г. Владимир |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А38-511/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Захаровой Т.А., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.10.2022 по делу N А38-511/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вереск" (ОГРН 1051202211367, ИНН 1214001959) к Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о взыскании неосновательного обогащения,
при участии представителей: от истца - Линке С.Е. по доверенности от 11.11.2022 сроком 1 год, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 9485 от 30.06.2006;
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Вереск" (далее - истец, Общество, ООО "Вереск") обратилось в арбитражный суд с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - ответчик, Министерство) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за 2019 год в размере 3 328 317 руб. 47 коп.
Решением от 12.10.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Вереск" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы отмечает, что арендодателем согласованный в договоре аренды лесных участков на 2019 год объем для заготовки древесины в полном объеме не предоставлен, то есть встречное обязательство по передаче арендатору лесного участка для его использования с обеспечением возможности заготовки древесины в том объеме, исходя из которого рассчитана арендная плата, не исполнено.
Указывает, что причиной ненадлежащего исполнения арендодателем своего обязательства послужил введенный с 1 января 2019 года новый Лесохозяйственный регламент Юринского лесничества, которым расчетная лесосека - ежегодный допустимый объем изъятия древесины - была снижена и из 24 400 м3 древесины в год, установленных договором аренды лесного участка, с 2019 года было разрешено к заготовке 13 700 м3.
По мнению апеллянта, принимая на себя обязательство по предоставлению в аренду участка лесного фонда для осуществления заготовки древесины в согласованных и утвержденных сторонами объемах изъятия, Министерство, не исполняя данное обязательство по причине уменьшения расчетной лесосеки, не вправе извлекать из этого преимущество в виде получения платы за непредоставленный объем древесины.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу от 09.01.2023 указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просило отказать, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 декабря 2006 года на основании протокола лесного конкурса N 3 от 30.11.2006 федеральным государственным учреждением "Юринский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по РМЭ Федерального агентства лесного хозяйства (арендодателем) и ООО "Вереск" (арендатором) заключен на срок до 30 лет договор аренды участка лесного фонда, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор принять во временное пользование в целях заготовки древесины находящийся в собственности Российской Федерации участок лесного фонда общей площадью 48163 га, расположенный в кварталах N 1-197 Дорогучинского лесничества и в кварталах N 1-173 Юринского лесничества (т.1, л.д. 22-24).
Приказом Минлесхоза РМЭ N 366 от 22.12.2008 утвержден лесохозяйственный регламент Юринского лесничества, состоящего из Дорогучинского, Абросимовского, Юркинского и Кузьминского участковых лесничеств. Дорогучинское участковое лесничество включает Дорогучинский лесной участок площадью 25670 га и Юринский лесной участок площадью 22493 га.
В соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и на основании протокола заседания аукционной комиссии N 98 от 02.12.2008 по переоформлению договоров аренды договор от 11.12.2006 изложен в редакции договора N 23 от 19.12.2008 с указанием в качестве арендодателя Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл (т.1, л.д. 25-31). В связи с нахождением арендуемых лесных участков в федеральной собственности договор признан судом заключенным в силу статей 124, 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени фактического арендодателя - Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, которое в соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 02.02.2015 N 18 переименовано в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл, а в последующем по Указу Главы Республики Марий Эл от 27.10.2017 N 262 - в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
Переоформленным договором установлено сокращение площади арендуемого участка до 48161,7 га с указанием на его нахождение в кварталах N 1-197 Дорогучинского лесного участка и в кварталах N 1-173 Юринского лесного участка (пункты 2 и 2.1), предусмотрена возможность заготовки древесины в объеме 14 000 м3, в том числе хвойных пород в объеме 13 000 м3 (приложение N 3 к договору). Ежегодная арендная плата определена в размере 1 959 860 руб., установлено ежеквартальное внесение арендной платы (пункты 6 и 7 договора, приложение N 4 к договору).
Соглашением от 05.10.2009 площадь арендуемого земельного участка вновь сокращена до 48 161,58 га с уточнением местоположения: в кварталах N 1189, 190 (за исключением выделов 14, 14а), 191 -197 Дорогучинского лесного участка и в кварталах N 1-153, 154 (за исключением выдела 20), 155-173 Юринского лесного участка (т.1, л.д. 105-106).
Приказами Минлесхоза N 432 от 21.12.2009 и N 466 от 27.12.2011 в лесохозяйственный регламент Юринского лесничества внесены изменения, в том числе в части объема заготовки древесины, в связи с чем ООО "Вереск" в проект освоения лесов на арендуемом лесном участке также были внесены изменения, получившие положительное заключение государственной экспертизы N 10 от 15.02.2013, утвержденное приказом Минлесхоза N 33 от 15.02.2013 (т.1, л.д. 124-125).
Дополнительным соглашением от 18.02.2013 к договору аренды заготовка древесины ликвидного запаса при рубке спелых и перестойных насаждений определена сторонами в объеме 19 900 м3: 1000 м3 - по мягколиственному хозяйству, причем только при выборочной рубке, а 18 900 м3 - по хвойному хозяйству, из которых 17 400 м3 - при выборочной рубке, 500 м3 - при сплошной рубке, 1000 м3 исключена из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды; заготовка древесины ликвидного запаса при рубке с целью ухода за лесами определена в объеме 5500 м3: 5100 м3 - по хвойному хозяйству, 400 м3 - по мягколиственному хозяйству (т.1, л.д. 32-36, 52-58).
Арендная плата установлена в сумме 3 039 938 руб. в год с указанием требования о ее ежемесячной уплате (пункт 6 договора и приложение N 4 к договору). Ее размер определен в соответствии с частью 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, и применяются с коэффициентами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации на каждый год. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 на 2019 год установлен коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов в размере 2,38. Поэтому на основании пункта 8 договора аренды размер ежегодной арендной платы был увеличен до 5 565 424 руб. 94 коп.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл РМЭ N 691 от 30.11.2018 утвержден новый лесохозяйственный регламент Юринского лесничества на период с 01.01.2019 по 31.12.2028, которым ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в Юринском лесничестве сокращен и составил для арендуемых ООО "Вереск" Дорогучинского лесного участка и Юринского лесного участка при рубке спелых и перестойных насаждений 15 600 м3: 1000 м3 - по мягколиственному хозяйству, из которой 500 м3 - при сплошной рубке, 500м3 исключено из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды, а 14 600 м3 - по хвойному хозяйству, из которых 9700 м3 - при выборочной рубке, 3900 м3 - при сплошной рубке, 1000 м3 исключена из ежегодного объема заготовки древесины арендатора для возможного предоставления гражданам на собственные нужды; при рубке с целью ухода за лесами - 3500 м3, из которых все 3500 м3 - по хвойному хозяйству (т.1, л.д. 100-104).
На основании указанного лесохозяйственного регламента и во исполнение положения статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации ООО "Вереск" составило новый проект освоения лесов, по результатам государственной экспертизы которого экспертной комиссией выдано положительное заключение N 40 от 28.02.2019, утвержденное приказом министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 89 от 28.02.2019 (т.1, л.д. 59, 112114, 127-128, проект приобщен в электронном виде, т.2, л.д. 4-6). Последние изменения в проект освоения лесов подготовлены обществом в ноябре 2019 года, по результатам государственной экспертизы которых экспертной комиссией выдано положительное заключение N 276 от 2.12.2019, утвержденное приказом министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 619 от 02.12.2019 (т.1, л.д. 115117).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2020 по делу N А38-3856/2019 на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации соответствующие изменения в части ежегодных объемов заготовки древесины внесены в договор аренды участка лесного фонда N 1 от 11.12.2006 в редакции договора N 23 от 19.12.2008 и последующих дополнительных соглашений с указанием на их обязательность для сторон с 1 января 2020 года (т.1, л.д. 37-43, 60-72).
По причине сокращения как общей расчетной лесосеки, так и расчетной лесосеки по видам рубок и по хозяйствам ООО "Вереск" фактически заготовило в 2019 году древесины объемом 13 696 м3 из согласованных на этот год в договоре 24 400 м3.
Арендная плата, уплаченная за недоиспользованный по договору объем древесины, образует, по мнению общества, неосновательное обогащение арендодателя, поэтому оно вручило 29.12.2021 арендодателю претензию (т.1, л.д. 17-18).
Ответчик, настаивая на отсутствии с его стороны неосновательного обогащения, утверждает, что арендная плата внесена обществом в размере, предусмотренном договором аренды, который в этой части не изменялся, поэтому претензия общества оставил без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличие указанных обстоятельств в совокупности, а также размер неосновательного обогащения должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины (с изъятием лесных ресурсов).
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1). За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2). Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 данного Кодекса (часть 3).
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу пункта 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из положений статьи 614 Гражданским кодексом Российской Федерации, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Арендная плата за спорный лесной участок начислялась, в том числе за единицу объема лесных ресурсов ежегодно установленного объема изъятия, то есть размер арендной платы обусловлен не фактически изъятым объемом древесины, а объемом, установленным к изъятию.
Истолковав условия договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что арендатор принял на себя обязанность вносить арендные платежи за объем изъятия древесины, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем (пункт 6 договора аренды лесного участка). При этом в пункте 7 этого договора сторонами согласовано правило, в соответствии с которым сумма арендной платы оплачивается арендатором в полном объеме независимо от фактической заготовки древесины.
При этом судом верно отмечено, что изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.
В силу части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Спорный договор аренды участка лесного фонда N 1 от 11 декабря 2006 года в редакции договора аренды лесного участка N 23 от 19 декабря 2008 года заключен по результатам лесного конкурса. Изменения, касающиеся объема древесины и размера арендных платежей, в указанный договор внесены дополнительным соглашением от 18.02.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2020 по делу N А38-3856/2019 на основании статьи 450, пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в договор аренды участка лесного фонда N 1 от 11.12.2006 в редакции договора N 23 от 19.12.2008 и последующих дополнительных соглашений внесены изменения в части ежегодных объемов заготовки древесины с указанием на их обязательность для сторон с 1 января 2020 года.
Следовательно, в силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации в 2019 году обязательными для сторон являлись условия договора аренды лесных участков по размеру арендной платы и соответствующему ему объему возможного для изъятия древесины в редакции, действовавшей до внесения в договор изменений решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2020 по делу N А38-3856/2019.
На арендаторе в силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по составлению проекта освоения лесов. При этом арендатор, являясь истцом по делу N А38-3856/2019, представил последнее уточненное требование по иску лишь 24.01.2020, поскольку окончательные изменения в проект освоения лесов подготовлены обществом в ноябре 2019 года, по результатам государственной экспертизы которого экспертной комиссией выдано положительное заключение N 276 от 2.12.2019, утвержденное приказом министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл N 619 от 02.12.2019.
Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере лесозаготовки, имело реальную возможность представить и согласовать с арендодателем изменения в договор аренды, заключенный на торгах, в течение 2019 года.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, не представил документы, подтверждающие факт неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Таким образом, полученная арендодателем плата в соответствии с условиями договора аренды не является неосновательным обогащением, поскольку она внесена арендатором в соответствии с договорным обязательством. Оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения за 2019 год в размере 3 328 317 руб. 47 коп. не установлено.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно истолковав условия договора, полагает, что исчисление арендной платы включает в себя весь разрешенный объем заготовки древесины в год, при этом размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов. Обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки, арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный годовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый, так и за недоосвоенный объем древесины.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.10.2022 по делу N А38-511/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вереск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-511/2022
Истец: ООО ВЕРЕСК
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ