Нижний Новгород |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А43-36445/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Кислицына Е.Г.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023
по делу N А43-36445/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу
(ИНН: 210600002717; ОГРНИП: 305213406200021)
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу (далее - Глава хозяйства) о взыскании платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта в размере 102 489 рублей 60 копеек.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 09.02.2023, принятым по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства на основании статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023, удовлетворил иск в полном объеме.
Суды исходили из того, что простой вагонов на путях общего пользования обусловлен тем, что пути необщего пользования были заняты ранее поданными вагонами, в связи с чем ответчик нарушил технологический срок оборота вагонов, что явилось основанием для начисления платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Глава хозяйства не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить вследствие неправильного применения норм материального права.
Заявитель указывает на поступление в его адрес вагонов со смерзшимся грузом (что подтверждается актами общей формы), на выгрузку которого потребовалось несколько дней, а также на непринятие истцом мер по приостановке отправки последующих вагонов в адрес ответчика.
Кассатор обращает внимание на нарушение Обществом условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 13.05.2019 N 4/388 в части неподачи под разгрузку вагонов в количестве, согласованном сторонами (35 вагонов в сутки), что, по мнению заявителя, привело к простою вагонов на путях общего пользования.
Подробно доводы Главы хозяйства изложены в жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласилось, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Предпринимателем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Канаш Горьковской железной дороги - филиале Общества от 13.05.2019 N 4/388 в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2021 (далее - договор).
По условиям договора подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 13 к железнодорожному пути необщего пользования находящегося на балансе Общества, осуществляется локомотивом перевозчика.
В силу параграфа 7 договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 24 вагонов, по весу 2200 тонн. С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы (параграф 10 договора).
Параграфом 14 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлены следующие технологические нормы на выгрузку грузов: щебень, прочие инертные грузы - 21 минута; удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы - 1 час; тарно-штучные строительные грузы - 2 часа 15 минут.
Согласно положениям параграфа 15 договора перерабатывающая способность по основным родам груза: выгрузка - щебень, прочие инертные грузы - 35 вагонов в сутки; удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы, тарно-штучные грузы - 7 вагонов в сутки.
В пункте "е" параграфа 18 договора установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров независимо от их принадлежности, по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, с применением коэффициентов индексации: за время нахождения вагонов на станции, в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 указанного Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1; за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по правилам пункта 2.4 и ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства.
Время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, определяется по данным актов общей формы.
На путях общего пользования станции Канаш простаивали вагоны в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика. Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших в адрес ответчика и ожидающих подачи на подъездной путь, подтверждается актами общей формы N 5/8341, 5/8884.
Занятость путей подтверждена ведомостями подачи и уборки вагонов N 124255, 124256, 124257, 124258, 124259, 124260, 124261, 124262, 124264, 124265, 124266, 124267, 124268, 124270, 125272, 125273, 125274, 125275, 125276, 125277, 125278, 125281, 125282, 125283, 125285, 125286, 126287.
За время нахождения подвижного состава на станционных путях размер соответствующей платы, составил - 102 489 рублей 60 копеек.
Истец направил своему контрагенту претензию от 05.04.2022 N 7680 ГРК ТЦФТО, которая была оставлена Главой хозяйства без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в Арбитражный суд Нижегородской области.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По правилам части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части одиннадцатой указанной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По правилам части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, Тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих Обществу.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, не принадлежащими Обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приемки владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Для подтверждения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных указанной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы, подписанным Главой хозяйства без разногласий, спорные вагоны задерживались перевозчиком по причинам, зависящим от грузополучателя. Таким образом, у истца имелись основания для начисления ответчику платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Ссылка заявителя на акты общей формы, которые подтверждают поступление вагонов со смерзшимся грузом, отклоняется судом округа, поскольку представленные акты не являются основанием для освобождения от внесения спорной платы согласно статье 39 Устава.
Доводы заявителя жалобы о наличии иных причин простоя вагонов на путях общего пользования являются необоснованными, поскольку противоречат актам общей формы, фиксирующим факт простоя, а потому отклоняются судом округа.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о подтверждении факта задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа полагает, что применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют существенные нарушения судами нижестоящих инстанций норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли бы на исход дела, в том числе являлись бы безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба Главы хозяйства не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А43-36445/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, Тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих Обществу.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, не принадлежащими Обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приемки владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Для подтверждения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных указанной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
...
Ссылка заявителя на акты общей формы, которые подтверждают поступление вагонов со смерзшимся грузом, отклоняется судом округа, поскольку представленные акты не являются основанием для освобождения от внесения спорной платы согласно статье 39 Устава."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2023 г. N Ф01-3751/23 по делу N А43-36445/2022