Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" право устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 40 Устава города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 28.06.95, Московская городская Дума по представлению мэра законами города определяет городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы.
Статьей 3 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" предусмотрен порядок установления и отмены налоговых льгот, согласно которому проекты законов по данным вопросам вносятся на рассмотрение Московской городской Думы мэром Москвы.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона все иные нормативные документы, устанавливающие налоговые льготы в г.Москве, не применяются.
Статьей 2 Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" с 1 июля 1997 года для предприятий и организаций, расположенных на территории г.Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
Под налогом на прибыль, уменьшаемым в соответствии с данным Законом, следует понимать сумму налога, исчисленную исходя из налоговой ставки зачисления платежа в городской бюджет, установленной данным Законом, и налогооблагаемой прибыли, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных в него изменений и дополнений. При этом размер налоговой льготы исчисляется по специальному расчету к строке 10б расчета налога от фактической прибыли.
Налоговые льготы, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются параллельно с налоговыми льготами, установленными федеральным законодательством, т.е. при выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право:
- пользоваться только льготами, установленными Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
- использовать только льготы, установленные настоящим Законом;
- применять льготы, установленные статьей 2 Закона города Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Законом Российской Федерации.
Право на налоговые льготы, установленные Законом, возникает в том отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль).
Для предприятий и организаций, пользующихся налоговыми льготами в части полного освобождения от налогообложения либо понижения налоговой ставки и являющихся плательщиками авансовых платежей, Закон не ограничивает права учитывать такую льготу и при расчете авансовых платежей в городской бюджет исходя из предполагаемой прибыли.
Предприятия, применяющие налоговые льготы, связанные с уменьшением налога на величину фактически произведенных затрат, и уплачивающие авансовые взносы, представляют в налоговый орган первоначальную справку об авансовых платежах в порядке, определенном Инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37. Однако при осуществлении в текущем периоде (периоде уплаты авансовых платежей по данной справке) фактических затрат следует учитывать следующее:
1) если налогоплательщик произвел фактические затраты, принимаемые при льготировании, до наступления первого срока авансового взноса, то на данную сумму он вправе уменьшить сумму авансовых платежей на квартал, уточнив при этом справку, согласовав ее с финансовым органом и представив ее в налоговую инспекцию до 15-го числа первого месяца квартала. В этом случае авансовый платеж по первому сроку уплаты будет начислен по уточненной справке.
Если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил в налоговый орган уточненную справку до указанного срока, уменьшение по справке по прошедшему сроку уплаты будет произведено по дате поступления справки в налоговый орган и в случае уплаты авансового платежа в сумме уточненной справки на сумму разницы между первоначальной и уточненной величиной авансового платежа до даты поступления в налоговую инспекцию уточненной справки будут начисляться пени;
2) если налогоплательщик произвел фактические затраты после срока уплаты первого авансового взноса, то после даты фактического производства затрат он может уточнить сумму авансовых взносов на величину затрат, представив согласованную с финансовым органом справку в налоговую инспекцию за 20 дней до окончания текущего квартала. В этом случае уменьшение по прошедшим срокам уплаты авансовых взносов производится по дате поступления уточненной справки в налоговый орган.
Основанием для уточнения суммы авансовых платежей являются бухгалтерские документы, подтверждающие факт производства льготируемых затрат.
При расчете дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом (для предприятий, уплачивающих налог по квартальным расчетам), фактическая сумма налога на прибыль определяется по установленной ставке от облагаемой прибыли с учетом всех налоговых льгот, включая льготы, определенные данным Законом.
В соответствии со ст.7 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" плательщики вправе использовать при наличии оснований городские льготы в течение всего периода их действия. Если плательщик не воспользовался налоговой льготой в течение финансового года, вопрос о предоставлении льгот за прошедший финансовый год согласовывается с финансовыми органами.
Налоговые льготы, установленные Законом города Москвы от 02.03.94 N 3-18 в части уменьшения налога на величину затрат, связанных с развитием собственного производства контрольно-кассовых машин, пускорегулирующих устройств для люминесцентных ламп, расходомеров воды, счетчиков потребляемого газа, газоанализаторов, фильтров, музыкальных инструментов, хлебопекарной и макаронной продукции, синтетических моющих средств; развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения предприятий пивоваренной отрасли, финансированием программы развития рыбного хозяйства; а также освобождения от налогообложения прибыли, полученной от: выполнения заказов по ремонту и восстановлению подвижного состава пассажирского транспорта, производства ламп накаливания, оказания услуг по сбору и вывозу отходов, производства работ по строительству очистных, гидротехнических и спортивных сооружений, производства диетического и лечебного питания, дрожжевой и молочной продукции, лекарственных препаратов (включая и их реализацию), оказания услуг хлебопекарным предприятиям, проведения работ по реконструкции и ремонту объектов городской и муниципальной собственности, а также жилищного фонда, предприятий торговли, реализующих хлеб, молоко и товары московских предприятий легкой и текстильной промышленности, ученических предприятий, кинотеатров, - прекращают свое действие с момента официального опубликования Закона города Москвы от 18 июня 1997 года N 19 ("Тверская, 13" N 29 от 17 июля 1997 года), т.е. с 17 июля 1997 года.
По налоговым льготам, действие которых отменяется в связи с введением Закона N 19, налогоплательщики, заявившие данные льготы в налоговых расчетах за 9 месяцев 1997 года (либо за июль 1997 года - для ежемесячных расчетов), должны обеспечить раздельный учет льготируемой прибыли (затрат) за период с 01.07.97 по 17.07.97.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона налог на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных:
1.1 - с развитием и расширением производственной базы (включая новое строительство) расположенных в городе Москве спортсооружений, детских, юношеских спортивных школ, детских, подростковых клубов, осуществляющих спортивно-массовую физкультурно-оздоровительную работу с детьми и подростками по месту жительства на безвозмездной основе и зарегистрированных в установленном порядке, домов детского творчества, а также спортивных объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций;
- материально-техническим обеспечением расположенных в городе Москве некоммерческих спортивных организаций (включая бюджетные), зарегистрированных в установленном порядке.
При этом следует иметь в виду, что в связи с тем, что льгота в части материально-технического обеспечения в соответствии с настоящим Законом не распространяется на коммерческие организации, направление средств на указанные цели для льготного налогообложения прекращается с 17 июля 1997 года.
Под развитием производства понимаются затраты, связанные с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.
К спортивным сооружениям относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, учебно-тренировочные центры и базы, стадионы, дворцы спорта, специализированные и комплексные спортивные залы, манежи, велотреки, искусственные водные стадионы и катки, стрельбища, тиры (стенды), спортивные базы (включая альпинистские и по прокату специнвентаря и оборудования), ипподромы, спортивные, конноспортивные, авиаспортивные, стрелковоспортивные, спортивно-технические, шахматно-шашечные клубы, автомотоклубы, водные и спасательные станции, детские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, спортивные школы олимпийского резерва, мотодромы, картодромы, кордодромы, школы служебного собаководства.
Статьей 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Одной из форм некоммерческой организации является общественная организация (объединение).
Следовательно, некоммерческой спортивной организацией признается некоммерческая организация, создаваемая в установленном действующим законодательством порядке в целях развития физической культуры и спорта.
Для целей льготного налогообложения в понятия "производственная база" и "материально-техническое обеспечение" для детских, юношеских спортивных школ включаются:
Производственная база
1. Учебно-тренировочные помещения:
- спортивные залы;
- спортивные площадки;
- тренажерные залы;
- бассейны;
- стадионы;
- учебные классы.
2. Производственный процесс: а) учебно-тренировочные занятия:
- практические занятия;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- общефизическая подготовка;
- теоретические занятия; б) учебно-тренировочные сборы (без выезда, с выездом):
- каникулярные (осенние, зимние, весенние, летние);
- предсоревновательные; в) участие в соревнованиях различного ранга:
- городских;
- всероссийских (без выезда, с выездом);
- международных (без выезда, с выездом).
3. Производственные силы:
- тренерско-преподавательский персонал;
- медицинский персонал;
- обслуживающий (в том числе административный) персонал.
Материально-техническое обеспечение
1. Тренировочная и игровая форма:
- для занятий в залах;
- для занятий под открытым небом;
- для участия в соревнованиях.
2. Спортивный инвентарь:
- спортивные снаряды и спортивный инвентарь;
- специальные тренажеры для технической подготовки;
- тренажеры для общефизической подготовки;
- сопутствующий инвентарь.
3. Оборудование и содержание (в том числе аренда) спортивных залов, площадок, бассейнов.
4. Оборудование и содержание (в том числе аренда) учебных классов.
5. Наглядное методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса.
6. Финансовое обеспечение учебно-тренировочного процесса, включающего учебно-тренировочные занятия, учебно-тренировочные сборы и участие в соревнованиях.
7. Содержание (аренда) транспортных средств.
8. Содержание тренерско-преподавательского, медицинского, обслуживающего (в том числе административного) персонала.
Затраты по содержанию и оборудованию центров медико-восстановительного контроля (медицинские кабинеты, залы ЛФК, сауны, реабилитационные центры) не могут учитываться при льготировании, поскольку они не относятся к расходам, связанным с развитием и расширением производственной базы и материально-техническим обеспечением детских, юношеских спортивных школ.
Иные организации, имеющие право на льготный режим налогообложения в соответствии с изложенными в настоящем пункте льготами, могут использовать данный перечень затрат применительно к специфике своей деятельности.
При применении данной льготы следует иметь в виду, что как инвесторами, так и получателями средств могут быть только предприятия и организации, расположенные в городе Москве, зарегистрированные в общеустановленном порядке в регистрирующих органах г.Москвы и вставшие на учет в налоговых инспекциях города;
1.2 - с развитием и расширением московской производственной базы общественного городского транспорта (кроме такси).
Право пользования данной льготой предоставлено предприятиям и организациям, перечислившим денежные средства либо передавшим безвозмездно имущество предприятиям, входящим в ГК "Мосгортранс".
На автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров по индивидуальным маршрутам на автомобилях "такси" и "маршрутное такси" с оплатой стоимости проезда по договорным ценам, данная льгота не распространяется.
В связи с отменой льготы по материально-техническому обеспечению городского транспорта налоговая льгота в этой части прекращает свое действие с 17 июля 1997 года;
1.3 - с улучшением экологической обстановки в городе.
Для целей льготного налогообложения налоговыми органами принимаются фактически произведенные затраты в пределах перечня затрат, определенных Москомприродой, после его ежегодного утверждения Правительством Москвы.
В связи с требованием Закона о ежегодном утверждении Правительством Москвы перечня затрат по улучшению экологии, на которые распространяется льготный порядок налогообложения, с 17 июля 1997 года не применяются для целей льготного налогообложения фактически произведенные затраты на выполнение мероприятий, перечисленных в принятых Правительством Москвы постановлениях от 27 сентября 1994 года N 860 "О Комплексной экологической программе Москвы", от 16.04.96 N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве" и совместном с РАО "Газпром" постановлении от 26.11.96 N 943-134, а также перечни организаций, осуществляющих указанные мероприятия.
Правительство Москвы постановлением от 18 ноября 1997 года N 804 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве" утвердило перечень затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в г. Москве на 1997 год (приложение N 10).
Исполнителями мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе Москве на текущий год являются: Московский городской экологический фонд, ЗАО "Мосэкотранс", АО "Московский центр управления экологическими программами".
1.4 - с развитием волоконно-оптических сетей связи в соответствии с городской целевой программой, утвержденной Правительством Москвы.
Городская целевая программа по созданию в г.Москве волоконно-оптической сети утверждена постановлением Правительства Москвы от 11.05.93 N 437 "О дополнительных мерах по реализации программы создания Московской волоконно-оптической сети".
Реализация указанной программы возложена на ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация";
1.5 - с модернизацией и реконструкцией предприятий, переходящих на выпуск новой градостроительной продукции (по перечню предприятий, утвержденному Правительством Москвы).
Перечень предприятий, которым предоставлен льготный режим налогообложения, утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.07.95 N 588 и включает:
- Краснопресненский завод железобетонных конструкций;
- Ростокинский завод железобетонных конструкций;
- Хорошевский завод железобетонных изделий;
- Тушинский завод железобетонных конструкций;
- Востряковский завод ЖБК;
- АО "Кунцевострой" (бывший ЖБИ-9);
- АО "Жилсервисстрой" (бывший ЖБИ-21);
- АО "Мосстройпрогресс";
- АО "Бескудниковский комбинат строительных материалов";
- МСНПО "Бекерон";
- АО "Спецстройбетон";
- АО "Бетиар-22" (бывший ЖБИ-22);
- АО "ДОК-2";
- АО "ДОК-3";
- АО "Заречье" (бывший комбинат ДВП);
- АО "Краснопресненский ДОЗ";
- МГП "Лосиноостровский завод столярных изделий";
- АО "Мосспецжелезобетон".
В настоящее время в Правительстве Москвы уточняется перечень предприятий, переходящих на выпуск новой градостроительной продукции, который после принятия соответствующего постановления будет доведен до налоговых инспекций;
1.6 - с реализацией программ социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (для программ, утвержденных Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой).
Указанные программы приняты постановлениями Правительства Москвы от 04.04.95 N 291 "О комплексе мер по реализации в Москве законов Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и испытаний" (письмо N 11-13/8199 от 30.05.95), от 18.02.97 N 95 "О Целевой комплексной программе социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на 1997 год" (письма N 11-13/5100 от 14.03.97 и от 06.02.97 N 11-13/2245) и от 27.06.95 N 577 "О Комплексной целевой программе "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы" (письмо N 11-13/11577 от 25.07.95).
Головными исполнителями Целевой комплексной программы социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, утвержденной постановлениями Правительства Москвы от 04.04.95 N 291 и от 18.02.97 N 95, являются общественная организация инвалидов Чернобыля "Заслон Чернобыля" и Фонд помощи инвалидам, получившим увечье, заболевание, переоблучение в результате чернобыльской катастрофы, "Чернобыль - Надежда", а Комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" - общественное объединение инвалидов "Помощник".
Перечень предприятий и организаций, участвующих в финансировании программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы", доведен письмами N 11-13/14095 от 08.09.95 и N 11-13/14689 от 19.09.95;
1.7 - с реализацией целевой комплексной программы Правительства Москвы "Московский международный деловой центр "Москва - Сити" на Краснопресненской набережной", включая погашение (возврат) привлеченных (заемных) средств, использованных на ее реализацию.
Реализация указанного проекта осуществляется как путем инвестирования собственных средств участниками проекта в его реализацию, так и за счет привлечения кредитных ресурсов для финансирования строительства объектов, включенных в программу "ММДЦ "Москва - Сити".
Правительство Москвы постановлением от 05.12.95 N 984 "О финансировании работ по Московскому международному деловому центру "Москва - Сити" (ММДЦ) на 1996 год и утверждении программ развития проекта ММДЦ одобрило программу градостроительного и социально-экономического развития ММДЦ "Москва - Сити", рассчитанную на период с 1995-го до 2000 года (письмо N 11-13/661 от 15.01.96);
Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 13 октября 1997 г. N 11-13/25821 в пункт 1.8 настоящего письма внесены изменения
1.8 - с реализацией московских городских благотворительных программ, утвержденных городским Благотворительным советом.
Распоряжением мэра Москвы от 26.07.96 N 153/1-РМ в соответствии с Законом города Москвы от 5 июля 1996 года N 11-46 "О благотворительной деятельности" создан городской Благотворительный совет.
В 1997 году на дату издания настоящего письма советом приняты следующие программы:
- "Труженикам искусства - заботу Москвы" (исполнитель - благотворительный фонд социальной поддержки театральных деятелей "Бенефис");
- "Научный, информационный и учебный центр "Московская благотворительность" (исполнитель - Институт проблем гражданского общества);
- "Лечебно-педагогическая помощь детям с серьезными нарушениями развития: модель муниципальной службы" (исполнитель - Центр лечебной педагогики);
- "Восстановление и реконструкция храма-усыпальницы в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского Ставропигиального мужского монастыря" (исполнитель - ТОО "КБ "Мост-Банк");
- "Маленькая Москва" (исполнитель - межрегиональная общественная организация "Мир Вашему Дому");
- "Информационная помощь социально незащищенным слоям населения "Благо-Информ" (исполнитель - благотворительный фонд "Еще не вечер");
- "Москвичи - москвичам и россиянам" (исполнитель - центр народной помощи "Благовест");
- "Центр творческой реабилитации детей-инвалидов на базе Московского театра детской книги "Волшебная лампа" (исполнитель - Московское отделение международного информационно-просветительского движения "Добро без границ").
При предоставлении данной налоговой льготы следует иметь в виду, что ТОО "КБ Мост-Банк" осуществляет мероприятия по восстановлению и реконструкции храма-усыпальницы в Спасо-Преображенском соборе только за счет собственных средств, т.е. имеет право на налоговую льготу только в части фактически произведенных затрат из собственной прибыли, без привлечения средств других организаций.
Решением городского Благотворительного совета от 25 сентября 1997 г. утверждены благотворительные программы:
- Сооружение "Храма Памяти" в Мемориальном комплексе на Поклонной горе (исполнитель - ТОО "Мост-Девелопмент");
- Содействие восстановлению здоровья и психической реабилитации детей-инвалидов путем проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на базе занятий горнолыжным спортом "Снежок" (исполнитель - региональная общественная организация инвалидов "Благотворительный горнолыжный центр детей-инвалидов "Снежок"):
- "Дом материнства и детства" (исполнитель - благотворительный центр "Соучастие в судьбе");
- "Надежда" (исполнитель - Московское городское отделение Российского фонда мира).
Данный перечень программ не является исчерпывающим и будет дополняться по мере утверждения Благотворительным советом новых программ.
1.9 - с развитием и расширением производства елочных украшений.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 06.08.93 N 17, для сертификации елочных украшений применяются следующие коды:
3694270 Украшения елочные из металла
3694271 Украшения елочные из металла без механизмов
3694272 Украшения елочные из металла электромеханические (с микроэлектродвигателями)
3694280 Украшения елочные из дерева
3694281 Украшения елочные из дерева без механизмов
3694290 Украшения елочные пластмассовые
3694291 Украшения елочные пластмассовые без механизмов
3694292 Украшения елочные пластмассовые электротехнические
3694293 Украшения елочные пластмассовые электромеханические (с микроэлектродвигателями)
3694294 Украшения елочные пластмассовые электронные
3694310 Украшения елочные из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные)
3694311 Украшения елочные из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные) без механизмов
3694320 Украшения елочные из бумаги и картона (полиграфические)
3694321 Украшения елочные из бумаги и картона (полиграфические) без механизмов
3694330 Украшения елочные из фарфора, фаянса, керамики, папье-маше, древесноопилочных масс
3694331 Украшения елочные из папье-маше и древесноопилочных масс
3694341 Украшения елочные стеклянные;
1.10 - с развитием и расширением собственного производства бытовых электросчетчиков;
1.11 - с приобретением и установкой приборов и систем отечественного производства для учета расхода воды и энергетических ресурсов в городе Москве.
Для целей льготного налогообложения по указанным сферам деятельности (программам) (пункты 1.1-1.11) принимаются как средства, перечисленные предприятиями и организациями (включая банки и страховые компании) на расчетные счета предприятий и организаций, поименованных выше, так и собственные капитальные вложения предприятий и организаций этих сфер деятельности (исполнителей программ). Ответственность за целевое использование средств, направленных на выполнение изложенных выше мероприятий, несут получатели средств.
Средства, получаемые от других предприятий и организаций, при их целевом использовании не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет. При нецелевом использовании получаемых средств они подлежат изъятию в городской бюджет. При этом следует иметь в виду, что неизрасходованные средства не рассматриваются как использованные не по целевому назначению. В целях правильного применения указанных льгот организации, получающие средства, должны обеспечить раздельный учет их использования.
Организации, получающие средства в порядке действия налоговых льгот, перечисленных в настоящем пункте, одновременно с квартальной отчетностью представляют в налоговый орган отчет о получении и использовании этих средств (приложение N 1).
Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного копией платежного поручения, получателем которого является предприятие одной из перечисленных выше сфер деятельности (исполнитель программы). При этом в бухгалтерском учете предприятий и организаций, включая страховщиков, на сумму перечисленных средств делается бухгалтерская запись по дебету счета 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет" (у коммерческого банка - дебет счета 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков" и кредит счета 161 "Корреспондентский счет").
При исчислении предприятиями налога от фактической прибыли за отчетный период фактически перечисленная сумма взноса засчитывается как налоговая льгота и снижает сумму налога, уплачиваемого в городской бюджет, в пределах суммы налога, зачисляемого в бюджет города Москвы.
Если участие предприятий и организаций производится не путем перечисления денежных средств, а посредством безвозмездной передачи имущества (оказания работ, услуг), для целей льготного налогообложения в данном случае будет приниматься: по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам - их остаточная стоимость, по товарно-материальным ценностям и готовой продукции (произведенные работы, оказанные услуги) - фактическая себестоимость. Основанием для передачи имущества и льготного налогообложения является акт приемки-передачи.
Постановлением Правительства Москвы от 17.03.98 N 185, кроме перечисленного выше имущества, в качестве налоговой льготы по улучшению экологической обстановки принимается и передача ценных бумаг. По иным льготам, поименованным в пункте 1 раздела III настоящего письма, передача ценных бумаг не учитывается для целей льготного налогообложения.
При передаче продукции собственного производства (производстве работ, оказании услуг) передающие организации отражают их стоимость по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с последующим погашением за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
При передаче имущества (кроме денежных средств) следует иметь в виду, что у передающей стороны валовая прибыль (строка 1 расчета налога от фактической прибыли) исчисляется с учетом положений, изложенных в пунктах 2.4 и 2.5 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
При передаче иного (кроме денежных средств) имущества следует иметь в виду, что льготный порядок налогообложения применяется только к продукции (работам, услугам) и другому имуществу, которые могут быть использованы получателем на цели, по которым предоставляется льгота.
При осуществлении предприятиями и организациями указанных видов деятельности (исполнителями программ) собственных вложений для целей льготного налогообложения принимаются фактически произведенные расходы, отражаемые по дебету счета 08 "Капитальные вложения", за вычетом сумм износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятиям, с начала отчетного года на отчетную дату по кредиту счета 02 "Износ основных средств" (кроме вложений в приобретение нематериальных активов, земельных участков и объектов природопользования).
При применении льгот, изложенных в пункте 1 настоящего письма, следует иметь в виду, что величина указанных налоговых льгот может составлять до 100 процентов суммы налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет.
Пример расчета налога от фактической прибыли с учетом действия налоговых льгот, перечисленных в данном пункте, для получателя средств приведен в приложении N 3 к настоящему письму.
Порядок отражения операций в бухучете при получении средств дан в приложении N 2.
2. Пунктом 2 статьи 2 Закона освобождена от налогообложения прибыль предприятий любых организационно-правовых форм, полученная от:
2.1 - оказания услуг по переработке отходов и вторичного сырья;
2.2 - оказания услуг предприятиями общественного питания по организации питания учащихся в школах, ПТУ, техникумах, вузах.
Организация питания детей осуществляется:
- в школах - школьно-базовыми столовыми либо иными организациями общественного питания;
- в ПТУ, техникумах и вузах - столовыми, входящими в состав учебного заведения, имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет.
В связи с тем, что льгота по налогу на прибыль предоставлена предприятиям общественного питания, она будет применяться к прибыли школьно-базовых столовых, столовых ПТУ, техникумов, вузов, иных организаций общепита, если последние являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Основанием для получения льготы является договор об организации питания учащихся, заключенный с учебным заведением;
2.3 - производства и реализации отечественных автобусов, поставляемых для нужд городского пассажирского транспорта г.Москвы.
Для целей льготного налогообложения принимается прибыль, полученная от реализации автобусов, а также услуг по сборке автобусов непосредственно предприятиям и организациям ГК "Мосгортранс".
На иную реализацию данная льгота не распространяется;
2.4 - производства хлеба, хлебобулочной и макаронной продукции, а также услуг по доставке указанных продуктов на предприятия торговли, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции Правительства Москвы (Положение о фонде - приложение N 5). Отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы. Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых.
При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 Инструкции Росгосналогслужбы от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций";
2.5 - производства продукции мукомольной отрасли, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли. Отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы (Положение о фонде - приложение N 6).
Продукции мукомольной отрасли соответствует код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг - 1531;
2.6 - реализации страховых запасов продовольствия в объемах, утверждаемых Правительством Москвы;
2.7 - осуществления проектно-изыскательских, строительных, реставрационных и транспортных услуг, связанных с восстановлением храма Христа Спасителя;
2.8 - проведения проектно-изыскательских, строительных, реставрационных, транспортных и природоохранных работ, связанных с восстановлением и сохранением памятников природы, архитектуры, истории и культуры, историко-культурных, природно-ландшафтных комплексов и заповедных зон г.Москвы по перечню объектов, определяемых Московской городской Думой по представлению мэра Москвы и Указом Президента Российской Федерации от 18.12.91 N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" в редакции Указа от 12.04.96 N 534 (приложение N 7);
2.9 - медицинского обслуживания населения г.Москвы, осуществляемого за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования;
2.10 - работы с детьми и молодежью по месту жительства, осуществляемой детскими подростковыми клубами и центрами, зарегистрированными в установленном порядке;
2.11 - внешнеэкономической деятельности, осуществляемой по поручению Правительства Москвы, доходы от которой целевым назначением направляются на финансирование городской программы по приобретению технологий и оборудования для развития пищевой промышленности г.Москвы, утвержденной Правительством Москвы;
2.12 - прочих видов деятельности городского пассажирского транспорта (кроме такси) и метрополитена и направленная на покрытие убытков от основной деятельности (перевозка пассажиров).
Данная льгота действует в отношении транспортных организаций, входящих в компанию "Мосгортранс", а также метрополитена, получивших в отчетном периоде убыток по перевозкам пассажиров. При этом размер предоставляемой льготы не может быть выше суммы полученного убытка. Для получения данной налоговой льготы организации обязаны обеспечить раздельный учет финансовых результатов от основной деятельности.
К прочим видам деятельности городского пассажирского транспорта относится и деятельность, прибыль от которой облагается по повышенным налоговым ставкам;
2.13 - проведения работ, связанных со строительством Московского метрополитена.
Перечнем предприятий и организаций, осуществляющих в 1997 году работы по строительству метрополитена, на дату издания настоящего письма налоговая инспекция не располагает;
2.14 - проведения работ, связанных с реализацией целевой комплексной программы Правительства Москвы "Московский международный деловой центр "Москва - Сити" на Краснопресненской набережной";
2.15 - оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электро-, радиоаппаратуры и бытовой техники отечественного производства.
Для льготного обложения прибыли от оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электронной и электротехники отечественного производства принимаются:
- по гарантийному обслуживанию - прибыль, полученная в виде разницы между денежными средствами, перечисленными предприятиями-изготовителями, находящимися на территории Российской Федерации и стран СНГ в соответствии с договором на гарантийное обслуживание, и затратами организации на гарантийный ремонт;
- по послегарантийному ремонту - прибыль, полученная в виде разницы между денежными средствами, перечисленными заказчиками по квитанциям, в которых указаны наименование и марка ремонтируемой техники, наименование предприятия-изготовителя, и затратами, связанными с выполнением этих работ.
Все льготы по налогу на прибыль, изложенные в данном пункте, предоставляются только при наличии раздельного учета льготируемой прибыли.
Пример расчета налога от фактической прибыли с учетом перечисленных в данном пункте налоговых льгот приведен в приложении N 4.
3. От уплаты налога в части сумм налоговых платежей, поступающих в городской бюджет, согласно пунктам 3, 4, 12, 15 статьи 2 Закона освобождена прибыль:
3.1 - предприятий хлебопекарной промышленности, в общем объеме товарной продукции которых хлеб и хлебобулочные изделия составляют не менее 70 процентов, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции Правительства Москвы (отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы). Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых.
При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 Инструкции Росгосналогслужбы N 37.
Номенклатура хлеба и хлебобулочных изделий, утвержденная Управлением статистики промышленности Центрального статуправления 29 декабря 1984 года N 04-72, доведена до налоговых органов письмом N 11-13/12406 от 23.09.94;
3.2 - товариществ собственников жилья и их объединений, жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных некоммерческих организаций, управляющих кондоминиумом и направляющих прибыль от любого вида предпринимательской деятельности на содержание и ремонт жилищного фонда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом. Согласно той же статьи кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
Порядок организации работы товариществ установлен постановлением Правительства Москвы от 14.01.97 N 16 "О порядке применения Закона Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" в г.Москве" (приложение N 8);
3.3 - предприятий торговли и общественного питания, построенных в зоне реконструкции:
- 11-59 км Московской кольцевой автодороги - на период до конца 1998 года;
- 60-109 км МКАД - с 1 января 1998 года по 31 декабря 1999 года;
3.4 - предприятий и организаций сферы материального производства и бытового обслуживания населения, в среднесписочной численности работающих которых:
- инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, в т.ч. воины-интернационалисты и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, составляют более 50 процентов;
- инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, к ним приравненные, в т.ч. воины-интернационалисты и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и пенсионеры составляют более 70 процентов.
При этом следует иметь в виду, что под категорией "инвалиды" следует понимать как инвалидов войны, так и инвалидов труда и инвалидов детства.
В соответствии с постановлением Совмина СССР от 23.02.81 N 209 к инвалидам Великой Отечественной войны приравнены:
- инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалиды из числа партизан гражданской войны;
- инвалиды из числа начальствующего и рядового состава органов МВД СССР и органов КГБ СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
- инвалиды из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах и отрядах.
Кроме того, к инвалидам Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.92 N 1235 приравниваются бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
К участникам Великой Отечественной войны приравнены:
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.92 N 1235;
- лица, пережившие блокаду Ленинграда, в соответствии с Указом Президента РФ от 18.01.94;
- лица, состоявшие на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27.02.81 N 220.
Расчет среднесписочной численности работающих для целей льготного налогообложения производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 N 17-10-0370, однако в среднесписочную численность работающих не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018, утвержденным 1 января 1976 года, к сфере материального производства относятся:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- рыбное хозяйство;
- транспорт и связь;
- строительство;
- торговля и общественное питание;
- материально-техническое снабжение и сбыт;
- заготовки;
- информационно-вычислительное обслуживание;
- операции с недвижимым имуществом;
- общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;
- геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба;
- прочие виды деятельности сферы материального производства (код 87000).
Бытовое обслуживание включает как производственные, так и непроизводственные виды бытового обслуживания населения.
Многоотраслевые предприятия относятся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения в том случае, если доля соответствующих видов деятельности является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем выручки от реализации, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный показатель подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия и является неизменным в течение отчетного года. В специальном расчете размера городских льгот, который является в соответствии с п.III настоящего письма приложением к расчету налога от фактической прибыли, отражается выбранный предприятием показатель;
3.5 - предприятий, организаций и учреждений культуры всех форм собственности при условии, если выручка от показа цирковых и театрализованных представлений для детей составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Для осуществления контроля за правомерностью применения льготного режима налогообложения организациям культуры необходимо обеспечить раздельный учет выручки от показа цирковых и театрализованных представлений для детей;
3.6 - предприятий (не входящих в систему Минсвязи РФ), оказывающих услуги по подписке и доставке населению периодической печати, если в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) выручка от указанных услуг составляет более 70 процентов, при условии направления освобождающейся прибыли на развитие собственной производственной базы по данному виду деятельности.
4. Пунктом 5 статьи 2 Закона предусмотрено, что сумма налога на прибыль по предприятиям и организациям сферы материального производства и бытового обслуживания населения уменьшается:
- на 50 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 30 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 50 процентов;
- на 40 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 20 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 40 процентов;
- на 30 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды и пенсионеры составляют не менее 20 процентов.
Пунктом 3.4 настоящего письма определены отрасли, относящиеся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения.
При определении права на получение льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Многоотраслевые предприятия относятся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения в том случае, если доля соответствующих видов деятельности является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем выручки от реализации, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный показатель подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия и является неизменным в течение отчетного года. В специальном расчете размера городских льгот, который является в соответствии с п.III настоящего письма приложением к расчету налога от фактической прибыли, отражается выбранный предприятием показатель.
5. Кроме того, в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль:
5.1 - направленная предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, военнослужащих, уволенных в запас), в экологические и оздоровительные фонды, фонды на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в т.ч. международным и их фондам, предприятиям, учреждениям и организациям, молодежным общественным объединениям, религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, а также средства, перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, системы образования, социального обеспечения, культуры и кинематографии, архивной службы и спорта, ассоциациям и объединениям творческих работников, но не более 1 процента облагаемой налогом прибыли.
Под прибылью, в пределах 1 процента которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр. 6 "Расчета налога от фактической прибыли" согласно приложению N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37;
5.2 - фактически направленная предприятиями, учреждениями и организациями в фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя.
6. Пунктом 8 статьи 2 Закона установлено, что сумма налога на прибыль по гостиницам (согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в Централизованный фонд Департамента внешних связей Правительства Москвы на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в гостиницах города. Положение о порядке расходования указанного фонда утверждается Правительством Москвы (Положение о фонде - приложение N 9). Отчет о его использовании ежегодно представляется Правительству Москвы.
Перечень муниципальных гостиниц, имеющих право на данную льготу, утвержден постановлением Правительства Москвы от 25.01.96 N 61 "Об оплате проживания беженцев в гостиницах" (письмо N 11-13/2101 от 06.02.96).
В случае включения в имеющийся перечень других гостиниц он должен быть дополнен соответствующим постановлением Правительства Москвы.
7. В пункте 9 статьи 2 Закона предусмотрено уменьшение суммы налога на величину взносов в общественные организации, направляемых на лечение постоянно проживающих в г.Москве инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, включая ветеранов подразделений особого риска.
Льгота предоставляется только на величину затрат по лечению инвалидов, давших обязательство получать дополнительную помощь в лечении только через одну общественную организацию.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходящие (проходившие) военную службу (службу)* в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
К гражданам из подразделений особого риска согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
- непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
- личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Кроме того, к лицам, пострадавшим от радиационных воздействий (постановление Совмина - Правительства Российской Федерации от 30.03.93 N 253), относятся: а) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; б) лица из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
К летно-подъемному составу экипажа воздушных судов относятся члены экипажа, включая бортоператоров, обслуживающих специальную аппаратуру, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования. Членом экипажа воздушного судна является лицо, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет. Экипажем воздушного судна для выполнения авиационных работ считается группа специалистов, включающая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов "заказчика", имеющих свидетельство летного состава.
Служебными пассажирами являются лица, имеющие свидетельство установленного образца, допуск для производства данного вида работ, включенные в задания на полет, прошедшие предполетный медицинский осмотр, обслуживающие специальную аппаратуру, установленную на борту воздушного судна, и выполнявшие в составе экипажей воздушных судов в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Закон Российской Федерации от 20.05.93 N 4995-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" распространил действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на:
1) граждан (в том числе временно направленных или командированных), в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
2) граждан (в том числе направленных или командированных), в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк";
3) граждан, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) произведена частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно гражданам относятся: выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк", а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
4) граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляет в настоящее время 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
5) граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Данная налоговая льгота применяется к средствам, направленным только на лечение инвалидов - москвичей из указанных выше категорий лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Документами, удостоверяющими принадлежность к одной из категорий, являются соответствующее удостоверение и справка об инвалидности либо удостоверение инвалида, подвергшегося радиационному воздействию. В настоящее время в г.Москве эти удостоверения могут выдаваться Комитетом социальной защиты Правительства Москвы в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 20.02.95 N 84-РМ, а справки - соответствующими ВТЭКами.
Данная налоговая льгота предоставляется инвесторам по мере фактического перечисления средств при наличии документов, подтверждающих целевое использование перечисленных средств. Такими документами могут служить: заключение врачей на операцию и т.п.
Целевым расходованием средств в рамках действия данной налоговой льготы считаются расходы на:
- затраты капитального характера по созданию основных фондов, направленных на лечение инвалидов-лучевиков;
- оплату индивидуального лечения и обследования в медицинском учреждении;
- осуществление реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях и профилакториях;
- создание патронажной службы для обеспечения лечения на дому и специализированной службы скорой помощи;
- приобретение медикаментов и лечебных препаратов;
- приобретение специального лечебного и диетического питания, а также иммунокорригирующих биодобавок;
- приобретение медприборов и оборудования домашнего пользования;
- создание экспертной комиссии, определяющей первоочередной порядок лечения;
- анкетирование больных;
- организацию банка данных по инвалидам, проживающим в г.Москве;
- другие расходы, связанные с организацией работы (оплата труда, хозяйственные расходы, расходы на служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, ремонт), но не более 20 процентов от суммы средств, полученных в отчетном периоде.
Денежные средства, поступившие в виде благотворительного взноса и не использованные по каким-либо причинам по целевому назначению либо на иные цели, не могут рассматриваться как использованные не по целевому назначению и в соответствии с действующим налоговым законодательством до момента их фактического использования не по целевому назначению изъятию в бюджет не подлежат.
8. Согласно пункту 10 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, направляемая предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели в организации, имеющие статус "благотворительная" в г.Москве, но не более 50 процентов облагаемой налогом прибыли.
Под прибылью, в пределах 50 процентов которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр. 6 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37).
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 05.07.95 N 11-46 "О благотворительной деятельности" статус "благотворительная" в г.Москве предоставляется предприятиям и организациям городским Благотворительным советом и удостоверяется Паспортом благотворительной организации, в связи с чем льгота предоставляется только при наличии данного Паспорта, выдаваемого Благотворительным советом.
Перечни организаций, получивших статус "благотворительная", доводятся до сведения налоговых органов после получения их от совета. На дату выхода настоящего письма перечни указанных организаций доведены письмами N 11-13/12863 от 10.06.97, N 11-13/16019 от 14.07.97 и N 11-13/20843 от 01.09.97).
9. В соответствии с пунктом 11 статьи 2 освобождается от налогообложения прибыль, полученная хозяйственными товариществами и обществами, учредителями (участниками) которых являются исключительно организации, имеющие статус "благотворительная" в г.Москве, при условии направления ими прибыли в данные организации на благотворительные цели.
Понятие организации, имеющей статус "благотворительная" в г.Москве, приведено в пункте 8 настоящего письма.
10. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, фактически направленная предприятиями, организациями и учреждениями в местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, образованные по постановлениям Московской городской Думы.
Такие фонды в настоящее время созданы в Южном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 13.09.95 N 58 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства Южного административного округа города Москвы", в Центральном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 22.11.95 N 82 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства на территории района (территориального управления) "Пресненское" Центрального административного округа Москвы"; а также в Северо-Западном округе на основании постановления от 27.11.96 N 103 "Об образовании местного муниципального внебюджетного фонда развития жилищного строительства Северо-Западного административного округа города Москвы".
В случае принятия Московской городской Думой аналогичных постановлений по другим административным округам об этом будет сообщаться налоговым органам Государственной налоговой инспекцией по г.Москве.
При расчете указанной льготы налогооблагаемая прибыль для расчета налога, зачисляемого в городской бюджет, уменьшается на величину фактического взноса во внебюджетный фонд, произведенного из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
11. Согласно пункту 14 статьи 2 Закона не включаются в состав налогооблагаемой прибыли при расчете налога, зачисляемого в городской бюджет, средства, получаемые предприятиями и организациями из централизованных фондов развития хлебопекарной и мукомольной промышленности, а также из централизованного фонда Департамента внешних связей на покрытие затрат по проживанию беженцев в гостиницах города, при условии их целевого использования в соответствии с утвержденными положениями о порядке формирования и расходования указанных фондов.
При применении положений, изложенных в настоящем письме, следует иметь в виду, что наличие в налоговом органе официально доведенного перечня предприятий, имеющих право на льготный режим налогообложения, не является достаточным основанием для предоставления льготы, т.к. очерчивает только круг возможных претендентов, а для получения налоговой льготы необходимо соблюдение условия ее действия, а именно осуществление льготируемого вида деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.