Нижний Новгород |
|
11 августа 2023 г. |
Дело N А17-9568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023
по делу N А17-9568/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М 7 скорая инженерная
служба" (ИНН: 3702710448, ОГРН: 1133702024830)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Ивановского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "М 7 скорая инженерная служба" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 16.09.2022 N 370022100194603 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 заявленное требование удовлетворено. Суд в порядке процессуального правопреемства произвел замену государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее - Отделение).
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), пункт 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55. По его мнению, Обществу правомерно установлен страховой тариф исходя из вида экономической деятельности наиболее высокого класса профессионального риска, поскольку им не представлены документы, подтверждающие основной вид деятельности в установленный срок. В связи с внесенными с 01.01.2017 изменениями в пункт 13 Правил N 713 у страховщика отсутствует необходимость доказывания фактического осуществления страхователем вида деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указало на законность принятых судебных актов; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Отделение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел камеральную проверку Общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения страхователем, за период с 01.01.2022 по 30.06.2022, результаты которой отразил в акте от 09.08.2022 N 370022100194601.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о неправомерном применении Обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 3,4 процента.
По итогам проверки Фонд принял решение от 16.09.2022 N 370022100194603 о привлечении Общества к ответственности по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 20 689 рублей 19 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 103 445 рублей 97 копеек страховых взносов и 2816 рублей 82 копейки пеней.
Общество не согласилось с принятым Фоном решением и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что Фонд не доказал, что по виду деятельности, фактически осуществляемой Обществом, оно обязано применять страховой тариф в размере 3,4 процента, в связи с чем удовлетворил требование о признании решения Фонда недействительным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N N25-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В силу пункта 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Согласно пункту 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В пункте 3 Порядка N 55 установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержится и в пункте 13 Правил N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Фонд установил страхователю на 2022 год страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 процента по виду деятельности "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" (код 77.39.26 ОКВЭД), относящегося к 22 классу профессионального риска, поскольку Общество в установленный пунктом 3 Порядка N 55 срок не подтвердило основной вид экономической деятельности.
По утверждению Фонда, он направлял в адрес Общества уведомление об установлении тарифа от 23.04.2022.
Между тем материалами дела не подтверждается направление данного уведомления и его вручение Обществу.
При этом судами установлено, что 17.05.2022 Общество для подтверждения основного вида экономической деятельности направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и необходимые документы. Однако Фонд тариф не пересмотрел.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что документы, представленные Обществом, не были оценены и учтены Фондом; доказательства фактического осуществления страхователем деятельности по аренде и лизингу приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях, не представлены, суды сделали правильный вывод о необоснованном доначислении Обществу страховых взносов исходя из страхового тарифа 3,4 процента, соответствующего 22 классу профессионального риска, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Судами правильно применены нормы материального права и не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А17-9568/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что Фонд установил страхователю на 2022 год страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 процента по виду деятельности "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" (код 77.39.26 ОКВЭД), относящегося к 22 классу профессионального риска, поскольку Общество в установленный пунктом 3 Порядка N 55 срок не подтвердило основной вид экономической деятельности.
...
Как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2023 г. N Ф01-4485/23 по делу N А17-9568/2022