г. Нижний Новгород |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А29-6361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18 "Звездочка" города Воркуты,
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023
по делу N А29-6361/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ИНН: 1103043329, ОГРН: 1081103000846)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 18 "Звездочка" города Воркуты
(ИНН: 1103022625, ОГРН: 1021100808922)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18 "Звездочка" города Воркуты (далее - Детский сад) 107 368,06 рубля задолженности по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с августа по декабрь 2021 года, а также пеней, начисленных на сумму долга 10 027,04 рубля с 05.10.2021, на сумму долга 11 044,18 рубля с 21.10.2021, на сумму долга 21 530,99 рубля с 19.11.2021, на сумму долга 30 844,12 рубля с 17.12.2021, на сумму долга 33 921,73 рубля с 25.01.2022 и далее за периоды по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день оплаты, за каждый день просрочки.
постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023, иск удовлетворен частично - с ответчика взысканы 107 368,06 рубля долга, неустойка, начисленная за периоды с 05.10.2021, 21.10.2021, 19.11.2021, 17.12.2021 и 25.01.2022 на 10 027,04 рубля, на 11 044,18 рубля, на 21 530,99 рубля, на 30 844,12 рубля, на 33 921,73 рубля соответственно и далее за периоды по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день оплаты, за каждый день просрочки за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Не согласившись с состоявшимся судебными актами суда первой и апелляционной инстанций в части взыскания с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, Детский сад обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные решение и постановление.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что положения пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), не могут быть применены к ответчику, поскольку в силу статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) деятельность дошкольных образовательных учреждений предполагает организацию питания воспитанников, что само по себе не тождественно деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Стороны явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.02.2021 N 141746 (далее - договор), согласно которого истец обязался поставлять холодную воду в здания детского сада и оказывать услуги по водоотведению (пункт 1.1 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых Водоканалом, в течение 7 рабочих дней с даты выставления счета (пункт 3.10 договора).
Сведения о местах отбора проб указаны в приложении N 2 "Схема границ эксплуатационной ответственности" (пункт 8.3 договора).
Согласно приложению N 2 к договору рядом со зданием ответчика имеются контрольные канализационные колодцы КК-971, КК-972, КК-1047, КК-1048, КК-1206, КК-1216, КК-1223, КК-1244 для отбора проб сточных вод.
В период с августа по декабрь 2021 года истцом оказаны услуги по приему сточных вод с объекта ответчика, ответчику начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, неоплата которых послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил N 644, и осуществляющими соответствующий вид деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Законодательство, помимо абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 167 Правил N 644, не содержит исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой, либо необходима для достижения целей, для которых создавалось юридическое лицо.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Абонент производит оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносит плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами (подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле:
П норм. сост. = 2 х Т х Qпр1
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения с учетом вида хозяйственной деятельности, фактически осуществляемой на объекте абонента.
Окружной суд соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций в указанной части.
Условия, при которых невозможно начисление платы абонентам в порядке, предусмотренном вторым - шестым абзацами пункта 203 Правил N 644, указаны в седьмом абзаце этого пункта. Это случаи, когда произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных во втором и третьем абзацах названного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов.
Согласно статье 23 Закона N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Детский сад является организацией, осуществляющей образование дошкольное, образование дополнительное детей и взрослых и предоставление услуг дневному уходу за детьми.
В соответствии с подпунктом 34 статьи 2 Закона N 273-ФЗ под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (подпункт 15 пункта 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
Из части 1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ следует, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу пункта 3.1.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования, в том числе, иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.
Согласно пункту 7 таблицы А.2 сводов правил СП 30.13330.2016 и СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий" в дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием детей установлены нормативы расхода водопотребления на одного ребенка со столовыми, работающими на сырье, и прачечными, оборудованными автоматическими стиральными машинами.
Ответчик является образовательным учреждением дошкольного образования, поэтому по общему правилу должен соответствовать названным стандартам деятельности.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в здании детского сада N 18 корпус 1 (улица Ленина, дом 16) функционирует пищеблок, в здании детского сада N 18 (отдельно стоящее здание по улице Ленина, дом 16) функционирует прачечная. В здании детского сада N 18 корпус 2 (улица Ленина, дом 12) и в здании детского сада N 18 корпус 3 (улица Мира, дом 17В) фактически деятельность по организации питания обучающихся и стирка текстильных изделий не осуществляется. 05.07.2021 здание детского сада N 18 корпус 3 (улица Ленина, дом 11Б) передано в состав казны муниципального образования городского округа "Воркута".
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод рассчитана истцом (с учетом корректировок) только в отношении объектов Детского сада по улице Ленина, дом 16 (корпус 1, здание прачечной), то есть только в отношении тех объектов, в которых имеется техническая возможность осуществления деятельности, указанной в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
Доказательств подачи ответчиком декларации о составе и свойствах сточных вод в установленном порядке в материалы дела не представлено.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А29-6361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18 "Звездочка" города Воркуты - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю.Трубникова |
Судьи |
М.Н.Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3.1.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования, в том числе, иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.
Согласно пункту 7 таблицы А.2 сводов правил СП 30.13330.2016 и СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий" в дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием детей установлены нормативы расхода водопотребления на одного ребенка со столовыми, работающими на сырье, и прачечными, оборудованными автоматическими стиральными машинами.
...
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод рассчитана истцом (с учетом корректировок) только в отношении объектов Детского сада по улице Ленина, дом 16 (корпус 1, здание прачечной), то есть только в отношении тех объектов, в которых имеется техническая возможность осуществления деятельности, указанной в абзаце втором пункта 203 Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2023 г. N Ф01-2594/23 по делу N А29-6361/2022