г. Киров |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А17-5458/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Скороходова А.В., действующего на основании доверенности от 25.07.2022 N 2762,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.02.2023 по делу N А17-5458/2022
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН: 1033700074671; ИНН: 3729007176)
к Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (ОГРН: 1023701759553; ИНН: 3721002338)
(третье лицо: государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент, Истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области (далее - Суд) с иском о взыскании с Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Администрация, Получатель, Ответчик, Заявитель) 4 620 588 руб. 40 коп. субсидии (далее - Субсидия), которая в соответствии с соглашением от 14.04.2020 N 6-п (далее - Соглашение) была предоставлена Получателю в целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и часть которой (4 620 588 руб. 40 коп.) подлежала возврату Получателем вследствие недостижения показателей результативности ее использования (далее - Результативность).
Решением Суда от 02.02.2023 (далее - Решение) иск Департамента удовлетворен.
Не согласившись с Решением, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Департамента.
В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что основанием привлечения Получателя к ответственности в виде возврата Субсидии является нарушение обязательств по достижению показателей Результативности по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии и неустранение этого нарушения до первой даты предоставления отчетности о достижении показателей Результативности в году, следующем за годом предоставления Субсидии. В связи с этим, поскольку Соглашение предусматривает достижение показателей Результативности не в год предоставления Субсидии, а в более поздние сроки, основания для истребования у Получателя соответствующей суммы Субсидии отсутствуют. Кроме того, основания для этого отсутствуют вследствие обстоятельств непреодолимой силы (распространение коронавирусной инфекции, которое повлекло существенное повышение цен на строительные материалы, приостановление строительства дома, возникновение спора Администрации с застройщиком по поводу изменения цены контракта и расторжению последнего), которые препятствовали исполнению Администрацией предусмотренных Соглашением обязательств. При этом в настоящее время заключен и исполняется контракт, который предусматривает достройку дома до 31.12.2023 года (то есть в сроки, установленные Соглашением). Более того, иск Департамента не подлежит удовлетворению и в связи с приостановлением действия регулирующих возврат Субсидии положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области (далее - Правила), которые были утверждены Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п.
Истец в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на Жалобу не представило.
Истец и третье лицо, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Департамента и третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации просил удовлетворить Жалобу по изложенным в ней основаниям.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 12 Правил, если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по приведенной в пункте 12 Правил формуле.
В соответствии с пунктом 3.13 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок), который утвержден Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12-14 Правил.
Согласно пункту 3.15 Порядка в случае отсутствия оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 3.13 Порядка, Департамент не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, направляет главе муниципального образования требование по возврату из местного бюджета в областной бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктом 3.13 Порядка, с указанием сумм, подлежащих возврату, средств и сроков их возврата в соответствии с Правилами, а в случае полного или частичного неперечисления сумм, указанных в требовании по возврату, с даты истечения установленных пунктом 3.13 Порядка сроков для возврата в областной бюджет средств из местного бюджета принимает меры по взысканию указанных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.1.6 Соглашения, если Получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии не достигнуты значения результатов использования Субсидии, предусмотренные пунктом 4.3.5 Соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении результатов использования Субсидии в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Порядком, указанные нарушения не устранены и (или) в случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, Департамент рассчитывает в соответствии с пунктами 12-15 Правил объем средств, подлежащий возврату в областной бюджет, и направляет Получателю уведомление о возврате Субсидии в областной бюджет.
В силу пункта 4.3.3 Соглашения Получатель обязан обеспечить исполнение требований Департамента по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктом 4.1.6 Правил.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения Получатель обязался обеспечивать достижение значений результатов использования Субсидии, установленных в соответствии с Приложением N 3 к Соглашению.
Согласно Приложению N 3 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.01.2021 N 5) Получатель к 31.12.2021 должен был достичь следующие результаты использования Субсидии: количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда - 1 434,80 кв.м. и количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда - 83 человека.
Однако из представленного Администрацией отчета о достижении значений результатов использования Субсидии по состоянию на 01.01.2022 следует и не оспаривается Ответчиком, что указанные результаты использования Субсидии не были достигнуты (количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда и количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда, составило, соответственно, 0 кв.м. и 0 человек).
Доводы Заявителя о том, что основания для истребования у Получателя соответствующей суммы Субсидии отсутствуют в связи с тем, что Соглашение предусматривает достижение показателей Результативности не в год предоставления Субсидии, а в более поздние сроки, не могут быть приняты во внимание, поскольку системное толкование указанных выше положений Правил и Порядка, а также условий Соглашения свидетельствует о том, что Получатель обязан возвратить соответствующую сумму Субсидии не только в том случае, если предусмотренные Соглашением показатели Результативности не были достигнуты в год предоставления Субсидии (при том, что Соглашение не предусматривало достижение показателей Результативности в году предоставления Субсидии), но и в последующие отчетные периоды, которыми в соответствии с Соглашением являются 2021, 2022 и 2023 годы.
Ссылка Заявителя на то, что исполнению Администрацией предусмотренных Соглашением обязательств препятствовали обстоятельства непреодолимой силы, также не может быть принята во внимание, поскольку вопреки статье 65 АПК РФ, а также утвержденному 21.04.2020 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (раздел 2, вопрос 7) Ответчик не представил относимые, допустимые и достоверные доказательства того, что ненадлежащее исполнение Получателем своего обязательства по достижению показателей Результативности было обусловлено именно распространением коронавирусной инфекции, которое при этом носило для Администрации характер обстоятельств непреодолимой силы.
Постановлением Правительства Ивановской области от 07.12.2020 N 603-п действие пунктов 12-16.2 Правил было приостановлено лишь до 01.01.2021, в то время как указанные выше показатели Результативности Получатель должен был достичь к 31.12.2021, и при этом обязанность Получателя возвратить Субсидию установлена также пунктами 3.13 и 3.15 Порядка, в связи с чем ссылка Заявителя на приостановление действия названных пунктов Правил является несостоятельной.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Методику расчета подлежащей взысканию с Ответчика суммы Субсидии Заявитель не оспаривает.
Поэтому, заслушав представителя Ответчика, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия Соглашения, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.02.2023 по делу N А17-5458/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5458/2022
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, ГК-Фонд содействия реформированию ЖКХ