г. Нижний Новгород |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А82-13816/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А82-13816/2022
по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (ИНН: 7610070227, ОГРН: 1067610046570)
к ведущему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Ершовой Хангоме Умаровне, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Приходько Ольге Вячеславовне, отделению судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН: 7604071938, ОГРН: 1047600432230)
о признании незаконным постановления от 08.08.2022 N 76021/22/255792,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городской комфорт" (ИНН: 7610109770, ОГРН: 1157627002169),
и установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Ершовой Хангоме Умаровне, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Приходько Ольге Вячеславовне, отделению судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - ОСП по городу Рыбинску N 2), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 08.08.2022 N 76021/22/255792 о возбуждении исполнительного производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городской комфорт" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По мнению Управления, исполнительный лист соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, имелась отметка о том, что исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, поэтому оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Управления, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Арбитражным судом Ярославской области на основании решения по делу N А82-11388/2020, вступившего в законную силу 25.05.2021, выдан исполнительный лист от 17.12.2021 ФС N 035214945 о взыскании с Департамента в пользу Общества задолженности в сумме 40 457 рублей 98 копеек.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Рыбинску N 2 на основании указанного исполнительного листа по обращению взыскателя вынес постановление от 08.08.2022 о возбуждении исполнительное производства N 147262/22/76021-ИП.
Департамент не согласился с постановлением от 08.08.2022 и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 242.2 (пункт 6) Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 1, 36, 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы Департамента и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 239 (пункт 2), 242.1 (пункт 1), 242.2 (пункты 4 и 6) БК РФ, статьями 1, 30, 31, 36, 64 Федерального закона N 229-ФЗ, пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 229-ФЗ).
На основании части 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства поименованы в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ. В частности, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (пункт 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ).
В части 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 242 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
В настоящее время БК РФ предусмотрены два самостоятельных порядка обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Первый порядок предназначен для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Второй порядок установлен для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений. Данный порядок также применяется при взыскании денежных средств с главных распорядителей средств соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности (статьи 242.3 - 242.5 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с названным Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом.
Указанные случаи предусмотрены пунктом 13 статьи 242.3, пунктом 12 статьи 242.4, пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ, согласно которым если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления N 13, БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 названного Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом N 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных БК РФ. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
Федеральной службой судебных приставов издан приказ от 15.05.2009 N 195, которым утверждены методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 2.1 методических рекомендаций разъяснено, что статья 242.2 БК РФ возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и БК РФ.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, апелляционный суд установил, что согласно решению Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2021 по делу N А82-11388/2020 иск Общества был заявлен к городскому округу город Рыбинск в лице Департамента, и пришел к верному выводу о том, что исполнительный лист был выдан арбитражным судом о взыскании денежных средств по обязательствам муниципального образования.
Согласно уведомлению Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 25.07.2022 исполнительный документ находился в Департаменте финансов в период с 17.01.2022 по 25.07.2022, не исполнен и возвращен взыскателю в связи с отзывом на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ.
Поскольку действующее законодательство не предполагает возможности произвольного выбора механизма исполнения исполнительного документа, данный исполнительный лист подлежал направлению в финансовый орган муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 242.2 БК РФ, и не подлежал исполнению в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Департамента, и удовлетворил заявленное требование.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованного постановления суда апелляционной инстанции у суда округа не имеется.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А82-13816/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, апелляционный суд установил, что согласно решению Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2021 по делу N А82-11388/2020 иск Общества был заявлен к городскому округу город Рыбинск в лице Департамента, и пришел к верному выводу о том, что исполнительный лист был выдан арбитражным судом о взыскании денежных средств по обязательствам муниципального образования.
Согласно уведомлению Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 25.07.2022 исполнительный документ находился в Департаменте финансов в период с 17.01.2022 по 25.07.2022, не исполнен и возвращен взыскателю в связи с отзывом на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ.
Поскольку действующее законодательство не предполагает возможности произвольного выбора механизма исполнения исполнительного документа, данный исполнительный лист подлежал направлению в финансовый орган муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 242.2 БК РФ, и не подлежал исполнению в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2023 г. N Ф01-6049/23 по делу N А82-13816/2022