Нижний Новгород |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А82-5362/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Тутаевская ПГУ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023
по делу N А82-5362/2022
по заявлению акционерного общества "Тутаевская ПГУ"
(ИНН: 7611020204, ОГРН: 1117611000869)
о признании частично незаконным представления
Тутаевской межрайонной прокуратуры,
заинтересованное лицо - прокуратура Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - конкурсный управляющий акционерного общества "Тутаевская ПГУ" Демкин Д.И.,
общество с ограниченной ответственностью "УК "Эталон", общество с ограниченной
ответственностью "УК "Жилфонд", администрация Тутаевского муниципального района,
и установил:
акционерное общество "Тутаевская ПГУ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным представления Тутаевской межрайонной прокуратуры (далее - Прокуратура) от 14.01.2022 N 3-1-2022 в части установления ненадлежащего оказания Обществом коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Ярославской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - конкурсный управляющий Общества Демкин Д.И., общество с ограниченной ответственностью "УК "Эталон", общество с ограниченной ответственностью "УК "Жилфонд", администрация Тутаевского муниципального района (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части установления факта ненадлежащего оказания услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Доказательства, подтверждающие ненадлежащее качество оказания коммунальных услуг, в материалы дела не представлены.
Прокуратура Ярославской области в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Прокуратура провела проверку соблюдения Обществом требований законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении в части соблюдения нормативной температуры теплоносителя в тепловых сетях и на входе в отапливаемый объект при центральном качественном методе регулирования отпуска тепловой энергии в тепловые сети по отопительной нагрузке.
В ходе проверки установлено, что Обществу на основании договора от 19.10.2011 N ВХ-3/2011 (с учетом дополнительных соглашений от 06.07.2018 N 1, от 09.04.2019 N 2) передано в аренду муниципальное имущество - здания и сооружения центральной котельной города Тутаева (акт приема-передачи от 19.10.2011).
Общество эксплуатирует районную котельную с 01.02.2017 по соглашению о расторжении договора субаренды имущества от 01.01.2012 N ВХ-8/2012-ТПГУ и акту приема-передачи (возврата) имущества от 01.02.2017.
Районная котельная предназначена для централизованного покрытия тепловых нагрузок отопления промышленных объектов и микрорайонов города, является единственным источником поставки тепловой энергии для жителей города Тутаева. Районная котельная, в том числе, обеспечивает теплоснабжением и горячим водоснабжением многоквартирные дома города Тутаева.
На отопительный период 2021-2022 годов генеральным директором Общества 02.10.2021 утвержден температурный график тепловых нагрузок по городу Тутаеву (согласован с муниципальным бюджетным учреждением "Центр управления жилищно-коммунальным комплексом Тутаевского муниципального района") (далее - температурный график). В данном графике установлены температурный режим в подающей линии водяной тепловой сети и допустимые отклонения от заданного режима.
В ноябре 2021 года Обществом допущено превышение допустимого отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, и превышение допустимого давления в системе горячего водоснабжения в ряде многоквартирных домов города Тутаева.
Прокуратура пришла к выводу о том, что Общество допустило нарушение прав потребителей тепловой энергии многоквартирных домов, которым оказана коммунальная услуга ненадлежащего качества.
Обществу внесено представление от 14.01.2022 N 3-1-2022 об устранении допущенных нарушений законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса.
Общество оспорило представление в части установления факта ненадлежащего оказания Обществом коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), Правилами N 354, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), отказал в удовлетворении заявления. Суд пришел к выводу о законности и обоснованности представления.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Организация, порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров регламентированы положениями Закона о прокуратуре.
Предметом прокурорского надзора в силу пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, является проверка соблюдения исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими и некоммерческими организациями.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Оспариваемое представление выдано Прокурором в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом, Правилами N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 15 статьи 161 Кодекса организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признаются, в том числе, юридические лица, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Ресурсоснабжающей организацией являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. К коммунальным ресурсам относятся, в том числе, горячая вода, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются предоставление услуг круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно. Перерывы в предоставлении коммунальных услуг не должны превышать продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Границей раздела для сетей водоснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета границей раздела является внешняя граница стены многоквартирного дома. Сторонами может быть определено иное место границы ответственности за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида (пункт 24 Правил N 354).
В пунктах 5 и 7 приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C; требования к давлению в системе горячего водоснабжения в точке разбора: от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см). Отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается.
В силу пункта 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3 %; по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5 %; по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/кв.см.
В пункте 9.3.20 Правил N 115 определено, что в режиме эксплуатации давление в обратном трубопроводе для водяной системы теплопотребления устанавливается выше статического не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см), но не превышающим максимально допустимого давления для наименее прочного элемента системы.
Таким образом, Общество обязано соблюдать требования Правил N 354 к качеству коммунальных услуг и обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водозабора.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, согласно утвержденному Обществом температурному графику при номинальном расходе теплоносителя 2500 т/ч (контрольная точка - отпуск в теплосеть на районной котельной) при температуре наружного воздуха от +8 °C до -2 °C прямая сетевая вода должна составлять 65 °C, при температуре наружного воздуха -4 °C прямая сетевая вода должна составлять 66 °C.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в нарушение Правил N 354 в ноябре 2021 года Общество допущено превышение допустимого отклонения горячей воды в точке водозабора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, и превышение допустимого давления в системе горячего водоснабжения в ряде многоквартирных домов города Тутаева.
Довод Общества о несоблюдении фиксации факта ненадлежащего оказания коммунальных услуг, о необходимости проведения замеров в жилых помещениях правомерно отклонен судами.
Поставка Обществом коммунального ресурса ненадлежащего качества на границу эксплуатационной ответственности сама по себе свидетельствует о нарушении требований, прямо установленных действующим законодательством, и в любом случае не позволит обеспечить надлежащее качество коммунального ресурса в точках водозабора.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о доказанности Прокуратурой оснований для внесения оспариваемого представления.
Установив, что представление внесено Прокуратурой в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям действующего на момент его внесения законодательства, направлено на обеспечение прав граждан на безопасные условия проживания, не нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы со ссылками на судебные акты по другим делам не принимаются, поскольку по этим делам установлены иные фактические обстоятельства.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А82-5362/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тутаевская ПГУ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3 %; по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5 %; по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/кв.см.
В пункте 9.3.20 Правил N 115 определено, что в режиме эксплуатации давление в обратном трубопроводе для водяной системы теплопотребления устанавливается выше статического не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см), но не превышающим максимально допустимого давления для наименее прочного элемента системы.
Таким образом, Общество обязано соблюдать требования Правил N 354 к качеству коммунальных услуг и обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водозабора.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в нарушение Правил N 354 в ноябре 2021 года Общество допущено превышение допустимого отклонения горячей воды в точке водозабора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, и превышение допустимого давления в системе горячего водоснабжения в ряде многоквартирных домов города Тутаева."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2023 г. N Ф01-4608/23 по делу N А82-5362/2022