Нижний Новгород |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А82-9089/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023
по делу N А82-9089/2022
по заявлению Департамента финансов Ярославской области
(ИНН: 7604002902, ОГРН: 1027600695363)
о признании недействительным представления
Управления Федерального казначейства по Ярославской области
(ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Министерство финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636), государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Электронный регион" (ИНН: 7606095476, ОГРН: 1147606005447), Федеральная служба охраны Российской Федерации (ИНН: 7704055094, ОГРН: 1037739455049),
и установил:
Департамент финансов Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Управление, УФК по Ярославской области) от 27.04.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Электронный регион", Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что Департамент не представил в установленный срок информацию о выполнении условий реструктуризации, в связи с чем требование об уплате заявителем пени за просрочку исполнения обязательства соответствует закону.
Департамент в письменном отзыве отклонил доводы жалобы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу нет представили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в период с 14.03.2022 по 25.03.2022 УФК по Ярославской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по вопросам выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в органах государственной власти субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В ходе проверки Департамент установил, что в нарушение требований пункта 3 статьи 93.8 Бюджетного кодекса Российской Федерацией (далее - БК РФ), подпункта "г" пункта 13 Правил проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 1325 (далее - Правила N 1325), Департаментом в срок до 01.05.2021 не представлена в Министерство финансов Российской Федерации информация о выполнении условий реструктуризации, предусмотренная дополнительными соглашениями от 21.12.2012 N 3 к Соглашениям о предоставлении бюджету Ярославской области из федерального бюджета бюджетного кредита на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований от 15.12.2010 N 01-01-06/06-532, от 20.12.2010 N 01-01-06/06-577, за что предусмотрена уплата пени в размере 5 000 рублей за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств за период с 01.05.2021 по 25.03.2022 (329 дней) в сумме 1 645 000 рублей.
Также в нарушение требований пункта 3 статьи 93.8 БК РФ, подпункта "г" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 (далее - Правила N 292), Департаментом в срок до 01.05.2021 не представлена в Министерство финансов Российской Федерации информация о выполнении условий реструктуризации, предусмотренная дополнительным соглашением от 27.04.2015 N 2 к Соглашению о предоставлении бюджету Ярославской области из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) от 18.05.2010 N 01-01-06/06-161, за что предусмотрена уплата пени в размере 5 000,00 рублей за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств за период с 01.05.2021 по 25.03.2022 (329 дней) в сумме 1 645 000 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 05.04.2022 и вынесено представление от 27.04.2022 N 71-14-02/34/1387, согласно которому Департаменту предложено устранить выявленные нарушения и принять меры к уплате и перечислению в доход федерального бюджета пени в сумме 1 645 000 рублей по пункту 14 Правил N 1325 и пени в сумме 1 645 000 рублей по пункту 15 Правил N 292 в срок до 13.01.2023.
Не согласившись с представлением Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Руководствуясь статьями 93.8, 270.2 БК РФ, Правилами N 292 и 1325, суды признали незаконным оспариваемое представление и удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Пунктом 1 статьи 93.8 БК РФ установлено, что денежные обязательства (задолженность по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием могут быть урегулированы следующими способами:
1) основанные на соглашении изменение условий исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), связанное с изменением сроков (в том числе с предоставлением отсрочки или рассрочки) исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), изменение величины процентов за пользование денежными средствами и (или) иных платежей (далее - реструктуризация денежного обязательства (задолженности по денежному обязательству) перед публично-правовым образованием);
2) основанное на соглашении прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения (далее - новация денежного обязательства перед публично-правовым образованием);
3) иные способы, предусмотренные бюджетным и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 93.8 БК РФ правила (основания, условия и порядок) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются соответственно актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации или уполномоченных ими финансовых органов соответствующего публично-правового образования, которые вправе устанавливать дополнительные условия реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед соответствующим публично-правовым образованием, в том числе критерии, которым должны соответствовать должники, имеющие право на реструктуризацию денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием.
Правила проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерацией от 18.12.2012 N 1325.
Согласно пункту 13 Правил N 1325 реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам проводится при условии принятия должником, помимо прочего, обязательства ежегодно до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выполнении условий реструктуризации (подпункт "г").
В случае неисполнения должником обязательств, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, должник уплачивает пени в размере 5 тысяч рублей за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств (пункт 14 Правил N 1325).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что на основании заявления Губернатора Ярославской области, направленного в Минфин России 18.12.2012 N ИХ.01-11624/12 "О реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам", Правительство Ярославской области просит провести реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Ярославской области из федерального бюджета в 2010 году на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований на сумму 607 983 885,25 рубля, в том числе:
- по соглашению о предоставлении бюджету Ярославской области из федерального бюджета бюджетного кредита на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований от 15.12.2010 N 01-0106/06-532, заключенному между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ярославской области: основной долг - 200 000 000 рублей, сумма начисленных процентов за пользование в 2012 году средствами федерального бюджета - 3 747 950,82 рубля, штрафы (пени) отсутствуют;
- по соглашению о предоставлении бюджету Ярославской области из федерального бюджета бюджетного кредита на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований от 20.12.2010 N 01-0106/06-577, заключенному между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ярославской области: основной долг - 396 800 000 рублей, сумма начисленных процентов за пользование в 2012 году средствами федерального бюджета - 7 435 934,43 рубля, штрафы (пени) отсутствуют.
К указанным соглашениям заключены дополнительные соглашения от 21.12.2012 N 3, от 06.04.2015 N 4 в рамках Правил N 1325, согласно которым обязательства заемщика консолидируются в единую сумму и впредь представляют собой реструктурированную задолженность, а именно:
- по соглашению от 15.12.2010 N 01-01-06/06-532 - 203 758 538,25 рубля (основной долг - 200 000 000 рублей, проценты - 3 758 538,25 рубля);
- по соглашению от 20.12.2010 N 01-01-06/06-577 - 404 256 939,89 рублей (основной долг - 396 800 000 рублей, проценты - 7 456 939,89 рубля).
В письме от 29.04.2021 N ИХ.33-1754/21 Департамент сообщает Министерству финансов Российской Федерации о выполнении условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований:
1) платежи по реструктурированной задолженности в 2021-2023 годах предусмотрены Законом Ярославской области от 22.12.2020 N 100-з "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
2) постановлением Правительства Ярославской области от 13.04.2021 N 206-п утверждены план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2021 - 2024 годы, и план мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2021 - 2024 годы.
К письму от 29.04.2021 N ИХ.33-1754/21 Департамента прилагаются:
- отчет о реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2020 - 2024 годы за 2020 год;
- отчет о реализации Плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2020 - 2024 годы за 2020 год;
- копия постановления Правительства Ярославской области от 13.04.2021 N 206-п "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2021-2024 годы и плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2021 - 2024 годы" в 1 экз. на 20 л.
В подтверждение отправки в Министерство финансов Российской Федерации письма от 29.04.2021 N ИХ.33-1754/21, подписанного директором Департамента Долговым А.Н., Департаментом представлен скриншот файла, дата создания 29.04.2021 в 16:52:55.
В акте проверки Управление указало, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2022 N 06-09-05/1827, направленному в адрес Федерального казначейства, по Соглашениям от 15.12.2010 N 01-01-06/06532, от 20.12.2010 N 01-01-06/06-577 отчеты, предусмотренные подпунктом "г" пункта 13 Правил N 1325 по сроку их представления 01.05.2021, в Министерство финансов Российской Федерации от Ярославской области по состоянию на 28.12.2021 не поступили.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о нарушении Департаментом обязательства, предусмотренного подпунктом "г" пункта 13 Правил N 1325, выразившееся в нарушении срока представления информации в Министерство финансов Российской Федерации; на момент проверки срок нарушения обязательства составил 329 дней (с 01.05.2021 по 25.03.2022). С учетом положений пункта 14 Правил N 1325 УФК по Ярославской области установило размер пени в сумме 1 645 000 рублей (5 000 рублей x 329 дней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 утверждены Правила проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
В силу пункта 14 Правил N 292 реструктуризация проводится при условии принятия должником, помимо прочего, обязательства ежегодно, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выполнении условий реструктуризации (подпункт "г").
В случае неисполнения должником обязательств, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 14 настоящих Правил, должник уплачивает пени в размере 5 тыс. рублей за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств (пункт 15 Правил N 292).
Как следует из акта проверки и не оспаривается сторонами, на основании заявления Губернатора Ярославской области, направленного в Минфин России от 03.04.2015 N ИХ.01-03331/15 "О реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам", Правительство Ярославской области просит провести реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Ярославской области из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в соответствии с Соглашением о предоставлении бюджету Ярославской области из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) от 18.05.2010 N 01-01-06/06-161, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ярославской области на сумму 219 546 660,82 рубля: основной долг - 218 160 000 рублей, сумма начисленных процентов за пользование средствами федерального бюджета 1 386 660,82 рубля, штрафы (пени) отсутствуют.
К Соглашению от 18.05.2010 N 01-01-06/06-161 заключено дополнительное соглашение от 27.04.2015 N 2 в рамках Правил от 30.03.2015 N 292, согласно которому обязательства Заемщика составляют 219 546 660,82 рублей: основной долг - 218 160 000 рублей, проценты - 1 386 660,82 рубля.
В материалы дела представлено письмо Департамента от 29.04.2021 N ИХ.33-1756/21 "О выполнении условий реструктуризации", направленное в адрес Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 292, в котором Департамент сообщает о выполнении условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований:
1) платежи по реструктурированной задолженности в 2021-2023 годах предусмотрены Законом Ярославской области от 22.12.2020 N 100-з "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
2) постановлением Правительства Ярославской области от 13.04.2021 N 206-п утверждены План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2021 - 2024 годы, и плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2021 - 2024 годы.
К письму от 29.04.2021 N ИХ.33-1756/21 Департамента прилагаются:
- отчет о реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2020-2024 годы за 2020 год;
- отчет о реализации Плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2020-2024 годы за 2020 год;
- копия постановления Правительства Ярославской области от 13.04.2021 N 206-п "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2021-2024 годы и плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2021-2024 годы" в 1 экз. на 20 л.
В подтверждение отправки в Министерство финансов Российской Федерации письма от 29.04.2021 N ИХ.33-1756/21, подписанного директором Департамента Долговым А.Н., представлен скриншот файла, дата создания 29.04.2021 16:52:27.
Из акта проверки следует, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2022 N 06-09-05/1827, направленному в адрес Федерального казначейства, по Соглашению от 18.05.2010 N 01-01-06/06-161 отчеты, предусмотренные подпунктом "г" пункта 14 Правил N 292 по сроку их представления 01.05.2021, в Министерство финансов Российской Федерации от Ярославской области по состоянию на 28.12.2021 не поступили.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о нарушении Департаментом обязательства, предусмотренного подпунктом "г" пункта 14 Правил N 292, выразившееся в нарушении срока представления информации в Министерство финансов Российской Федерации, на момент проверки срок нарушения обязательства составил 329 дней (с 01.05.2021 по 25.03.2022). С учетом положений пункта 15 Правил N 292 УФК по Ярославской области установило размер пени в сумме 1 645 000 рублей (5 000 рублей x 329 дней).
На основании постановления Правительства Ярославской области от 22.04.2014 N 369-п оператором региональной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия определено ГБУ ЯО "Электронный регион".
В соответствии с Порядком от 07.08.2013 взаимодействия ЦССИ ФСО России по Ярославской области, Департамента информатизации и связи и КП ЯО "Электронный регион" по обеспечению эксплуатации системы МЭДО "ГБУ ЯО "Электронный регион" обеспечивает функционирование адаптера МЭДО между Единой системой электронного оборота органов исполнительной власти Ярославской области и МЭДО.
Согласно письму от 13.01.2022 и отзыву от 03.08.2022 оператора региональной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия - ГБУ ЯО "Электронный регион" письма Департамента от 29.04.2021 ИХ.33-1754/21 и от 29.04.2021 ИХ.33-1756 были обработаны в Единой системе электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области и выложены в папку обмена ПАК "Сопряжение-Д" для доставки по МЭДО 29.04.2021 16:52:55 и 29.04.2021 16:52:27 соответственно. Данный факт зафиксирован в справочнике Корреспонденция МЭДО и логах системы. Квитанций и уведомлений со стороны Министерства финансов Российской Федерации по письмам не поступало. Доставка документов до системы документооборота получателя осуществляет система МЭДО, оператором которой является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО). Получить подтверждение доставки документов со стороны ФСО не представляется возможным, так как информация о доставленных письмах хранится 30 дней.
В отзыве на заявление Департамента ФСО Российской Федерации указала, что по письмам Департамента от 29.04.2021 ИХ.33-1754/21 и от 29.04.2021 ИХ.331756 информация отсутствует; при этом в период с апреля по май 2021 года технических неисправностей в системе межведомственного электронного документооборота не было зафиксировано.
Вместе с тем суды учли, что наличие вины - общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и любое исключение должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П).
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, следует, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам, в том числе к участникам межбюджетных правоотношений.
В рассматриваемом случае из пояснений Департамента следует и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуто, что после направления информации о выполнении условий реструктуризации в адрес Министерства финансов Российской Федерации через систему межведомственного электронного документооборота письмами от 29.04.2021 ИХ.33-1754/21, от 29.04.2021 ИХ.33-1756, какие-либо уведомления об отказе в регистрации документов в адрес заявителя не поступили.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что Департамент принял меры по своевременному направлению в адрес Министерства финансов Российской Федерации в срок до 01.05.2021 необходимой отчетности во исполнение требований, предусмотренных Правилами N 1325 и 292, суды правомерно признали представление от 27.04.2022 недействительным.
Суды верно указали, что неполучение соответствующей информации адресатом не может признано доказательством виновности Департамента, техническая составляющая доставки электронных писем в адрес Министерства финансов Российской Федерации в данном случае находилась вне контроля Департамента.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационных жалобах доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А82-9089/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отзыве на заявление Департамента ФСО Российской Федерации указала, что по письмам Департамента от 29.04.2021 ИХ.33-1754/21 и от 29.04.2021 ИХ.331756 информация отсутствует; при этом в период с апреля по май 2021 года технических неисправностей в системе межведомственного электронного документооборота не было зафиксировано.
Вместе с тем суды учли, что наличие вины - общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и любое исключение должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П).
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, следует, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам, в том числе к участникам межбюджетных правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2023 г. N Ф01-3810/23 по делу N А82-9089/2022