Нижний Новгород |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А29-10143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ":
Шурыгина А.Н. по доверенности от 29.09.2022,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тундра-Турсервис. Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2022
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023
по делу N А29-10143/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ"
(ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тундра-Турсервис. Воркута"
(ИНН: 1103005965, ОГРН: 1121103001062)
об обязании ответчика обеспечить доступ к приборам учета,
взыскании судебной неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тундра-Турсервис. Воркута" (далее - Компания) об обязании предоставить доступ к приборам учета, расположенным по адресу: город Воркута, улица Промышленной индустрии, дом 7, возможность их подключения к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, взыскании астрента в размере 100 рублей 00 копеек за каждый день неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу до истечения третьего месяца, 200 рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная с четвертого месяца вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Суд первой инстанции решением от 21.11.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы Компания указывает, что Обществом в порядке, установленном пунктами 9 - 11 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), не переданы Компании соглашение (договор) или дополнительное соглашение на подключение приборов учета, а также не представлена схема монтажа.
Подробно доводы Компании изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда округа просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Компании - без удовлетворения.
Компания, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (в настоящее время действительное наименование - общество с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго", теплоснабжающая организация) и Компания (потребитель), являющаяся собственником нежилых помещений (административное здание, гаражи), расположенных по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Промышленной индустрии, дом 7, заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.04.2016 N ОО-ВТ-137-40112, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения (далее - энергетические ресурсы), а потребитель - принимать и оплачивать принятые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
В соответствии с условиями договора теплоснабжающая организация вправе осуществлять контроль за соблюдением установленных в договоре условий и режимов потребления энергетических ресурсов, за техническим состоянием и исправностью тепловых сетей, теплопотребляющих установок и состоянием приборов учета потребителя.
Потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации или по указанию теплоснабжающей организации представителей иной организации к узлам учета и приборам учета потребителя для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета (пункт 3.11 договора).
Для установки устройства сбора и передачи данных потребленной тепловой энергии и показаний приборов учета (далее - УСПД) в автоматизированную информационно-измерительную систему учета ресурсов "ЭЛДИС" (далее - АИИС), то есть подключения прибора учета Компании к АИИС Общества, последнее обратилось к Компании с требованием обеспечить доступ к месту установки прибора учета тепловой энергии.
Уклонение Компании от предоставления доступа к месту установки прибора учета тепловой энергии для установки УСПД и, соответственно, подключения прибора учета Компании к АИИС Общества в связи с необходимостью, по мнению Компании, установки электросчетчика для фиксации потребления электрической энергии УСПД, а также необходимостью прокладки отдельной линии электроэнергии, послужило Обществу основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно пункту 8 Правил N 1034 теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений (пункт 9 Правил N 1034).
В силу пункта 10 Правил N 1034 в случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором.
Согласно пункту 23 Правил N 1034 сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем (пункт 24 Правил N 1034).
Под телеметрией понимается совокупность технологических методов и (или) устройств, позволяющих производить удаленные измерения и сбор информации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на потребителя может быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета.
При этом участники отношений в сфере теплоснабжения имеют равные права как на установку на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, так и на получение доступа к информации об объемах тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, путем дистанционного снятия показаний тепловычислителя.
Названные нормативные положения, в частности пункт 9 Правил N 1034, не содержат исключений по субъектному составу лиц - потребителей, в отношении которых полномочное лицо обладает правом требования установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе, для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя.
Как установлено судами, УСПД, подлежащее установке на объекте Компании (приборе учета), представляет собой по существу устройство, входящее в телеметрическую систему передачи показаний приборов учета.
Наличие технической возможности использования указанного УСПД для подключения приборов учета к АИИС Общества подтверждается материалами дела.
В соответствии с положениями действующего законодательства предоставление доступа и возможности подключения прибора учета к АИИС зависит только от наличия или отсутствия технической возможности подключения прибора к указанным системам. Наличие технической возможности подключения прибора учета Компании к АИИС Общества материалами дела не опровергается. Доказательства того, что наличие второго УСПД является препятствием к такому подключению, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 25 Правил N 1034 к приборам учета должен быть обеспечен беспрепятственный доступ представителям теплоснабжающей организации или по ее указанию представителям иной организации для сверки показаний и проверки условий эксплуатации приборов узла учета.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая наличие технической возможности подключения АИИС Общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Обществу должна быть предоставлена возможность реализовать право на установку УСПД для дистанционного снятия показаний прибора учета Компании, предусмотренное пунктом 9 Правил N 1034, а Компания обязана обеспечить реализацию данного права. Установка на объекте Компании УСПД является законной, соответствующей требованиям законодательства.
Суды верно отметили, что Компания не привела обоснованных доводов о том, каким образом подключение прибора учета Компании к АИИС Общества может нарушить его права и законные интересы и не опровергла представленные Обществом доказательства технической возможности установки УСПД Общества и параллельной работы АИИС обеих сторон.
Вопреки доводу Компании отсутствие в договоре теплоснабжения регулирования отношений сторон по организации обеспечения доступа к АИИС учета ресурсов не препятствует теплоснабжающей организации реализовать право на установку дополнительного оборудования на узле учета и потребителю исполнить обязанность обеспечить возможность подключения прибора учета к АИИС и передаче показаний приборов учета. К тому же названные право Общества и обязанность Компании следуют из пунктов 2.4.1 и 3.11 договора теплоснабжения.
Сославшись на пункт 11 Правил N 1034, Компания не представила доказательств того, что она является единственным потребителем, подключенным к тепловой сети, отходящей от источника тепловой энергии, и что названная тепловая сеть принадлежит ей на каком-либо праве.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, приведенными в пунктах 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установили наличие достаточных оснований для присуждения судебной неустойки по заявлению Общества.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суд округа не установил.
Таким образом, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А29-10143/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тундра-Турсервис. Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая наличие технической возможности подключения АИИС Общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Обществу должна быть предоставлена возможность реализовать право на установку УСПД для дистанционного снятия показаний прибора учета Компании, предусмотренное пунктом 9 Правил N 1034, а Компания обязана обеспечить реализацию данного права. Установка на объекте Компании УСПД является законной, соответствующей требованиям законодательства.
...
Сославшись на пункт 11 Правил N 1034, Компания не представила доказательств того, что она является единственным потребителем, подключенным к тепловой сети, отходящей от источника тепловой энергии, и что названная тепловая сеть принадлежит ей на каком-либо праве.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, приведенными в пунктах 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установили наличие достаточных оснований для присуждения судебной неустойки по заявлению Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июля 2023 г. N Ф01-3301/23 по делу N А29-10143/2022