г. Киров |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А31-13989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.03.2023 по делу N А31-13989/2022
по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (ИНН 4401012770, ОГРН 1024400534619)
к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области (ИНН 4401006423, ОГРН 1024400516084)
о взыскании убытков,
с участием в деле третьего лица: Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (ИНН 4401011720, ОГРН 1024400532860),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации городского округа город Кострома Костромской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области (далее - ответчик) о взыскании 3 942 796,70 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.03.2023 исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права в части выводов о том, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, противоправность бездействия (действий) Костромской области, а также наличие причинно-следственной связи между бездействием (действиями) Костромской области и возникновением убытков истца не доказаны.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласен, считает, что апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит, поскольку исполнил обязанность по предоставлению жилья гражданам, которые относятся к категории инвалидов, и меры социальной защиты которых являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ). Указанные категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда города Костромы от 20.11.2017 по делу N 2-3355/2017 на истца возложена обязанность по предоставлению Ширшиковой О.В. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в границах города Костромы, благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом было установлено, установлено, что Ширшикова О.В. является инвалидом второй группы и имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378, а также, что она в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817, имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с правом на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение указанного решения с Ширшиковой О.В. был заключен договор социального найма жилого помещения от 28.02.2022 года N 14, расположенного по адресу: город Кострома, улица Никитская, дом 108, квартира 12.Стоимость квартиры составила 1 773 000 рублей.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 20.07.2016 года по гражданскому делу N 2-874/2016 на истца возложена обязанность предоставить Пак А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в границах города Костромы, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом было установлено, что Пак А.А. является инвалидом второй группы и имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378, а также, что она в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817, имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с правом на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение указанного решения с Пак А.А. был заключен договор социального найма жилого помещения от 20.01.2022 года N 2, расположенного по адресу: город Кострома, улица Беговая, дом 33, квартира 59. Стоимость квартиры составила 2 169 796,70 рублей (с учетом выплаченной Кавтыревой И.В., действующей в интересах недееспособной Пак А.А. денежной компенсации за излишне предоставленные квадратные метры в размере 149 203,30 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 N 1 (2016) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условия для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с правовой позицией, которая изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
На основании изложенного, поскольку из решений суда общей юрисдикции следует, что граждане являются инвалидами второй группы и лицами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что понесенные истцом убытки, связанные с реализацией предусмотренных Законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации гарантий отдельным категориям граждан, подлежат компенсации за счет средств казны Костромской области.
Поскольку из материалов дела следует, что истец выполнил обязанность по предоставлению жилого помещения Ширшиковой О.В. и Пак А.А., но не получил от субъекта Российской Федерации компенсацию стоимости жилого помещения в размере 3 942 796,70 руб., суд первой инстанции правомерно признал требования истца подлежащими удовлетворению.
Вопреки утверждению ответчика наличие убытков и причинно-следственной связи подтверждено материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.03.2023 по делу N А31-13989/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-13989/2022
Истец: Администрация города Костромы
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области