Нижний Новгород |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А31-13989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023
по делу N А31-13989/2022
по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы (ИНН: 4401012770, ОГРН: 1024400534619)
к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области
(ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
(ИНН: 4401011720, ОГРН: 1024400532860),
и установил:
администрация городского округа города Костромы Костромской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту финансов Костромской области (далее - Департамент) о взыскании 3 942 796 рублей 70 копеек убытков, связанных с реализацией гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Арбитражный суд Костромской области решением от 17.03.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 удовлетворил иск.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующее законодательство не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов, поставленных на учет после 01.01.2005, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и не предусматривает выделения субъекту Российской Федерации соответствующих субвенций. Полномочия по обеспечению во внеочередном порядке жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а также обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, заявитель полагает, что материалами дела не подтверждается противоправность бездействия (действий) субъекта Российской Федерации - Костромской области и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Костромской области и возникновением у истца убытков.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент и Администрация заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на жалобу не представило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решениями Свердловского районного суда города Костромы от 20.07.2016 по делу N 2-874/2016 и от 20.11.2017 по делу N 2-3355/2017 на истца возложена обязанность по предоставлению Пак А.А. и Ширшиковой О.В. вне очереди жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в границах города Костромы, благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В ходе рассмотрения гражданских дел судом установлено, что Пак А.А. и Ширшикова О.В. являются инвалидами второй группы и имеют заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 и от 16.06.2006 N 378, они имеют право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с правом на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение указанных решений, на основании постановления Администрации от 30.12.2021 N 2389 с Пак А.А. заключен договор от 20.01.2022 N 2 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Кострома, улица Беговая, дом 33, квартира 59. Стоимость квартиры составила 2 169 796 рублей 70 копеек в размере 149 203 рублей 30 копеек).
На основании постановления Администрации от 28.01.2022 N 118 с Ширшиковой О.В. также был заключен договор от 28.02.2022 N 14 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Кострома, улица Никитская, дом 108, квартира 12. Стоимость квартиры составила 1 773 000 рублей.
Согласно отчету об оценке от 31.10.2022 N 107-10/22, выполненному частнопрактикующим оценщиком Скворцовым А.И., по состоянию на 20.01.2022 рыночная стоимость жилого помещения, предоставленного Пак А.А., составила 2 319 000 рублей (с учетом выплаченной денежной компенсации за излишне предоставленные квадратные метры - 2 169 796 рублей 70 копеек); рыночная стоимость помещения, предоставленного Ширшиковой О.В., составила 1 773 000 рублей.
Администрация, посчитав, что в результате предоставления жилых помещений Ширшиковой О.В. и Пак А.А. (с учетом выплаченной денежной компенсации за излишне предоставленные квадратные метры) муниципальному образованию городскому округу городу Костроме причинены убытки в размере 3 942 796 рублей 70 копеек (1 773 000 рублей + 2 169 796 рублей 70 копеек), подлежащие компенсации за счет средств казны Костромской области, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 7, 39, 71, 75, 114, 132 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О и пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (далее - Обзор N 1 (2016)), Арбитражный суд Костромской области признал требование Администрации обоснованным и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что истец понес расходы в спорной сумме в связи с предоставлением квартиры категории граждан, финансовое обеспечение которых жилыми помещениями является обязанностью субъекта Российской Федерации - Костромской области.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Доводы Департамента о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению помещений малоимущим гражданам, не принимаются, поскольку жилое помещение истцом предоставлено на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, в состав которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не доказал противоправность бездействия (действий) субъекта Российской Федерации - Костромской области и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Костромской области и возникновением у истца убытков, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А31-13989/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501).
...
Доводы Департамента о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению помещений малоимущим гражданам, не принимаются, поскольку жилое помещение истцом предоставлено на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, в состав которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2023 г. N Ф01-5848/23 по делу N А31-13989/2022