г. Нижний Новгород |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А82-7675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 16.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Трубниковой Е.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу N А82-7675/2022
по иску администрации сельского поселения Семибратово (ИНН: 7609018913, ОГРН: 1057601587009)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
об обязании сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, открытое акционерное "РЖД" в лице филиала - Северная железная дорога, Савельева Екатерина Витальевна, Золкин Дмитрий Владимирович, Управление Росреестра по Ярославской области, Публично-правовая компания "Роскадастр", Департамент строительства Ярославской области,
и установил:
администрация сельского поселения Семибратово (далее - Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган) об обязании сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки под многоквартирными жилыми домами 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово, домом 108 в селе Макарово Ростовского района Ярославской области.
Заявление основано на статьях 10.11, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивировано необходимостью формирования земельных участков для организации процедуры сноса многоквартирных жилых домов, признанных в установленной законом порядке аварийными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") в лице филиала - Северная железная дорога, Савельева Екатерина Витальевна, Золкин Дмитрий Владимирович, Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ "ФКП" по Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 18.03.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор считает, что суды при вынесении обжалованных судебных актов не учли, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами находятся в границах полосы отвода железной дороги, следовательно, образование земельного участка под многоквартирным домом фактически является решением об изменении границы полосы отвода железной дороги, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог". Надлежащим ответчиком по делу является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
ТУ Росимущества просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды, муниципальное образование сельского поселения Семибратово Ярославской области с 2008 года является собственником жилых помещений: квартир 1 и 2 в доме 1 и квартир 1, 2, 3, 5, 6 в доме 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово, а также квартир 1, 2, 3 в доме 108 села Макарово Ростовского района Ярославской области, на основании постановления Правительства Ярославской области от 09.07.2008 N 338-п "О разграничении имущества между Ростовским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав", постановления главы администрации Ростовского муниципального района от 16.09.2008, акта приема-передачи имущества Ростовского муниципального района, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением "Служба заказчика".
В данных квартирах на условиях социального найма проживают граждане. Также в многоквартирных домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности граждан. Квартира 4 в доме 3 по улице Вокзальная находится в общей долевой собственности Савельевой Екатерины Витальевны и Золкина Дмитрия Владимировича.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования является Администрация.
Указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу на основании акта обследования межведомственной комиссии дома 1 по улице Вокзальная от 30.04.2013 N 27, заключения межведомственной комиссии о признании аварийным дома 1 по улице Вокзальная от 30.04.2013 N 27, акта обследования межведомственной комиссии дома 3 по улице Вокзальная от 02.04.2013 N 22, заключения межведомственной комиссии о признании аварийным дома 3 по улице Вокзальная от 02.04.2013 N 22, акта обследования межведомственной комиссии Гаврилов-Ямской железнодорожной казармы села Макарово от 20.06.2013 N 41, заключения межведомственной комиссии о признании аварийным Гаврилов-Ямской железнодорожной казармы села Макарово от 20.06.2013 N 41, постановления администрации сельского поселения Семибратово от 08.08.2013 N 134 "О признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" и включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 N 224-п. Планируемая дата расселения данных домов согласно программе - 2024 год.
При проведении процедур по расселению многоквартирных домов 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово и дома 108 в селе Макарово было установлено, что они расположены на земельных участках категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов (по документам - для производственных целей (содержание полосы отвода железной дороги), с кадастровыми номерами 76:13:00000:30, площадью 187 484 квадратных метра и 76:13:000000:29, площадью 487 780 квадратных метров, собственником которых является Российская Федерация. В настоящее время арендатором земельных участков является ОАО "РЖД".
По сведениям, предоставленным сторонами, земельные участки образованы в 2003 году и поставлены на кадастровый учет в 2004 году. Многоквартирные дома 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово и дом 108 в селе Макарово 1882, 1913 и 1938 годов постройки соответственно, однако на день образования земельных участков для содержания полосы отвода железной дороги их место расположения не учтено.
При передаче жилых помещений в указанных многоквартирных домах в собственность муниципального образования земельные участки под ними сформированы не были.
Обращения Администрации в территориальное управление Росимущества о необходимости формирования земельных участков под многоквартирными домами 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово и домом 108 по улице Макарова оставлены без удовлетворения, несмотря на выраженное в письме Росимущства от 18.08.2021 N МП-10/27078 согласие на формирование земельных участков. Администрации предложено рассмотреть вопрос о заключении договора субаренды земельного участка с ОАО "РЖД".
Поскольку ответчиком меры по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово, домом 108 в селе Макарово Ростовского района Ярославской области и постановке участков на государственный кадастровый учет не принимались, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ, Вводный закон), в редакции до 01.01.2017, предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно новой редакции названной нормы земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета участка, на котором расположены такой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - Постановление N 12-П), на основании принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Законе N 189-ФЗ - специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Действие норм Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Так, в соответствии с пунктом 66 Постановления N 10/22, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного кодекса (часть 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ); в силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется; в силу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Из пункта 67 Постановления N 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно пункту 68 Постановления N 10/22 собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Согласно действовавшему до 01.01.2017 пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Аналогичная норма закреплена в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу 01.01.2017.
С учетом изложенного право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу закона - положений Жилищного кодекса Российской Федерации и вводного закона о введении его в действие. Законом N 189-ФЗ установлены лишь специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный вывод, изложенный в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 307-ЭС21-8875 по делу N А56-39956/2020, соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 308-ЭС20-18388.
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома 1 и 3 по улице Вокзальная в рабочем поселке Семибратово, дом 108 в селе Макарово Ростовского района Ярославской области расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 76:13:000000:30, 76:13:000000:29, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены в долгосрочную аренду ОАО "РЖД" (письмо Росимущества от 13.05.2021).
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Таким образом, условием применения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спорные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, что не опровергалось сторонами.
Уполномоченный орган не оспаривал наличие у него обязанности по формированию земельных участков под спорными многоквартирными домами, подлежащими сносу.
Доводы ТУ Росимущества сводятся к тому, что формирование земельных участков под многоквартирными домами приведет к изменению границы полосы отвода железной дороги, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Коллегия судей считает позицию уполномоченного органа несостоятельной.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения признаются ограниченными в обороте.
В соответствии пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
В силу пункта 8 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации существует запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд только земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 8 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации также отражены случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято.
Иные ограничения в реализации мер по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Таким образом, признание спорных многоквартирных домов аварийными, необходимость формирования под ними земельных участков в силу норм действующего законодательства возлагает на уполномоченный орган обязанность по формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.
При этом расположение земельных участков под спорными многоквартирными домами в границах полосы отвода железной дороги, соответственно, в аренде у ОАО "РЖД", не может служить препятствием для формирования земельных участков.
В силу части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
С учетом приведенного правового регулирования суды нижестоящих инстанций правомерно определили ТУ Росимущества, представляющего собственника спорных земельных участков, в качестве надлежащего ответчика по делу.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренного в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу N А82-7675/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации также отражены случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято.
Иные ограничения в реализации мер по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
...
В силу части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 октября 2023 г. N Ф01-6038/23 по делу N А82-7675/2022