонд Правительства Российской Федерации (КБК 9140409092R158560244226)) были приняты и оплачены работы по демонтажу и установке павильонов на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по ул. Дзержинского в г. Кирове на общую сумму 453 354 руб., которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
По результатам проверки составлен акт от 16.07.2022 и вынесено представление от 27.08.2021 N 40-24-09/57, в котором заявителю указано на необходимость по нарушению, указанному в пункте 1 описательной части представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения представления; по нарушениям, указанным в пунктах 2-6 описательной части представления, в срок до 31.12.2021 включительно возвратить средства иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", на лицевой счет Министерства в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 10821890000011002150 "Доходы федерального бюджета от возврата прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)" в общей сумме 5 282 657,95 руб., использованных не по целевому назначению.
Полагая, что представление не соответствует закону и нарушает права Учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
По результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть выдано представление, содержащее информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В оспариваемом представлении отражены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в нецелевом использовании иных межбюджетных трансфертов при реализации мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 193 иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы), возникающих при осуществлении мероприятий, направленных на достижение результатов реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результата "В соответствии с программами дорожной деятельности на текущий год субъектами Российской Федерации выполнены дорожные работы" общественно значимого результата реализации федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" "Повышено качество дорожной сети, в том числе уличной сети, городских агломераций" (далее соответственно - федеральный проект, региональный проект, мероприятия, результаты реализации регионального проекта).
В силу пункта 1.1 Соглашения N 047 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019-2021 годах бюджету муниципального образования "Город Киров" иного межбюджетного трансферта на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств областного бюджета 815, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 13 ЯR1 53931, вид расходов 540 в рамках государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833.
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению (пункт 1.2 Соглашения N 047).
Согласно приложению N 2 результатом регионального проекта является увеличение доли протяженности дорожной сети Кировской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к ее транспортно-эксплуатационному состоянию на территории муниципального образования "Город Киров".
Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие транспортной системы".
Задачами государственной программы являются развитие сети автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения для удовлетворения потребности населения в безопасных перевозках; обеспечение доступности транспортного обслуживания для населения.
В целях управления реализацией данной государственной программы распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59 утвержден План реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год.
Ответчиком установлено, что в рамках исполнения муниципальных контрактов от 21.09.2019 N Ф.2020.009969, от 16.03.2019 N Ф.2020.000906 выполнены и Учреждением оплачены из средств иного межбюджетного трансферта работы по ремонту участка автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, ремонту автомобильной дороги (проезда) от ул. Горького к Цирку, отсутствующих в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, по муниципальному контракту от 16.03.2020 N Ф.2020.000906 выполнены и Учреждением оплачены из средств иного межбюджетного трансферта работы по ремонту участка съезда, часть которого относится к дворовой территории жилого дома N 90, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, и не относится к улично-дорожной сети г. Кирова.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и свидетельствуют о нецелевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с письмом Минтранса России от 28.12.2016 N ЕД-24/18277 "О составе дорожной сети городской агломерации" под термином "дорожная сеть городской агломерации" в рамках проекта БКД понимается совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующие объекты улично-дорожной сети, определяемые согласно Своду правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (выдержка прилагается):
- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
- улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Учреждение и Администрация указали, что спорные участки дорог соответствуют данным критериям, следовательно, приводятся в нормативное состояние за счет иного межбюджетного трансферта.
Между тем соответствие участков дорог критериям отнесения их к дорожной сети городской агломерации не опровергает выводы Управления о нецелевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов, так как в любом случае участок автомобильной дороги, ведущей к д. Сватково, являющейся частью автомобильной дороги д. Никуленки - д. Сватково, и автомобильная дорога (проезда) от ул. Горького к Цирку отсутствуют в перечне мероприятий Плана реализации государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 59, а часть участка съезда, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Казанская, не относится к улично-дорожной сети г. Кирова.
Кроме того, достаточных доказательств отнесения спорных участков к дорожной сети городской агломерации в материалы дела не представлено.
Пунктом 3.1.8 государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833, установлено, что проект "Дорожная сеть Кировской области" реализуется с 2019 года в рамках регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" в целях выполнения требований федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Реализация регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" осуществляется посредством выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог на дорожной сети регионального или межмуниципального значения, а также на дорожной сети Кировской городской агломерации, в том числе с включением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3.1.3 государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П, региональный проект "Дорожная сеть Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В рамках регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" планируются:
строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кировской городской агломерации. Мероприятие реализуется путем предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области". Методика распределения и правила предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов утверждаются Правительством Кировской области;
строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных в границах Кировской городской агломерации;
строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных вне границ Кировской городской агломерации, включенных в региональный проект "Дорожная сеть Кировской области" в порядке, установленном Правительством Кировской области.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 18 Закона N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу пункта 10 Классификации работ в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе работы по установке недостающих или замена существующих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления, обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев; обозначение границ полос отвода и придорожных полос (подпункт 4), установка элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем (подпункт 12).
Ответчиком установлено, что Учреждением в 2020 году, в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет федеральных средств были приняты и оплачены работы по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках и пешеходных зон на улично-дорожной сети г. Кирова, по муниципальному контракту от 06.11.2020 N Ф.2020.0Ш26 Учреждением в 2020 году, в рамках основного мероприятия "Ремонт автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них" за счет средств федерального бюджета были приняты и оплачены работы по демонтажу и установке павильонов на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по ул. Дзержинского в г. Кирове, которые не входят в состав работ, выполняемых при ремонте автомобильной дороги, а относятся к работам, выполняемым при содержании автомобильной дороги.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и свидетельствуют о нецелевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов.
Довод Учреждения о том, что оно не является ответственным лицом за реализацию двусторонних соглашений, а также организацией, ответственной за возврат средств в случае нарушения обязательств по достижению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 6 БК РФ получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом.
Статус получателя бюджетных средств закреплен в уставе Учреждения в силу делегирования ему муниципальным образованием публично-правовых полномочий по организации обслуживания и содержания улично-дорожной сети муниципального образования.
Учреждение получило средства иных межбюджетных трансфертов, заключило муниципальные контракты и перечислило средства межбюджетных трансфертов подрядчикам.
Таким образом, требование представления о возврате средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области", обеспечивающего достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", правомерно предъявлено заявителю.
В части пункта 1 описательной части представления возражения со стороны Учреждения и Администрации не поступили.
Учитывая, что представление УФК соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Учреждения и Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.10.2022 по делу N А28-13040/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Киров" и муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13040/2021
Истец: МКУ "УДПИ г. Кирова"
Ответчик: Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, УФК по Кировской области
Третье лицо: Администрация МО "Город Киров", Министерство транспорта Кировской области, Администрация города Кирова, Управление Федерального Казначейства по Кировской области