Нижний Новгород |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А79-4846/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ремстром"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023
по делу N А79-4846/2022 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстром"
(ОГРН: 1062124025700, ИНН: 2124026083)
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии Зиньковой Наталье Сергеевне, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии Николаевой Диане Авенировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконным постановления от 13.05.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 64112/22/21002-ИП,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Чувашской Республике,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к судебным приставам-исполнителям Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии Зиньковой Наталье Сергеевне и Николаевой Диане Авенировне (далее - судебный пристав-исполнитель, СПИ), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФССП по ЧР) о признании незаконным постановления от 13.05.2022 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 64112/22/21002-ИП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Чувашской Республике (далее - ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Чувашской Республике).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 16.02.2023 удовлетворил заявление Общества и признал незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.04.2023 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с несоответствием выводов, сделанных судом, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, постановление о возбуждении в отношении Общества исполнительного производства N 64112/22/21002-ИП от 21.04.2023 было направлено в адрес должника ненадлежащим образом. Заявитель обращает внимание суда на то, что согласно ответу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации статус уведомления "прочитано пользователем" на указанное постановление появился лишь 04.05.2023, а задолженность оплачена 05.05.2023, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора является неправомерным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили, отзыв на жалобу не представили.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Законность постановления суда апелляционной инстанции проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела на основании постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Чувашской Республике N 18810121220131031768 от 31.01.2022 о взыскании с Общества задолженности в размере 500 рублей, судебным приставом-исполнителем 21.04.2022 возбуждено исполнительное производство N 64112/22/21002-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена судебным приставом-исполнителем в личный кабинет Общества на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) 21.04.2022.
Согласно информации о поступивших уведомлениях на ЕПГУ, постановление от 21.04.2022 о возбуждении исполнительного производства было доставлено 21.04.2022, просмотрено Обществом в личном кабинете (подтверждена доставка) 22.04.2022, просмотрено пользователем во время авторизации, прочитано пользователем 04.05.2022.
Платежным поручением от 05.05.2022 N 40093826 Общество погасило задолженность.
Судебным приставом-исполнителем 13.05.2023 вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей и об окончании исполнительного производства N 64112/22/21002-ИП.
Не согласившись с постановлением от 13.05.2022 о взыскании исполнительского сбора, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено (прочитано) должником 04.05.2022, погашение задолженности произведено 05.05.2022, то есть в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем, постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено судебным приставом в нарушение Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Апелляционный суд, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона об исполнительном производстве и Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 (далее - Правила N 606), пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на ЕПГУ, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
На основании части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия (часть 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве).
В части 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе ЕПГУ. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве).
Извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством ЕПГУ (пункт 1 Правил N 606).
Из материалов дела следует и заявителем жалобы не оспаривается, что постановление о возбуждении исполнительного производства N 64112/22/21002-ИП направлено в адрес заявителя посредством ЕПГУ, доставлено 21.04.2022, просмотрено Обществом в личном кабинете (подтверждена доставка) 22.04.2022 и прочитано пользователем 04.05.2022.
Вопреки позиции заявителя жалобы, апелляционный суд обоснованно посчитал, что датой получения Обществом постановление о возбуждении исполнительного производства является дата просмотра его в личном кабинете - 22.04.2022.
В силу пункта 3 Правил N 606 извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023, также разъяснено, что днем ознакомления должника с постановлением о возбуждении в отношении него исполнительного производства, направленного судебным приставом-исполнителем посредством системы электронного документооборота, является день входа должника в указанную систему.
22.04.2022 должник авторизовался, вошел на ЕПГУ, и, соответственно, его следует считать ознакомленным с постановлением о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, заявитель с 22.04.2022 знал о наличии постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства и, действуя разумно и добросовестно, должен был исполнить содержащиеся в нем требования в установленный срок (до 29.04.2022), либо известить судебного пристава о принимаемых мерах к исполнению судебного акта.
Доказательств, того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, заявителем не представлено.
Приняв во внимание, что задолженность оплачена Обществом за пределами срока добровольного исполнения, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора и признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 13.05.2022.
Вывод суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства фактически прочитано им только 04.05.2022, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно предоставленной информации у заявителя имелась фактическая возможность ознакомиться с постановлением о возбуждении исполнительного производства 22.04.2022 - с момента просмотра в личном кабинете.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованного постановления апелляционного суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А79-4846/2022 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве).
Извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством ЕПГУ (пункт 1 Правил N 606).
...
В силу пункта 3 Правил N 606 извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2023 г. N Ф01-4778/23 по делу N А79-4846/2022