г. Нижний Новгород |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А43-32999/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя от публичного акционерного общества "ГАЗ": Клименковой А.В. (доверенность от 18.05.2022 N 89), от администрации города Дзержинск Нижегородской области: Сафиуловой С.В. (доверенность от 11.01.2023 N Сл-150-11280/23),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы сторон - администрации города Дзержинск Нижегородской области и публичного акционерного общества "ГАЗ" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2022, принятое судьей Дерендяевой А.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023, принятое судьями Наумовой Е.Н., Захаровой Т.А., Ковбасюком А.Н., по делу N А43-32999/2020
по иску публичного акционерного общества "ГАЗ" (ИНН: 5200000046, ОГРН: 1025202265571)
к администрации города Дзержинск Нижегородской области (ИНН: 5249022001, ОГРН: 1025201750309) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (ИНН: 5262133455, ОГРН: 1045207492494)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Правительство Нижегородской области, министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области,
и установил:
публичное акционерное общество "ГАЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Дзержинск Нижегородской области (далее - Администрация) и комитету по управлению муниципальным имуществом города Дзержинск Нижегородской области (далее - Комитет) о взыскании 2 934 439 рублей 92 копеек убытков.
Исковое требование основано на статьях 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 15, 17 и 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и мотивировано тем, что в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на Администрацию обязанностей, Общество было вынуждено вносить арендную плату в большем размере с 01.01.2017 по 25.03.2018.
Определением от 25.03.2021 принят отказ Общества в части требований к Комитету и производство в этой части прекращено.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу о том, что Администрация не является лицом, на который возложена обязанность по внесению изменений в сведения кадастрового учета и по направлению соответствующих документов в орган регистрации в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением границ муниципального образования. В силу этого суды заключили, что на Администрацию не может быть возложена обязанность по возмещению убытков.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 21.01.2022 отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа заключил, что обжалованные судебные акты приняты при неполном исследовании существенных для дела обстоятельств. Суд указал, что при новом рассмотрении дела выяснению подлежит хронология и содержание действий Правительства и Администрации, а также иных участвовавших в этом процессе лиц, которые были направлены на исполнение постановления от 05.11.2015 N 714, в т.ч. мероприятий, направленных на составление карты (плана) объекта землеустройства для ее направления в регистрирующий орган. На основании оценки указанных обстоятельств сделать вывод о лице, чьи действия (бездействие) стали непосредственной причиной несвоевременного внесения сведений в ЕГРН, либо о смешанной вине (в том числе, с учетом этого, решить вопрос о составе лиц, участвующих в деле), принять законный и обоснованный судебный акт.
При новом рассмотрении определением от 03.08.2022 суд первой инстанции привлек в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра).
Общество в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило исковые требования, просило взыскать с Администрации 2 639 340 рублей 38 копеек, а с Управления Росреестра - 295 099 рублей 54 копейки убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Нижегородской области (далее - Правительство), министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее - Министерство) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) в лице филиала по Нижегородской области.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.12.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023, удовлетворил иск к Администрации, взыскав с нее в пользу Общества 2 235 519 рублей 95 копеек убытков. Суды пришли к выводу о том, что вследствие длительного неизготовления Администрацией карты (плана) территории, изменения в ЕГРН были внесены только 08.02.2018, в связи с чем Общество излишне вносило арендную плату, и отказал во взыскании остальной части убытков с Администрации и во взыскании убытков с Управления Росреестра.
Администрация и Общество не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Администрация просила отменить обжалованные судебные акты в части удовлетворения требований Общества. По мнению заявителя, вывод о вине Администрации в причинении убытков истцу является ошибочным, суды не рассмотрели вопрос об ответственности Правительства и Министерства. Кассатор полагает, что перевод земель из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства; Правительство не вправе возлагать на Администрацию обязанность исполнять его функции. Ответчик указывает, что постановление N 714 не соответствовало законодательству, являлось неисполнимым, поскольку карта (план) объекта землеустройства не является документом-основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учета.
Общество просило отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении его требований и удовлетворить иск полностью. По мнению заявителя, суды неправильно определили день окончания периода излишнего внесения арендной платы, ответственность за который несет Администрация (до 08.02.2018), поскольку не учли, что законом установлен срок внесения изменений в категорию земельного участка (15 дней), уведомление о внесение изменений составлено 12.02.2018 (то есть срок оканчивается 06.03.2018). Кассатор полагает, что суды сделали ошибочный вывод об отсутствии вины Управления Росреестра в причинении Обществу убытков, поскольку срок внесения изменений в сведения о категории земельного участка нарушен; законодательство не содержит нормы, относящей полномочия по изменению сведений в ЕГРН на Учреждение.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
Администрация и Общество в отзывах на кассационные жалобы не согласились с доводами друг друга, просили в удовлетворении жалоб отказать. Правительство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами обоих заявителей, просило оставить обжалованные судебные акты в силе, а жалобы Администрации и Общества - без удовлетворения. Управление Росреестра, Министерство отзывы в суд округа не представили.
Управление Росреестра и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций в настоящем деле, в деле N А43-34838/2019, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 29.10.2013 заключили договор аренды N 2930-ю земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 площадью 618 669 квадратных метров. Данный участок расположен по адресу: город Дзержинск, кварталы 45, 57 и 107 Игумновского лесничества государственного предприятия Нижегородской области "Дзержинский лесхоз". Участок предоставлен в аренду на 10 лет для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов.
Арендная плата определена в размере 14 703 911 рублей 81 копейки в год, подлежала внесению арендатором ежемесячно до 1-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, пропорционально количеству дней в месяце; за декабрь - до 25 декабря текущего года (пункты 2.4, 2.5, приложение 1 к договору).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714 были утверждены изменения в Генеральный план городского округа город Дзержинск, в том числе, изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта города Дзержинск земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91, занимаемого полигоном для захоронения промышленных отходов Общества. Постановление вступило в силу 19.11.2015.
Общество ссылается на то, что в пункте 3.3 указанного постановления на Администрацию возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня его принятия, т.е. до 19.05.2016, подготовить карту (план) территории и направить его в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ФКП Росреестра).
Решением Нижегородского областного суда от 27.06.2016 по делу N 3а-399/2016 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 определена по состоянию на 01.11.2013 равной его рыночной стоимости в размере 146 005 884 рублей. Датой подачи заявления Общества о пересмотре кадастровой стоимости суд указал считать 09.02.2016. Решением Нижегородского областного суда от 15.01.2020 по делу N 3а-27/2020 кадастровая стоимость указанного земельного участка на период с 26.03.2018 и до даты внесения сведений в ЕГРН установлена в размере 142 293 рублей 87 копеек, для целей внесения арендных платежей.
По утверждению истца, при надлежащем исполнении Администрацией возложенной на него обязанности новая величина кадастровой стоимости земельного участка подлежала бы применению иная с 30.06.2016, в том числе в отношении расчета арендной платы по договору аренды N 2930-Ю. Он полагает, что именно вследствие нарушения Администрацией установленного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714 срока изготовления карты (плана) территории и направления в уполномоченный орган, Общество было вынуждено вносить арендную плату в завышенном размере.
Постановлением от 05.11.2015 N 714 Правительство Нижегородской области утвердило изменения в Генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской Думы города Дзержинска от 27.06.2007 N 221. При этом в пункте 3.3 Правительство рекомендовало Администрации в течение шести месяцев со дня принятия постановления подготовить карту (план) территории и направить в филиал ФКП Росреестра в форме электронного документа, подготовленного в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
По сведениям из ЕГРН, а также согласно письму Управления Росреестра от 27.07.2018 N 11-13376-ИХ/18 основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости послужило постановление Правительства Нижегородской области от 17.01.2018 N 28 "Об утверждении изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2007 N 221"
Филиал Учреждения по Нижегородской области 26.03.2018 внес изменения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 52:21:0000003:91 в части категории земель (земли промышленности).
При новом рассмотрении дела суды установили хронологию событий при внесении изменений в ЕГРН.
Администрация в письме от 25.02.2015 в ответ на обращение Общества от 30.01.2015 о переводе земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 в категорию "земли промышленности,_" сообщила, что его предложение будет включено в протокол сбора отзывов и слушаний по предложениям о внесении изменений в Генеральный план.
Затем в письме от 25.11.2015 Администрация указала, что на 2015 год отсутствуют расходы, предусмотренные бюджетом города, для выполнения карты-плана; на 2016 год так же не предусмотрены работы по подготовке карты-плана; будет проведена работа по размещению заказа на подготовку вышеназванной карты-плана, завершение работ ожидается во втором квартале 2016 года. Администрация указала, что для ускорения работ и согласно рекомендациям дорожной карты по решению данного вопроса инвестор может самостоятельно провести работы по подготовке карты-плана территории, направила проект технического задания на выполнение данных работ. Общество в письме от 03.12.2015 сообщило Администрации, что готово выступить в качестве заказчика и инвестора данных мероприятий при выполнении определенных условий, а также просило в короткие сроки сообщить о возможности выполнения предложенных условий.
Общество в письме от 11.12.2015 Управлению Росреестра просило разъяснить возможность изменения сведений государственного кадастра недвижимости о категории спорного земельного участка на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, исключенных из границ населенно пункта город Дзержинск, перечень которых содержится в Постановлении Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714, без предоставления карты (плана). Аналогичное письмо от 18.12.2015 направлено Обществом Министерству экономического развития Российской Федерации.
Управление Росреестра в письме от 25.01.2016 сообщило Обществу, что согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия решений об установлении или изменении границ населенного пункта. Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства. Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, требования к формату документов в электронной форме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71.
Минэкономразвития России в письме от 20.01.2016 сообщило, что постановление Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714 является основанием изменения сведений государственного кадастрового учета о категории земель земельного участка с кадастровым номером 52:210000003:91. Обязательным приложением к решению об установлении границ населенного пункта является карта (план) объекта землеустройства.
Общество в письме от 29.12.2015 ФКУ "УпрдорМосква - Нижний Новгород", указало, что во исполнение Постановления N 714 необходимо осуществление раздела земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:60, просило обратиться в Росавтодор с заявлением об утверждении прилагаемой схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, приложив к письму данную Схему; просило направить в его адрес решение об утверждении схемы и утвержденную схему для организации и выполнения кадастровых работ по разделу земельного участка. ФКУ "УпрдорМосква - Нижний Новгород" в своем письме от 09.02.2016 просило Общество предоставить информацию и сведения за чей счет предлагается осуществление данных мероприятий.
В письме от 10.02.2016 Общество обратилось к Администрации с просьбой проинформировать о ходе проведения мероприятий по подготовке карты (плана) территории городского округа город Дзержинск и предполагаемом сроке их завершения. Общество сообщило, что в целях оказания содействия Администрации общество подготовило и направило в ФКУ "Упрдор-Москва - Нижний Новгород" схему расположения земельных участков с целью ее направления на утверждение в Росавтодор.
Общество в письме от 27.05.2016 сообщило ФКУ "УпрдорМосква - Нижний Новгород", что взамен ранее направленной схемы выступило заказчиком подготовки наиболее оптимального варианта, обеспечивающего возможность одновременного раздела единого землепользования 52:21:0000000:86 и земельного участка 52:21:0000003:60. Общество Просило обратиться в Росавтодор с заявлением об утверждении прилагаемой схемы и направить Обществу решение для организации и выполнения кадастровых работ.
В то же время, в протоколе совещания у первого заместителя Главы Администрации по вопросу подготовки карты (плана) границ населенного пункта город Дзержинск в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714, датированного 02.03.2016, решено департаменту финансов Администрации изыскать средства местного бюджета на выполнение поручения пункта 3.3 Постановления N 714.
В ответ на обращение Общества Администрация в письме от 11.03.2016 направила протокол совещания от 02.03.2016 и указала, что выполнение пунктов 5, 6 указанного протокола возможно после выполнения мероприятий по разделу земельных участков 52:21:0000003:60, 52:21:0000023:439 и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Дополнительно просила направить подтверждение о готовности выступить в качестве заказчика и инвестора выполнения работ по подготовке карты (плана) границ населенного пункта при условии участия Администрации в вопросах согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:60.
Общество в письме от 14.03.2016 также направило схему расположения земельных участков в целях оказания содействия Администрации по подготовке карты (плана).
Администрация в письме от 18.03.2016 указала ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород", что при подготовке технического задания на выполнение работ по подготовке карты (плана) границ населенного пункта город Дзержинск выявлены некоторые проблемы. В целях выполнения поручений Правительства Нижегородской области и подготовки карты (плана) границ населенного пункта город Дзержинск в соответствии с Генеральным планом города Дзержинска необходимо выполнить раздел участков 52:21:00000003:60, 52:21:0000023:439. Указанным письмом Администрация просила ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород" согласовать схему расположения земельного участка для направления в уполномоченный орган для утверждения. Аналогичное письмо направлено Управлению Росреестра 24.03.2016.
На письмо ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород" от 22.04.2016 филиал Учреждения в письме от 30.05.2016 сообщило, что произвольно произвести раздел земельного участка 52:21:0000003:60 без учета мнения собственника не представляется возможным.
ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород" в письме от 27.06.2016 на обращения Общества от 27.05.2016, 17.06.2016 сообщило, что в данный момент отсутствуют основания для инициирования обращения в Федеральное дорожное агентство по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В письме от 19.07.2016, адресованном Росавтодору, Общество просило организовать мероприятия по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; сообщило, что готово компенсировать расходы ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород на регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на результаты раздела единого землепользования 52:21:0000000:86, приложив к письму схему. В письме от 22.12.2016 Росавтодор указал, что изменение Генерального плана города Дзержинска, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 05.11.2015 N 714, в том числе исключения из границ населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000000:86 не согласованы с правообладателем земельного участка. Управление земельно-имущественных отношений Росавтодора рекомендовало Обществу изменение категории земельного участка провести без изменения границ земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000000:86.
Общество в письме от 14.03.2017 обратилось к департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области, сообщив, что с целью оказания содействия Администрации в подготовке карты-плана оно выступило заказчиком (инвестором) работ по разделу участка: была подготовлена и направлена на утверждение в Росавтодор схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В свою очередь, Росавтодор отказался от утвреждения схемы раздела (письмо от 22.12.2016). Общество просило департамент представить "дорожную карту" по изменению категории земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91, занимаемого полигоном Общества и сообщить сроки исполнения Постановления от 05.11.2015 N 714 в части данного земельного участка. Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области в письме от 14.04.2017 сообщил, что в рамках Постановления N 714 подготовка карты (плана) территории в течение шести месяцев и направление в филиал Учреждения поручено Администрации.
Администрация 03.05.2017 издала постановление N 1374 "О подготовке проекта внесения изменения в Генеральный план городского округа город Дзержинск Нижегородской области". Постановлением ООО "ЮниКерамикс" было разрешено подготовить за счет собственных средств проект внесения изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск в части изменения категории земель "земли населенных пунктов" в отношении земельного участка кадастровый номер 52:21:0000157:465 на категории земель "земли промышленности_" путем изменения границ населенного пункта города Дзержинска.
Разработанный проект внесения изменений в генеральный план городского округа город Дзержинск предполагал исключение из границ населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91.
Правительство 17.01.2018 приняло постановление N 28 "Об утверждении изменений в генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2017 N 221".
Администрация в письмах от 02.02.2018 N 09-205/18-0-0 и 08.02.2018 N 09-274/18-0-0 направила Учреждению карту (план) границ населенного пункта. Учреждение 09.02.2018 обратилось с письмом в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, просило направить документы об изменении категории земель земельных участков в том числе с кадастровым номером 52:21:0000003:91. Учреждение в письме от 12.02.2018 N 37-2612/18 сообщило о внесении изменений в ЕГРН о местоположении границ населенного пункта город Дзержинск.
В ЕГРН 26.03.2018 в электронном виде поступило обращение от Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области с приложением постановления Правительства Нижегородской области от 17.01.2018 N 28 "Об утверждении изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской думы города Дзержинска Нижегородской области от 26.06.2007 N 221". По итогам рассмотрения указанного обращения 26.03.2018 категория земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 была изменена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на них и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 15, 16 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате бездействия органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно, если доказаны в совокупности следующие условия: противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между такими действиями и возникшими убытками, наличие понесенных убытков и их размер. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из таких оснований исключает возможность удовлетворения требований.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 (пункта 1 части 4) Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области по принятию решений о внесении изменений в генеральные планы городских округов и утверждение изменений в генеральные планы городских округов, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Кроме того, в статьях 3 и 4 названного закона установлено, что полномочия, указанные в статье 2 закона, перераспределяются на неограниченный срок. Данные полномочия осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской области или уполномоченными им органами исполнительной власти Нижегородской области. Муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с реализацией этих полномочий, принятые до вступления в силу этого закона, действуют в части, не противоречащей правовым актам, принятым органами государственной власти Нижегородской области при осуществлении полномочий, указанных в статье 2.
Так, постановлением от 05.11.2015 N 714 Правительство Нижегородской области утвердило изменения в Генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской Думы города Дзержинска от 27.06.2007 N 221. При этом в пункте 3.3 Правительство рекомендовало Администрации в течение шести месяцев со дня принятия постановления подготовить карту (план) территории и направить в филиал ФКП Росреестра в форме электронного документа, подготовленного в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
В соответствии со статьей 8 (частями 1 и 3) Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления) исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 этого закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 данного закона.
В силу статьи 5 (частей 1 и 3) названного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
В спорный период отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, осуществляется также на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке (часть 3 статьи 16 Закон о кадастре).
На основании статьи 15 (пункт 3 части 1, части 5 - 7) Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в числе прочего, об установлении или изменении границ населенного пункта. Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 этой статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с этой статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1, а в случае, если в соответствии с частью 5 требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение 6 месяцев с даты принятия указанных в части 1 решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В случае, если указанные в частях 1 и 2 этой статьи сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные этой статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Из приведенных положений законодательства суды первой и апелляционной инстанций заключили, что обязанность направления, в том числе своевременного направления, документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением границ населенного пункта, лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, которые приняли соответствующее решение. В настоящем случае полномочия по принятию подобного решения переданы Правительству Нижегородской области, которое путем издания постановления от 05.11.2015 N 714 внесло рассматриваемые в настоящем деле изменения, в том числе в сведения о земельном участке, переданном в аренду Обществу.
Обязательным документом, направляемым в регистрирующий орган для регистрации изменений, является карта (план) объекта землеустройства. На изготовление этого документа Правительство указало в пункте 3.3 постановления от 05.11.2015 N 714.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме. Данные правила действовали до 01.01.2017.
Согласно пункту 5(1) данных Правил, в случае утверждения генерального плана либо внесения в него изменений, орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Аналогичное положение установлено в пункте 7 действующих в настоящее время Правил предоставления документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532.
Порядок взаимодействия между Правительством и Администрацией при осуществлении переданных Правительству полномочий по внесению изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск в нормативных правовых актах не определен.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Суды правомерно исходили из того, что изменения в Генеральный план городского округа город Дзержинск вносились на основе предложений Администрации, которые были утверждены отдельным нормативно-правовым актом. Так, согласно отчету главы Администрации о результатах его деятельности за 2015 год (решение городской Думы города Дзержинска от 23.06.2016 N 178), изменения в Генеральный план были внесены Постановлением N 714 в соответствии с постановлением Администрации от 13.05.2014 N 1807 "О подготовке проектных предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск". Администрация в письме Обществу прямо указывала, что по его обращению о переводе земельного участка 52:21:0000003:91 в категорию "земли промышленности" предложение включено в протокол сбора отзывов и слушаний по предложениям о внесении изменений в Генеральный план.
Для реализации данных изменений в Генеральном плане, утвержденных постановлением Правительства N 714, Администрация непосредственно участвовала в процессе разработки карты (плана), обязательность составления которого подтвердили Обществу Управление Росреестра (письмо от 25.01.2016) и Минэкономразвития России (письмо от 20.01.2016). Общество, действуя добросовестно, осуществляло мероприятия, направленные на содействие Администрации в реализации этих изменений. Реализация данных мероприятий, вытекающих из Постановления N 714, исходя из фактических обстоятельств дела, интересов муниципального образования, находилась в сфере ответственности Администрации. Однако, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал отсутствие своей вины в той части, что касалось исполнения предложений Администрации по исключению земельного участка, находящегося в аренде истца, из границ населенного пункта. Администрация, как арендодатель, не снизила арендную плату, несмотря на длительность реализации указанных мероприятий.
Вопреки мнению Администрации, несмотря на рекомендательный характер пункта 3.3 Постановления N 714, обязанность по направлению карты (плана) следует из действовавших в рассматриваемый период Правил (постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, от 31.12.2015 N 1532), фактических обстоятельств дела, поведения самой Администрации, участвовавшей в подготовке предложений и их реализации. В конечном итоге, именно Администрация в письмах от 02.02.2018, от 08.02.2018 направила Учреждению карту (план) границ населенного пункта. Администрация не доказала наличия незаконных препятствий по исполнению указанной обязанности в более ранний срок. При этом Администрация не учитывает, что речь идет фактически о возврате уплаченных ей денежных средств за аренду земельного участка, о наличии оснований для изменения категории которого она была осведомлена, в том числе, знала о принятии Постановления N 714.
Суды установили, что убытки, выраженные в излишне уплаченной арендной плате за период бездействия Администрации, следует исчислять с 14.09.2017 по 08.02.2018.
Позиция Общества о том, что в период убытков следует включить плату с момента уведомления о внесении изменений в ЕГРН до истечения срока на внесение изменений, правомерно отклонена судами, поскольку обязанность, невыполнение которой стала причиной возникновения убытков по вине Администрации, была исполнена последней 02.02.2018, а изменения в ЕГРН внесены 08.02.2018. Основания для возложения на Администрацию вины на последующие процедуры у судов отсутствовали.
Расчет убытков арифметически не оспорен.
В части требования к Управлению Росреестра суды верно исходили из того, что в спорный период полномочия по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, в силу приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 переданы Учреждению, а деятельность Управления Росреестра прекращена с 01.01.2023. Основания для удовлетворения иска к данному юридическому лицу отсутствуют.
Иные аргументы на законность обжалованных судебных актов не влияют.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества относятся на заявителя.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы Администрацией судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А43-32999/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Дзержинска Нижегородской области и публичного акционерного общества "ГАЗ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки мнению Администрации, несмотря на рекомендательный характер пункта 3.3 Постановления N 714, обязанность по направлению карты (плана) следует из действовавших в рассматриваемый период Правил (постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, от 31.12.2015 N 1532), фактических обстоятельств дела, поведения самой Администрации, участвовавшей в подготовке предложений и их реализации. В конечном итоге, именно Администрация в письмах от 02.02.2018, от 08.02.2018 направила Учреждению карту (план) границ населенного пункта. Администрация не доказала наличия незаконных препятствий по исполнению указанной обязанности в более ранний срок. При этом Администрация не учитывает, что речь идет фактически о возврате уплаченных ей денежных средств за аренду земельного участка, о наличии оснований для изменения категории которого она была осведомлена, в том числе, знала о принятии Постановления N 714.
...
В части требования к Управлению Росреестра суды верно исходили из того, что в спорный период полномочия по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, в силу приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 переданы Учреждению, а деятельность Управления Росреестра прекращена с 01.01.2023. Основания для удовлетворения иска к данному юридическому лицу отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2023 г. N Ф01-6205/23 по делу N А43-32999/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6205/2023
06.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5463/2021
27.12.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-32999/20
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7310/2021
08.09.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5463/2021
25.05.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-32999/20