Нижний Новгород |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А31-10897/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
при участии представителя
от ответчика: Жарова Р.Н. (доверенность от 23.03.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023
по делу N А31-10897/2021
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Костромской области
(ОГРН: 1024400519330; ИНН: 4401017094)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дент Аль"
(ОГРН: 1064401032200; ИНН: 4401064009)
о взыскании денежных средств
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль" (далее - Общество, ООО "Дент Аль") 340 584 рублей 38 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 34 058 рублей штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования и 41 437 рублей 77 копеек пеней за период с 30.12.2019 по 04.08.2021, а также с 05.08.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2022 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 321 055 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 3 210 рублей штрафа, 55 047 рублей 56 копеек пеней за период с 30.12.2019 по 31.03.2022, а также пени с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства по уплате долга (321 055 рублей) исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день обращения за взысканием (6,25). В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению ООО "Дент Аль", им не допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, поскольку заемные денежные средства были израсходованы Обществом на выплату заработной платы и на оплату обязательных взносов в систему государственного страхования в связи с недофинансированием со стороны Фонда, то есть были израсходованы на цели, непосредственно входящие в структуру обязательного медицинского страхования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2017 по 30.06.2019, по результатам проверки составил акт от 04.12.2019.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 340 584 рублей 38 копеек, в том числе 319 479 рублей 01 копейки на возврат займов; 14 839 рублей 41 копейки на выплату заработной платы Канухиной А.П. по должности главного врача и рентгенлаборанта; 1 462 рублей 15 копеек и 3 227 рублей 85 копеек на оплату работ ООО "Новотекс+" и ООО "СтройКом44", 122 рублей 36 копеек на оплату за телефон и 1 453 рублей 60 копеек на оплату за интернет в связи с пропорциональным распределением расходов по программе обязательного медицинского страхования и платной деятельности.
Фонд направил Обществу требование от 13.12.2019 N 49 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 340 584 рублей 38 копеек, штрафа по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в сумме 34 058 рублей 43 копеек, пени на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты получения требования. Требование получено Обществом 13.12.2019.
Требование Фонда Общество не исполнило, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 10, 13, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20, 34, 40 Закона N 326-ФЗ, Арбитражный суд Костромской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в спорной сумме и частично удовлетворил заявленное Фондом требование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Предметом кассационного обжалования явилось несогласие Общества о взыскании с него 319 479 рублей 01 копейки нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на возврат займов Канухиной А.П.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ)).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что в 2018 году медицинской организацией производилось заимствование денежных средств на основании договоров краткосрочных беспроцентных займов с Канухиной А.П. В кассу ООО "Дент Аль" внесено 519 368 рублей, из которых 430 000 рублей поступили на расчетный счет по учету средств ОМС.
Со счета N 407...028 (для расчетов со средствами обязательного медицинского страхования) Общество перечислило спорные денежные средства платежными поручениями в качестве возврата займов Канухиной А.П.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Общество осуществляло возврат займов из средств обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о нецелевом использовании средств в сумме 319 479 рублей 01 копейки, так как возврат займов не включается в затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации, финансируемые за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Довод Общества о том, что займы предоставлялись и были израсходованы для оплаты труда работников медицинской организации, заработная плата соответствует структуре тарифа на оплату медицинской помощи, а действующее законодательство не устанавливает запрета на финансирование деятельности медицинской организации заемными денежными средствами, правомерно отклонен судами, так нецелевым расходованием средств Фонда является не использование займов, а использование средств обязательного медицинского страхования.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств недофинансирования со стороны Фонда Общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца спорную сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Также суды правомерно на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ начислили Обществу штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, который уменьшен судами в 10 раз с учетом принципов справедливости и соразмерности.
Пени, предусмотренные частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, взысканы судами от суммы нецелевого использования средств за период с 30.12.2019 по 31.03.2022 исходя из 1/300 ставки рефинансирования 6,25, а также с 02.10.2022 по день фактического погашения долга.
Оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части у суда округа не имеется.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А31-10897/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Дент Аль".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
...
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств недофинансирования со стороны Фонда Общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца спорную сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Также суды правомерно на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ начислили Обществу штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, который уменьшен судами в 10 раз с учетом принципов справедливости и соразмерности.
Пени, предусмотренные частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, взысканы судами от суммы нецелевого использования средств за период с 30.12.2019 по 31.03.2022 исходя из 1/300 ставки рефинансирования 6,25, а также с 02.10.2022 по день фактического погашения долга."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2023 г. N Ф01-3239/23 по делу N А31-10897/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3239/2023
15.03.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-719/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-10897/2021
15.12.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-10897/2021