г. Киров |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А31-10897/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2022 по делу N А31-10897/2021
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
(ОГРН: 1024400519330; ИНН: 4401017094)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дент Аль"
(ОГРН: 1064401032200; ИНН: 4401064009)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль" (далее - Общество) 340 584 рублей 38 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 34 058 рублей штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования и 41 437 рублей 77 копеек пени за период с 30.12.2019 по 04.08.2021, а также с 05.08.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2022 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 321 055 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 3 210 рублей штрафа, 55 047 рублей 56 копеек пени за период с 30.12.2019 по 31.03.2022, а также пени с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства по уплате долга (321 055 рублей) исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день обращения за взысканием (6,25). В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Общества, использование средств обязательного медицинского страхования имело целевой характер, поскольку заемные денежные средства использовались на деятельность по оказанию медицинской помощи (оплату труда работников медицинской организации) в связи с недофинансированием со стороны Фонда.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласен с доводами Общества.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2017 по 30.06.2019, по результатам проверки составил акт от 04.12.2019.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 340 584 рублей 38 копеек, в том числе 319 479 рублей 01 копейки на возврат займов; 14 839 рублей 41 копейки на выплату заработной платы Канухиной А.П. по должности главного врача и рентгенлаборанта; 1 462 рублей 15 копеек и 3 227 рублей 85 копеек на оплату работ ООО "Новотекс+" и ООО "СтройКом44", 122 рублей 36 копеек на оплату за телефон и 1 453 рублей 60 копеек на оплату за интернет в связи с пропорциональным распределением расходов по программе обязательного медицинского страхования и платной деятельности.
Фонд направил Обществу требование от 13.12.2019 N 49 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 340 584 рублей 38 копеек, штрафа по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в сумме 34 058 рублей 43 копеек, пени на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты получения требования. Требование получено Обществом 13.12.2019.
В связи с неисполнением Обществом требования Фонд 06.08.2021 обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Расчет пени по исковому заявлению произведен Фондом исходя из ставки рефинансирования в размере 6,25.
Частично удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 20, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ и исходил из того, что расходы по возврату займов не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Обществу вменено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на возврат займов в 2018 году в сумме 230 111 рублей 01 копейки, в 2019 году в сумме 89 368 рублей, всего в сумме 319 479 рублей 01 копейки.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
Материалами дела подтверждается, что со счета N 407_028 (для расчетов со средствами обязательного медицинского страхования) Общество перечислило спорные денежные средства платежными поручениями в качестве возврата займов Канухиной А.П., на дату расходования спорных денежных средств с указанного счета на нем были денежные средства обязательного медицинского страхования, а полученные до этой даты займы были израсходованы полностью или частично (на выплату заработной платы работникам, оплату взносов). При этом Фонд правильно признал возврат займов использованием средств обязательного медицинского страхования только лишь в сумме средств обязательного медицинского страхования на счете по состоянию на соответствующую дату возврата займа, а оставшиеся средства займа на дату его возврата не признавались Фондом расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Анализ движения денежных средств на счете отражен в акте проверки (листы 25-30, 32 том 1), соответствует договорам о предоставлении займа, приходным кассовым ордерам в кассу, расходным кассовым ордерам о внесении денежных средств на счет, произведен Фондом на основании банковской выписки и платежных поручений (листы дела 24, 70-89 том 1).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло возврат займов из средств обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о нецелевом использовании средств в сумме 319 479 рублей 01 копейки, так как возврат займов не включается в затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации, финансируемые за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Доводы Общества о том, что займы предоставлялись и были израсходованы для оплаты труда работников медицинской организации, а заработная плата соответствует структуре тарифа на оплату медицинской помощи, что законодательство не устанавливает запрета на финансирование деятельности медицинской организации заемными денежными средствами, не принимаются, так как не использование займов, а использование средств обязательного медицинского страхования является нецелевым расходованием средств Фонда.
Кроме того, Обществу вменено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 122 рублей 36 копеек и в сумме 1 453 рублей 60 копеек на оплату счетов за телефон и интернет.
Данное нарушение связано с тем, что затраты произведены в целом на осуществление деятельности медицинской организации, включающей платные услуги, и распределены на деятельность по оказанию медицинских услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования и на деятельность по оказанию платных услуг не пропорционально объемов этих услуг.
Фонд на основании справок Общества о размере его доходов по деятельности по обязательному медицинскому страхованию и по платным услугам (в процентах) правильно разделил расходы на оплату счетов за телефон и интернет (100%) между объемами двух видов услуг в соответствующий месяц (например, в сентябре 2017 года на 98% за счет средств обязательного медицинского страхования, на 2% за счет средств от платных услуг, лист дела 7 том 1). Общество не оспаривает указанные сведения, они не противоречат выводам суда первой инстанции по эпизоду о пропорциональном распределении расходов по договорам с ООО "Новотекс+" и ООО "СтройКом44", так как по указанным договорам не изменялась доля (процент) доходов и расходов, а изменился (увеличился) общий размер распределяемых расходов по процентам, установленным Фондом в акте.
Следовательно, актом Фонда правильно установлено и материалам дела подтверждается нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 122 рублей 36 копеек и 1 453 рублей 60 копеек.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно удовлетворен иск Фонда о взыскании с Общества 321 055 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (319 479 рублей 01 копейка + 122 рубля 36 копеек + 1 453 рубля 60 копеек).
В части отказа в удовлетворении иска Фонд решение суда первой инстанции не оспаривает.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ штраф применяется в сумме 32 105 рублей 50 копеек (10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 321 055 рублей), данный штраф уменьшен судом первой инстанции в 10 раз с учетом принципов справедливости и соразмерности, поэтому правильно взыскан судом в сумме 3 210 рублей.
Пени, предусмотренные частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ от суммы нецелевого использования средств в размере 321 055 рублей за исковой период с 30.12.2019 по 31.03.2022 исходя из 1/300 ставки рефинансирования 6,25 составляют 55 047 рублей 56 копеек, правильно взысканы судом, в том числе с 02.10.2022 по день фактического погашения долга.
Ставка рефинансирования 6,25 применена Фондом по иску, действовала с 16.12.2019, не превышает размер ставки на день предъявления требования об уплате 13.12.2019 (6,50), на день предъявления иска 06.08.2021 (6,50) и на день принятия судебного акта (7,5). Следовательно, нарушений прав Общества не допущено.
Обществом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о снижении размера пени (лист 99 том 2).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, пришел к выводу, что правовых оснований для освобождения от уплаты пени не имеется, а также отсутствуют доказательства явной несоразмерности пени последствиям допущенного ответчиком нарушения, поэтому пени не могут быть снижены или уменьшены. Приведенные Обществом в ходатайстве обстоятельства не являются основанием для снижения пени, так как предъявление иска в суд не препятствует ответчику исполнить требование истца.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2022 по делу N А31-10897/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дент Аль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-10897/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДЕНТ АЛЬ"
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3239/2023
04.07.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-719/2023
15.03.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-719/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-10897/2021
15.12.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-10897/2021