Нижний Новгород |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А43-22365/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Горохова И.М. (доверенность от 17.03.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Маркетстрой"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.20222 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023
по делу N А43-22365/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркетстрой"
(ИНН: 5262283563, ОГРН: 1125262014261)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маркетстрой" (далее - ООО "Маркетстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - Инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 14.12.2020 N 2205201997837 о завершении регистрации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области (далее - МИФНС N 22).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Маркетстрой" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 4 статьи 198 Кодекса и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий налогового органа Обществом не пропущен. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осведомленности ООО "Маркетстрой" о факте нарушения его прав и законных интересов до подачи настоящего заявления в суд первой инстанции.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Дополнение к кассационной жалобе, поступившее в суд округа 12.07.2023, судом кассационной инстанции не принимается и подлежит возврату в связи с несоблюдением порядка его представления, предусмотренного Кодексом.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2015 N ММВ-7-4/651 на территории Нижегородской области создана Инспекция, являющаяся территориальным органом Федеральной налоговой службы и осуществляющая в соответствии с Положением, утвержденным приказом Управления от 18.01.2016 N 15-06-03/17, функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом Федеральной налоговой службы от 27.07.2020 N ЕД-7-4/470 Инспекция Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода реорганизована путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода.
В соответствии с данным приказом Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода, при этом Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода переименована в МИФНС N 22.
Согласно приказу ФНС Федеральной налоговой службы от 07.09.2020 N ЕД-7-4/641 приказ от 27.07.2020 N ЕД-7-4/470 вступает в силу с 14.12.2020.
Инспекция 04.08.2020 на основании представленного комплекта документов внесла в ЕГРЮЛ запись N 2205200585445 о начале процедуры реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода в форме присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода.
В Инспекцию 07.12.2020 поступил комплект документов для государственной регистрации изменения наименования налогового органа (с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода на МИФНС N 22), а также внесения изменений в учредительные документы юридического лица. В качестве учредительного документа территориального налогового органа в регистрирующий орган представлено Положение о МИФНС N 22, утвержденное приказом Управления от 30.11.2020 N 15-06-01/367.
Инспекция приняла решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 14.12.2020 N 2205201198178 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В этот же день в ЕГРЮЛ внесена запись N 2205201197837 о завершении реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода (МИФНС N 22) в форме присоединения к ней Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода.
Посчитав, что при создании МИФНС N 22 допущены нарушения статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по регистрации юридического лица.
Руководствуясь статьями 9, 65, 115, 117, 198 Кодекса, статьями 4, 6, 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования в связи с пропуском заявителем срока на обжалование действий регистрирующего органа и отсутствием оснований для восстановления данного срока.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В пункте 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" (пункт 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 115 Кодекса лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 117 Кодекса процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 названного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Суды установили, что сведения о начале процедуры реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода в форме присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода внесены в ЕГРЮЛ 04.08.2020.
Запись N 2205201197837 о завершении реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода (МИФНС N 22) в форме присоединения к ней Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району города Нижнего Новгорода внесена в ЕГРЮЛ 14.12.2020.
С заявлением о признании незаконными действий Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи от 14.12.2020 N 2205201997837 о завершении регистрации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица Общество обратилось в суд первой инстанции 27.07.2022, то есть с пропуском установленного срока.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления с учетом приведенных в его обоснование доводов о том, что заявителю стало известно о нарушении своих прав только 17.06.2022 при получении директором ООО "Москва Китчен Хаус" Лазаревым Е.И. (также являющимся директором ООО "Маркетстрой") по акту приема-передачи документов, в том числе копии положения о МИФНС N 22, суды не нашли оснований для его удовлетворения. Доказательства наличия уважительных причин пропуска срока заявитель не представил. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у Общества возможности подать заявление в арбитражный суд до истечения установленного срока, судами не установлены.
При этом суды на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств установили, что об образовании МИФНС N 22 Обществу стало известно еще в 2021 году, что подтверждается квитанцией о приеме МИФНС N 22 налоговой декларации, подтверждением 07.04.2021 принятия требования налогового органа от 02.04.2021 N 5133, письмом ООО "Маркетстрой" от 05.04.2021 N 54 (вх.N 012981 от 08.04.2021) в адрес МИФНС N 22, подписанным директором Лазаревым Е.И.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и в силу статьи 286 Кодекса переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
На основании изложенного, учитывая, что пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суды обоснованно отказали ООО "Маркетстрой" в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.20222 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А43-22365/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маркетстрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Маркетстрой" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.04.2023 N 90.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" (пункт 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
...
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.20222 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А43-22365/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маркетстрой" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2023 г. N Ф01-3032/23 по делу N А43-22365/2022