Нижний Новгород |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А17-5458/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.02.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023
по делу N А17-5458/2022
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
(ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671)
к администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
(ИНН: 3721002338, ОГРН: 1023701759553)
о взыскании субсидии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
и установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Администрация) субсидии в сумме 4 620 588 рублей 40 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.02.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Администрации, основания для истребования суммы субсидии отсутствуют, поскольку соглашение от 14.04.2020 N 6-п предусматривает достижение показателей результативности не в год предоставления субсидии, а в более поздние сроки. Администрация указывает на наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению предусмотренных соглашением обязательств (распространение коронавирусной инфекции, которое повлекло существенное повышение цен на строительные материалы, приостановление строительства дома, возникновение спора Администрации с застройщиком по поводу изменения цены контракта и его расторжения); в настоящее время заключен и исполняется контракт, который предусматривает достройку дома до 31.12.2023 года. Кроме того, Администрация ссылается на приостановление действия регулирующих возврат субсидии положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент (главный распорядитель) и Администрация (получатель) заключили соглашение от 14.04.2020 N 6-п, согласно пункту 1.1 предметом которого является предоставление из Фонда и бюджета Ивановской области в 2020году/2021 - 2022 годах бюджету Родниковского городского поселения субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселения граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств областного бюджета в рамках регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" (постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п).
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результата регионального проекта, согласно приложению N 1 к соглашению, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" от 01.12.2017 N 136 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области" "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Родниковском городском поселении" (пункт 1.2 соглашения).
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Ивановской области бюджету Родниковского городского поселения в соответствии с соглашением, составляет в 2020 году не более 46 205 884 рублей, в том числе средства Фонда - 45 743 824 рубля; средства бюджета Ивановской области - 462 060 рублей (пункт 2.2 соглашения).
По соглашению Администрация обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 3 к соглашению (пункт 4.3.5 соглашения).
В приложении N 3 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.01.2021 N 5) определено, что к 31.12.2021 Администрация должна была достичь следующие результатов использования субсидии: 1) количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда - 1434,80 квадратного метра; 2) количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда - 83 человека.
Департамент обязуется в случае, если Администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения результатов использования субсидии, предусмотренные пунктом 4.3.5 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении результатов использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Порядком предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены и (или) в случае если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 12 - 15 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Родниковского городского поселения в областной бюджет, и направить получателю уведомление о возврате субсидии в областной бюджет.
Из представленного отчета о достижении значений результатов использования субсидии следует, что по состоянию на 31.12.2021 Администрация не обеспечила достижение целевых значений использования субсидии, а именно количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда и количество расселенных граждан составляет 0 квадратных метров и 0 человек соответственно.
Департамент, руководствуясь положениями постановления Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" и Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п, направил Администрации требование от 24.03.2022 о возврате денежных средств в размере 4 620 588 рублей 40 копеек.
Невыполнение Администрацией требования о возврате денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п "Об утверждении подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п "Об утверждении правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области", Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Арбитражный суд Ивановской области признал исковые требования обоснованными, поскольку установил неисполнение Администрацией условия о достижении показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п (далее - Постановление N 460-п) утверждена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", основным мероприятием которой является региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", направленный на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Разделом 2 подпрограммы установлено, что предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением к Подпрограмме, с учетом региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2019 N 131-п.
Постановлением N 460-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок), согласно пункту 1.2 которого субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области (далее - муниципальные образования) полномочий по вопросам местного значения, касающихся проведения на муниципальном уровне мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Ивановской области, посредством приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительства таких домов, а также выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В подпункте "б.1" пункта 3.3 Порядка предусмотрено, что соглашение о предоставлении субсидии должно содержать обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии.
Согласно пункту 3.13 Порядка в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 3.3 Порядка, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12 - 14 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п.
В пункте 12 данных Правил установлено, что в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 7 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по приведенной формуле.
В соответствии с пунктом 3.15 Порядка в случае отсутствия оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 3.13 настоящего Порядка, Департамент не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, направляет главе муниципального образования требование по возврату из местного бюджета в областной бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктом 3.13 настоящего Порядка, с указанием сумм, подлежащих возврату, средств и сроков их возврата в соответствии с Правилами.
Департамент в случае полного или частичного неперечисления сумм, указанных в требовании по возврату, с даты истечения установленных пунктом 3.13 настоящего Порядка сроков для возврата в областной бюджет средств из местного бюджета принимает меры по взысканию указанных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрация по состоянию на 31.12.2021 не обеспечила соблюдение графика выполнения мероприятий по расселению аварийного жилья в 2020 году (количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда и количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда, составило, соответственно, 0 квадратных метров и 0 человек).
Данное фактическое обстоятельство не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Департаментом требование.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Правительства Ивановской области от 07.12.2020 N 603-п о приостановлении до 01.01.2021 пунктов 12 - 16.2 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п, отклоняется судом округа, как основанная на неверном токовании норм права.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу N А17-5458/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением N 460-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок), согласно пункту 1.2 которого субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области (далее - муниципальные образования) полномочий по вопросам местного значения, касающихся проведения на муниципальном уровне мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Ивановской области, посредством приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительства таких домов, а также выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июля 2023 г. N Ф01-3615/23 по делу N А17-5458/2022