Нижний Новгород |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А11-9799/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Соколовой Л.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Спиридоновой Н.А. (доверенность от 01.03.2023),
от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области:
Казбанова М.В. (доверенность от 05.04.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АДМ"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023
по делу N А11-9799/2021 Арбитражного суда Владимирской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "АДМ"
(ИНН: 3306010957, ОГРН: 1073326000098)
в лице конкурсного управляющего Демидова Дмитрия Николаевича
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области
(ИНН: 3329026368, ОГРН: 1033303406322) и
к Управлению транспорта и связи администрации города Владимира
(ИНН: 3328026118, ОГРН: 1213300001430)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Владикарт"
(ИНН: 3328021462, ОГРН: 1183328012427),
Управление Федерального казначейства по Владимирской области
(ИНН: 3327101933, ОГРН: 1033301807780),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АДМ" (далее - ООО "АДМ", Общество) в лице конкурсного управляющего Демидова Дмитрия Николаевича обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент, после смены наименования - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, далее - Министерство) и Управлению транспорта и связи администрации города Владимира (далее - Управление) о взыскании солидарно 3 458 045 рублей 86 копеек убытков (выпадающих доходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Владимирской области (далее - УФК по Владимирской области) и общество с ограниченной ответственностью "Владикарт" (далее - ООО "Владикарт").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.09.2022 иск удовлетворен частично, в сумме 3 458 045 рублей 86 копеек.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Общество с постановлением апелляционного суда не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, выплаченная из бюджета субсидия не покрывает фактические расходы на перевозку льготных категорий граждан. При подписании контракта истец не мог предположить, что в отношении льготной категории граждан возмещение перевозчику выпадающих доходов будет ниже тарифа, установленного за проезд одного пассажира.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с позицией истца.
Управление, УФК по Владимирской области и ООО "Владикарт", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Управление и ООО "АДМ" заключили контракты:
- от 30.04.2021 N 46-06/33 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по маршрутам N 20С, 22, 22С регулярных перевозок муниципального образования городской округ Владимир,
- от 30.04.2021 N 46-06/35 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по маршрутам N 15 и 21С регулярных перевозок муниципального образования городской округ Владимир,
- от 30.04.2021 N 46-06/36 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по маршрутам N 7С, 13С, 54, 55С регулярных перевозок муниципального образования городской округ Владимир.
Предметом указанных контрактов является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по маршрутам N 20С, 22, 22С, 15 и 21С, 7С, 13С, 54, 55С регулярных перевозок муниципального образования городской округ Владимир.
Согласно пункту 2.3 контрактов плата за проезд взимается с пассажиров по тарифам, не превышающим предельного уровня, утвержденного соответствующим постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, и на момент заключения контракта составляет 24 рубля за одну поездку, 24 рубля - за провоз одного места багажа.
Размер выплачиваемой компенсации (субсидии) за перевозку отдельных категорий граждан с предоставлением льгот по оплате, а также порядок ее предоставления определяются региональными и муниципальными правовыми актами, путем заключения отдельного соглашения (пункты 2.4 контрактов).
ООО "АДМ" (Предприятие) и Отдел транспорта и связи администрации города Владимира (Отдел) заключили Соглашение от 08.02.2021 N 4606/2 на компенсацию (субсидию) за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам в городском сообщении (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является компенсация (субсидия) в целях возмещения затрат за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам в городском сообщении из бюджета города и областного бюджета в 2021 году, в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на предоставление услуг по перевозке пассажиров по месячным социальным проездным билетам на автобусных маршрутах, отмеченных литерой "С", а также на электротранспорте (при наличии), включенных в реестр муниципального образования город Владимир (пункт 1.1 Соглашения).
Согласно пункту 2.1 Соглашения целью предоставления субсидии является возмещение потерь в доходах, возникающих в результате предоставления услуг по перевозке отдельных категорий граждан в городском сообщении для организации гарантированного устойчивого функционирования регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам, повышение качества и уровня оказываемых транспортных услуг на территории муниципального образования город Владимир.
В пунктах 3.3, 3.4, 3.5 Соглашения определены суммы средств, рассчитываемые исходя из доведенных Отделу на текущий год, в пределах лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта, включая неисполненные обязательства за предыдущий год, пропорционально выполненной транспортной работе.
Предприятию не предоставляются средства из бюджета города на цели, указанные в пункте 2.1 Соглашения, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Владимирской области и муниципальными правовыми актами города Владимира.
В соответствии с разделом 6 Соглашения Предприятие осуществляет перевозку отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам без ограничения количества поездок.
Предприятие получает компенсацию (субсидию) за перевозку отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам.
По мнению Общества, расходы, связанные с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте отельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, возмещены ему не в полном объеме, что повлекло возникновение убытков, сумма которых определена исходя из количества поездок льготных категорий граждан (по данным электронного учета ООО "Владикард") и тарифа на перевозку пассажиров, утвержденного постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 04.07.2019 N 24/1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 309, 784, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 08.11.20017 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области счел требование Общества обоснованным и удовлетворил иск.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении искового требования. Суд сделал вывод о том, что перевозчику из бюджета были возмещены убытки в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок (формулу) их возмещения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
На основании статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В статье 790 Кодекса установлено, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1). В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700 "О введении на территории Владимирской области месячного социального проездного билета для отдельных категорий граждан" определено, что порядок реализации билетов и порядок предоставления компенсации перевозчикам на муниципальных маршрутах устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700 администрацией города Владимира принято постановление от 18.08.2017 N 2876 "Об утверждении порядка осуществления расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта и признании утратившим силу некоторых правовых актов администрации города Владимир" (далее - Порядок).
Порядок, утвержденный данным постановлением, определяет процедуру предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим равную доступность услуг общественного транспорта на территории муниципального образования город Владимир.
Согласно пункту 1.2 Порядка расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования город Владимир, а также средств областного бюджета, поступающих в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на основании Соглашения между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области и администрацией муниципального образования город Владимир.
В силу пункта 1.3 Порядка получателями субсидий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, с которыми заключены договоры (контракты) на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским маршрутам в муниципальном образовании город Владимир (далее - получатели субсидий).
Пункт 1.4 Порядка предусматривает, что целью предоставления субсидии является компенсация потерь в доходах, возникающих в результате предоставления услуг по перевозке отдельных категорий граждан в городском сообщении для организации гарантированного устойчивого функционирования регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам.
Согласно пункту 1.6 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Отдела как главного распорядителя средств бюджета для целей, указанных в пункте 1.4 данного Порядка.
Согласно пункту 1.7 Порядка объем средств, выделяемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, определяется исходя из 35 поездок в месяц при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов муниципального образования город Владимир в размере не менее пяти процентов от расходного обязательства и за счет бюджета области в размере не более девяноста пяти процентов от расходного обязательства в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, а также 40 дополнительных поездок в месяц для категорий граждан, имеющих право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постоянно проживающих на территории города Владимира, и 5 дополнительных поездок в месяц для категорий граждан, указанных в приложении N 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, за счет средств бюджета муниципального образования город Владимир.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка основанием для предоставления субсидий является Соглашение, заключаемое Отделом с получателем субсидии.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что постановление Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700 и постановление администрации города Владимира от 18.08.2017 N 2876 в судебном порядке не оспорены, не соответствующими закону не признаны.
В соответствии с указанными нормативными актами истцу был рассчитан плановый размер субсидии в сумме 3 224 211 рублей 98 копеек.
Обязательства по предоставлению данной субсидии Обществу администрация Владимирской области выполнила в полном объеме, что истцом не оспаривается.
ООО "АДМ", заключив Соглашение, должно было учитывать, что получит компенсацию в размере, определенном Соглашением.
Кроме того, контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок муниципального образования городской округ Владимир от 30.04.2021 N 46-06/33, 46-06/34, 46-06/35, 46-06/36 и Соглашение подписаны Обществом без разногласий.
Доказательства недобросовестного поведения Министерства, наличия причинно-следственной связи между действиями Министерства и возникновением у Общества убытков, необходимые для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, истец в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении иска.
Апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А11-9799/2021 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДМ" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АДМ" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.7 Порядка объем средств, выделяемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, определяется исходя из 35 поездок в месяц при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов муниципального образования город Владимир в размере не менее пяти процентов от расходного обязательства и за счет бюджета области в размере не более девяноста пяти процентов от расходного обязательства в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, а также 40 дополнительных поездок в месяц для категорий граждан, имеющих право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постоянно проживающих на территории города Владимира, и 5 дополнительных поездок в месяц для категорий граждан, указанных в приложении N 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, за счет средств бюджета муниципального образования город Владимир."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2023 г. N Ф01-2686/23 по делу N А11-9799/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2686/2023
07.02.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5035/2022
23.09.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9799/2021
19.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5035/2022