г. Владимир |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А43-36445/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова Ю.В., рассмотрев апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2023 по делу N А43-36445/2022, принятое в порядке упрощенного производства по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу, ОГРНИП 305213406200021, ИНН 210600002717, с. Ухманы, Чувашская Республика, о взыскании 102 489 руб. 60 коп. платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, без вызова сторон,
установил.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу (далее - ответчик, Глава) о взыскании 102 489 руб. 60 коп. платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта.
31.01.2023 Арбитражным судом Нижегородской области в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение по делу N А43-36445/2022 в виде резолютивной части, согласно которому исковые требования удовлетворены. 09.02.2023 судом по заявлению ответчика составлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым решением, Глава обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы указывает на поступление в его адрес 68 вагонов со смерзшимся грузом, на выгрузку которого потребовалось несколько дней, а также на непринятие истцом мер по приостановке отправки последующих вагонов в адрес ответчика.
Ссылается на нарушение истцом условий договора, пояснив, что работники станции Канаш не передавали на пути необщего пользования 35 вагонов в сутки с учетом перерабатывающей способности на пути необщего пользования.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Российские железные дороги" в отзыве на апелляционную жалобу возразило по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (далее - истец, перевозчик) и ИП КФХ Макаров А.Н. (далее - ответчик, владелец) подписан договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Канаш Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 02.08.2017 N 4/388 (дополнительное соглашение от 03.12.2021) (далее - Договор) по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочными переводами N 13 к железнодорожному пути необщего пользования находящегося на балансе ОАО "РЖД", локомотивом перевозчика.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 24 вагонов, по весу 2200 тонн (§7 Договора в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2021). С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы (§10 Договора).
На железнодорожном пути необщего пользования установлены следующие технологические нормы на выгрузку грузов: Выгрузка: щебень, прочие инертные грузы - 21 минута, удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы - 1 час; тарно-штучные строительные грузы- 2 часа 15 минут (§14 Договора).
Перерабатывающая способность по основным родам груза: выгрузка - щебень, прочие инертные грузы - 35 вагонов в сутки, удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы, тарно-штучные грузы- 7 вагонов в сутки (§15 Договора).
Параграфом 18 пункт "е" Договора установлено, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров, независимо от их принадлежности, по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1 с применением коэффициентов индексации: за время нахождения вагонов на станции, в случаях предусмотренных п.2.3 указанного Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1; за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по правилам п.2.4 и ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства.
Время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, определяется по данным актов общей формы.
Кроме того, заключено Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок - заявление о присоединении от 23.04.2021 N ЛК-2021/726.
На путях общего пользования станции Канаш простаивали вагоны в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика.
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших в адрес ответчика и ожидающих подачи на подъездной путь, подтверждается актами общей формы: N 5/8341, 5/8884, которые были отклонены.
Занятость путей так же подтверждена ведомостями подачи и уборки вагонов N 124255, 124256, 124257, 124258, 124259, 124260, 124261, 124262, 124264, 124265, 124266, 124267, 124268, 124270, 125272, 125273, 125274, 125275, 125276, 125277, 125278, 125281, 125282, 125283, 125285, 125286, 126287.
Оформлена накопительная ведомость N 271206, от подписи в которой представитель грузополучателя отказался.
За время нахождения подвижного состава на станционных путях рассчитана плата, составившая - 102 489 руб. 60 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 05.04.2022 N 7680 ГРК ТЦФТО, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили для истца основанием обратиться в суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон возникли из договора N 4/388, и подлежат правовому регулированию нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашениями сторон.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ, Устав).
Статья 1 УЖТ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. УЖТ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов (статья 33 Устава железнодорожного транспорта РФ).
Статьей 119 УЖТ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
По правилам части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В соответствии с частью 12 статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 13 статьи 39 УЖТ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По правилам части 17 статьи 39 УЖТ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила от 18.06.2003 N 26), согласно которому задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятого в рамках оспаривания пункта 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, следует, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими обществу "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Действующее законодательство не предусматривает запрета на применение Тарифного руководства N 2 для отношений, связанных с взиманием платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования в связи с несвоевременным приемом вагонов для погрузки (выгрузки) на железнодорожные пути необщего пользования.
В то же время стороны, заключив договор N 4/224, согласовали применение указанного нормативного правового акта к упомянутым отношениям.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45 (далее - Правила N 45), акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе в случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18 июня 2003 года N 26 предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Судом установлено, что на железнодорожных путях необщего пользования установлены следующие технологические нормы на выгрузку грузов: Выгрузка: щебень, прочие инертные грузы - 21 минута, удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы - 1 час; тарно-штучные строительные грузы - 2 часа 15 минут (§14 Договора).
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших в адрес ответчика и ожидающих подачи на подъездной путь, подтверждается актами общей формы: N 5/8341, 5/8884.
В актах зафиксировано время простоя, названа причина простоя, указано время отправления вагонов с промежуточной станции, время прибытия на станцию назначения.
Составленные по факту простоя вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" акты общей формы соответствуют установленным требованиям, являются надлежащими доказательствами.
В свою очередь ответчиком вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств недостоверности сведений, указанных в актах, не представлено.
В связи с этим является правомерным вывод суда первой инстанции о доказанности факта задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей.
В данном случае простой вагонов на путях общего пользования возник по причине занятости пути необщего пользования ранее поданными вагонами, в связи с чем ответчиком был нарушен технологический срок оборота вагонов, что в силу вышеназванной нормы является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Данное обстоятельство подтверждено также имеющимися в материалах дела памятками приемосдатчика на уборку вагонов, накопительными ведомостями.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов имел место по независящим от него причинам, в отсутствие его вины.
По прибытию 07, 08 декабря 2021 года вагонов в количестве 48 единиц составлен акт общей формы N 5/8502 от 14 декабря 2022 года, свидетельствующий о том, что груз находился в смерзшемся состоянии.
Между тем данное обстоятельство не освобождает грузополучателя от уплаты причитающихся сборов и платежей ОАО "РЖД", взаимоотношения между грузоотправителем, который не применил должные профилактические меры против смерзания груза, и грузополучателем, который его принял, из-за чего произошел простой вагонов, носят иной гражданско-правовой характер.
Изложенные ответчиком обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые ответчик как профессиональный участник рынка должен был учесть при осуществлении им предпринимательской деятельности при должной степени заботливости и осмотрительности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оснований для снижения платы за пользование путями общего пользования не установлено, вагоны подавались и убирались по факту предоставления грузополучателем уведомлений о завершении грузовой операции, следовательно, плата за простой вагонов начислена обоснованно.
Начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведено истцом в соответствии со статьей 39 Устава, а также Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство N 2).
При таких обстоятельствах истец обоснованно рассчитал размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в размере 102 489 руб. 60 коп.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции, признан верным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и существенно влияющих на оценку спорных правоотношений и результат разрешения заявленных требований, в апелляционной инстанции не установлено.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 24 вагонов, по весу 2200 тонн (§7 Договора в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2021). С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы (§10 Договора).
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2023 по делу N А43-36445/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36445/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал "РЖД", Казанское территориальное управление
Ответчик: ИП КФХ МАКАРОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ