Нижний Новгород |
|
04 августа 2023 г. |
Дело N А39-6219/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Зениной Е.С. (удостоверение; поручение от 24.07.2023),
от индивидуального предпринимателя Грачева Федора Владимировича: Диковой О.А.
(доверенность от 20.02.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Грачева Федора Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.02.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023
по делу N А39-6219/2022
по иску Первого заместителя прокурора Республики Мордовия
в защиту публичных интересов администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (ИНН: 1308049890, ОГРН: 1021300660523)
к муниципальному предприятию Зубово-Полянского муниципального района "Тепловые сети" (ИНН: 1308084703, ОГРН: 1201300002100) и
к индивидуальному предпринимателю Грачеву Федору Владимировичу
(ИНН: 132811373601, ОГРНИП: 320132600004371)
о признании недействительным договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО, об обязании возвратить имущество
и установил:
Первый заместитель прокурора Республики Мордовия (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском в защиту публичных интересов администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) к муниципальному предприятию Зубово-Полянского муниципального района "Тепловые сети" (далее - Предприятие) и индивидуальному предпринимателю Грачеву Федору Владимировичу (далее - Предприниматель) о признании недействительным договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО на техническое обслуживание, выполнение аварийно-восстановительных работ и текущий ремонт котельного оборудования и сетей теплоснабжения (участок в п. Явас), заключенного между Предприятием и Предпринимателем, и об обязании Предпринимателя возвратить Предприятию объекты теплоснабжения.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.02.2023 удовлетворено требование о признании недействительным договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения иска и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, спорный договор заключен в соответствии с действующим законодательством; оснований для признания его недействительным не имеется. Факт передачи муниципального имущества непосредственно в эксплуатацию Предпринимателю не доказан. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что суды не разрешили вопрос о последствиях недействительности сделки для Предпринимателя и не учли факт несения последним расходов, связанных с содержанием имущества.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Предпринимателя.
Администрация и Предприятие отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Администрации от 17.06.2020 N 344 Предприятию переданы в хозяйственное ведение пять имущественных комплексов котельных и тепловые сети, расположенные в пределах Яваского городского и Леплейского сельского поселений Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
Предприятие (заказчик) и Предприниматель (исполнитель) заключили договор от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО на техническое обслуживание, выполнение аварийно-восстановительных работ и текущий ремонт котельного оборудования и сетей теплоснабжения (участок в п. Явас), согласно пунктам 1.1 и 1.2 которого заказчик передает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию котельного оборудования и сетей теплоснабжения (приложение N 2), плановому текущему ремонту (приложение N 3), выполнению аварийно-восстановительных работ. Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.
Объем оказываемых услуг является ориентировочным и при необходимости может быть изменен сторонами путем подписания дополнительного соглашения к договору.
Исполнитель для оказания услуг в рамках договора выделяет необходимое количество сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и квалификацией (пункт 1.3 договора).
Срок оказания услуг - с 01.01.2022 по 31.12.2022 (пункт 1.6).
На основании пункта 2.2 договора стоимость услуг включает в себя все расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг.
В соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 договора заказчик обязуется предоставлять исполнителю сведения и документы, необходимые для надлежащего оказания услуг, предоставить беспрепятственный доступ к объектам, по которым исполнитель оказывает услуги.
Оплата услуг по настоящему договору производится заказчиком ежемесячными платежами в период с января по май и с ноября по декабрь включительно в безналичном порядке на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг, с возможной отсрочкой платежа не более 180 календарных дней с момента подписания акта. Размер ежемесячного платежа определяется как сумма 1/7 стоимости услуг по техническому обслуживанию котельного оборудования и сетей теплоснабжения и 100% услуг по аварийно-восстановительному и плановому ремонту, оказанных за отчетный период (пункт 4.2 договора).
В Приложении N 1 к договору определен перечень обслуживаемого котельного оборудования и перечень обслуживаемых сетей теплоснабжения; в Приложении N 2 - перечень работ по техническому обслуживанию котельного оборудования и сетей теплоснабжения.
Полагая незаконным и нарушающим публичные интересы заключение Предприятием с Предпринимателем договора на техническое обслуживание, выполнение аварийно-восстановительных работ и текущий ремонт котельного оборудования и сетей теплоснабжения, которым имущественный комплекс Предприятия фактически передан Предпринимателю в эксплуатацию, Прокурор обратился в арбитражный суд с требованием о признании договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности в виде обязания ответчика возвратить имущество.
Руководствуясь статьями 167 -168, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ N "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Арбитражный суд Республики Мордовия признал договор от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО недействительным; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании статьи 168 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1); сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной.
В соответствии со статьей 294 Кодекса государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 295 Кодекса предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) установлено, что от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Государственное или муниципальное предприятие в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества не вправе сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества (статья 18 Закона N 161-ФЗ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В пункте 1 части 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи (по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения перечисленных договоров), осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
На основании части 5 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67), согласно пункту 3 которых заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 67 заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В силу части 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Муниципальное имущество (объекты теплоснабжения) могут быть переданы во владение и пользование только по концессионному соглашению.
Суды установили, что Предприятие осуществляет деятельность по оказанию услуг в сфере теплоснабжения. Основным видом деятельности Предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (код 35.30.1 ОКВЭД), дополнительным - обеспечение работоспособности котельных (код 35.30.4 ОКВЭД).
Штатная численность Предприятия составляет 3 человека - директор и два заместителя директора, что не позволяло Предприятию обеспечить самостоятельную эксплуатацию закрепленных за ним объектов теплоснабжения.
Проанализировав условия договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО, а также приложения к нему, приняв во внимание характер сложившихся между сторонами отношений, суды установили, что фактическое использование и эксплуатацию указанных объектов осуществляет Предприниматель. При этом перечень обслуживаемого Предпринимателем котельного оборудования и сетей (приложение N 1 к договору) полностью совпадает с перечнем оборудования и сетей, закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения, а работы, которые в рамках договора обязан выполнять Предприниматель, включают в себя, в том числе, работы, не связанные с техническим обслуживанием либо ремонтом, а свидетельствующие об эксплуатации и использовании в полной мере всего имущественного комплекса Предприятия. В результате безвозмездного использования муниципального имущества Предпринимателем осуществляется предпринимательская деятельность, в результате которой он получает доход, прибыль (плату по спорному договору).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что согласие собственника имущества на заключение договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО Предприятием получено не было; спорный договор заключен с нарушениями Закона N 135-ФЗ, Закона N 190-ФЗ, Правил N 67 (без проведения предусмотренных обязательных конкурентных процедур) и распоряжение имуществом произведено в обход установленного порядка передачи объектов в пользование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительным заключенного между Предприятием и Предпринимателем договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО. Как отметили суды, фактически стороны имели намерение прикрыть сделку по передаче муниципального имущества совершением сделки (заключением договора) на техническое обслуживание, направленной не на обеспечение обслуживания имущества, а на эксплуатацию (использование) муниципального имущества Предпринимателем.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой части. В остальной части законность принятых судебных актов не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Ссылка Предпринимателя на то обстоятельство, что им были понесены расходы, связанные с содержанием муниципального имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, отклоняется судом округа, поскольку при наличии такого требования заявитель не лишен возможности предъявить самостоятельный иск в порядке, предусмотренном статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А39-6219/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Грачева Федора Владимировича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Грачева Федора Владимировича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что согласие собственника имущества на заключение договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО Предприятием получено не было; спорный договор заключен с нарушениями Закона N 135-ФЗ, Закона N 190-ФЗ, Правил N 67 (без проведения предусмотренных обязательных конкурентных процедур) и распоряжение имуществом произведено в обход установленного порядка передачи объектов в пользование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительным заключенного между Предприятием и Предпринимателем договора от 29.12.2021 N 29122021-1-ДО. Как отметили суды, фактически стороны имели намерение прикрыть сделку по передаче муниципального имущества совершением сделки (заключением договора) на техническое обслуживание, направленной не на обеспечение обслуживания имущества, а на эксплуатацию (использование) муниципального имущества Предпринимателем."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2023 г. N Ф01-4383/23 по делу N А39-6219/2022