Нижний Новгород |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А38-511/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А38-511/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вереск" (ОГРН: 1051202211367, ИНН: 1214001959)
к Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вереск" (далее - ООО "Вереск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за 2019 год в размере 3 328 317 рублей 47 копеек.
Исковое требование основано на статьях 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что на стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение в виде излишне внесенной арендной платы......
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 12.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023, отказал в удовлетворении исковых требований. Суд пришел к выводу о том, что полученная арендодателем плата в соответствии с условиями договора аренды не является неосновательным обогащением, поскольку она внесена арендатором в соответствии с договорным обязательством.
Не согласившись с решением и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и с дополнением к ней, в которой просит отменить их вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению заявителя, арендодателем согласованный в договоре аренды лесных участков на 2019 год объем для заготовки древесины в полном объеме не предоставлен, то есть встречное обязательство по передаче арендатору лесного участка для его использования с обеспечением возможности заготовки древесины в том объеме, исходя из которого рассчитана арендная плата, не исполнено. Поскольку размер арендной платы на 2019 год по договору исчислялся Министерством за установленный ежегодный объем использования лесов - из расчета объема заготовки древесины (24 400 кубических метров), с учетом того, что Общество с 01.01.2019 было не вправе осуществлять рубки за пределами допустимого объема изъятия лесных ресурсов, условия пользования арендованным лесным участком для арендатора существенно ухудшились - расчетная лесосека была уменьшена до 13 700 кубических метров Следовательно, в силу того, что обязательства по договору аренды не являются встречными Общество не обязано было вносить плату за изъятие лесных ресурсов в объеме 10 700 кубических метров.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило в удовлетворении жалобы отказать.
Суд округа удовлетворил ходатайство Министерства о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Общество не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании протокола лесного конкурса N 3 от 30.11.2006 федеральное государственное учреждение "Юринский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Республике Марий Эл Федерального агентства лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "Вереск" (арендатор) заключили на срок 30 лет договор аренды участка лесного фонда от 11.12.2006, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор принять во временное пользование в целях заготовки древесины находящийся в собственности Российской Федерации участок лесного фонда общей площадью 48 163 гектара, расположенный в кварталах N 1-197 Дорогучинского лесничества и в кварталах N 1-173 Юринского лесничества.
Приказом Минлесхоза Республики Марий Эл N 366 от 22.12.2008 утвержден лесохозяйственный регламент Юринского лесничества, состоящего из Дорогучинского, Абросимовского, Юркинского и Кузьминского участковых лесничеств. Дорогучинское участковое лесничество включает Дорогучинский лесной участок площадью 25 670 гектаров и Юринский лесной участок площадью 22 493 гектара.
В соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и на основании протокола заседания аукционной комиссии N 98 от 02.12.2008 по переоформлению договоров аренды договор от 11.12.2006 изложен в редакции договора N 23 от 19.12.2008 с указанием в качестве арендодателя Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл. В связи с нахождением арендуемых лесных участков в федеральной собственности договор признан судом заключенным в силу статей 124, 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени фактического арендодателя - Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, которое в соответствии с Указом главы Республики Марий Эл от 02.02.2015 N 18 переименовано в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл, а в последующем по Указу главы Республики Марий Эл от 27.10.2017 N 262 - в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
Переоформленным договором установлено сокращение площади арендуемого участка до 48161,7 гектара с указанием на его нахождение в кварталах N 1-197 Дорогучинского лесного участка и в кварталах N 1-173 Юринского лесного участка (пункты 2 и 2.1), предусмотрена возможность заготовки древесины в объеме 14 000 кубических метров, в том числе хвойных пород в объеме 13 000 кубических метров (приложение N 3 к договору). Ежегодная арендная плата определена в размере 1 959 860 рублей, установлено ежеквартальное внесение арендной платы (пункты 6 и 7 договора, приложение N 4 к договору).
Соглашением от 05.10.2009 площадь арендуемого земельного участка вновь сокращена до 48 161,58 гектара с уточнением местоположения: в кварталах N 1189, 190 (за исключением выделов 14, 14а), 191-197 Дорогучинского лесного участка и в кварталах N 1-153, 154 (за исключением выдела 20), 155-173 Юринского лесного участка.
Приказами Минлесхоза N 432 от 21.12.2009 и N 466 от 27.12.2011 в лесохозяйственный регламент Юринского лесничества внесены изменения, в том числе в части объема заготовки древесины, в связи с чем ООО "Вереск" в проект освоения лесов на арендуемом лесном участке также были внесены изменения, получившие положительное заключение государственной экспертизы N 10 от 15.02.2013, утвержденное приказом Минлесхоза от 15.02.2013 N 33.
Дополнительным соглашением от 18.02.2013 к договору аренды заготовка древесины ликвидного запаса при рубке спелых и перестойных насаждений определена сторонами в объеме 19 900 кубических метров: 1000 кубических метров - по мягколиственному хозяйству, причем только при выборочной рубке, а 18 900 кубических метров - по хвойному хозяйству, из которых 17 400 кубических метров - при выборочной рубке, 500 кубических метров - при сплошной рубке, 1000 кубических метров исключена из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды; заготовка древесины ликвидного запаса при рубке с целью ухода за лесами определена в объеме 5500 кубических метров: 5100 кубических метров - по хвойному хозяйству, 400 кубических метров - по мягколиственному хозяйству.
Арендная плата установлена в сумме 3 039 938 рублей в год с указанием требования о ее ежемесячной уплате (пункт 6 договора и приложение N 4 к договору). Ее размер определен в соответствии с частью 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, и применяются с коэффициентами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации на каждый год. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 на 2019 год установлен коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов в размере 2,38. Поэтому на основании пункта 8 договора аренды размер ежегодной арендной платы был увеличен до 5 565 424 рублей 94 копеек.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 691 от 30.11.2018 утвержден новый лесохозяйственный регламент Юринского лесничества на период с 01.01.2019 по 31.12.2028, которым ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в Юринском лесничестве сокращен и составляет для арендуемых ООО "Вереск" Дорогучинского лесного участка и Юринского лесного участка при рубке спелых и перестойных насаждений 15 600 кубических метров: 1000 кубических метров - по мягколиственному хозяйству, из которой 500 кубических метров - при сплошной рубке, 500 кубических метров исключено из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды, а 14 600 кубических метров - по хвойному хозяйству, из которых 9700 кубических метров - при выборочной рубке, 3900 кубических метров - при сплошной рубке, 1000 кубических метров исключена из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды; при рубке с целью ухода за лесами - 3500 кубических метров, из которых все 3500 кубических метров - по хвойному хозяйству.
На основании указанного лесохозяйственного регламента и во исполнение положения статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации ООО "Вереск" составило новый проект освоения лесов, по результатам государственной экспертизы которого экспертной комиссией выдано положительное заключение N 40 от 28.02.2019, утвержденное приказом министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 89 от 28.02.2019 (проект приобщен в электронном виде). Последние изменения в проект освоения лесов подготовлены обществом в ноябре 2019 года, по результатам государственной экспертизы которых экспертной комиссией выдано положительное заключение N 276 от 2.12.2019, утвержденное приказом министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 619 от 02.12.2019.
Вступившим в законную силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации соответствующие изменения в части ежегодных объемов заготовки древесины внесены в договор аренды участка лесного фонда N 1 от 11.12.2006 в редакции договора N 23 от 19.12.2008 и последующих дополнительных соглашений с указанием на их обязательность для сторон с 01.01.2020.
По причине сокращения как общей расчетной лесосеки, так и расчетной лесосеки по видам рубок и по хозяйствам ООО "Вереск" фактически заготовило в 2019 году древесины объемом 13 696 кубических метров из согласованных на этот год в договоре 24 400 кубических метров.
Арендная плата, уплаченная за недоиспользованный по договору объем древесины, образует, по мнению Общества, неосновательное обогащение арендодателя, в связи с чем Общество вручило 29.12.2021 арендодателю претензию.
Ответчик, настаивая на отсутствии с его стороны неосновательного обогащения, утверждает, что арендная плата внесена Обществом в размере, предусмотренном договором аренды, который в этой части не изменялся, поэтому претензию Общества оставил без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата (части 1 м 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Истолковав условия договора аренды по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что арендатор принял на себя обязанность вносить арендные платежи за объем изъятия древесины, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем (пункт 6 договора аренды лесного участка). В пункте 7 этого договора сторонами согласовано правило, в соответствии с которым сумма арендной платы оплачивается арендатором в полном объеме независимо от фактической заготовки древесины.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, законодательно закреплена возможность изменения условий заключенного на торгах договора аренды лесного участка только в судебном порядке при наличии обстоятельств, установленных законом.
Принимая во внимание, что спорный договор аренды лесного участка был заключен сторонами в порядке аукциона и отсутствие доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для снижения размера установленной арендной платы (изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере лесозаготовки, имело реальную возможность представить и согласовать с арендодателем изменения в договор аренды, заключенный на торгах, в течение 2019 года.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А38-511/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вереск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2023 г. N Ф01-2130/23 по делу N А38-511/2022