г. Нижний Новгород |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А43-21369/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
при участии представителей от истца: Трусовой Л.А. (доверенность от 04.08.2022), от ответчика: Ледковой Л.В. (доверенность от 09.01.2023 N 9)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по делу N А43-21369/2022 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску товарищества собственников жилья "Единство" (ИНН: 5249097279, ОГРН: 1085249005258)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
товарищество собственников жилья "Единство" (далее - ТСЖ "Единство", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением от 17.02.2023 Арбитражный суд Нижегородской области урегулировал разногласия, возникшие у сторон при заключении договора, утвердив его в редакции суда.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 решение суда первой инстанции изменено, пункт 15 договора изложен в следующей редакции: "15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы) твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Нижэкология-НН" не согласилось с постановлением апелляционного суда в части редакции пункта 15 договора и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, при расчете платы за оказанные услуги исходя из количества и объема контейнеров необходимо учитывать также объем крупногабаритных отходов (далее - КГО), однако ввиду отсутствия площадки для КГО (или бункера) достоверно осуществить такой расчет не представляется возможным. Расчет размера платы за оказанные Товариществу услуги по обращению с ТКО исходя из нормативов накопления является единственно возможным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Нижэкология-НН" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности 1, в которую входит город Дзержинск Нижегородской области; приступило к деятельности с 01.01.2019.
При заключении нового договора по обращению с ТКО между сторонами возникли разногласия, что послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 425, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13.4, 23.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Нижегородской области урегулировал разногласия, возникшие у сторон при заключении договора, утвердив в резолютивной части решения пункт 15 в редакции регионального оператора об осуществлении учета ТКО исходя из нормативов накопления. При этом в мотивировочной части решения суд пришел к выводу о том, что коммерческий учет ТКО должен производиться в соответствии с количеством и объемом контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, изменил решение суда первой инстанции и утвердил пункт 15 договора в редакции Товарищества. Суд исходил из того, что коммерческий учет ТКО должен производиться в соответствии с количеством и объемом контейнеров для накопления ТКО.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел для ее правовых оснований удовлетворения.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В пунктах 11 и 12 Правил N 1156 предусмотрено, что в составе ТКО осуществляется также вывоз крупногабаритных отходов, накопление и складирование которого осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно Правилам N 1156 крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В пункте 8 Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Таким образом, в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152.
При этом указание в пункте 8 Правил N 505 на осуществление коммерческого учета ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров) при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО не содержит ограничений для других видов накопления ТКО.
Учитывая изложенное, апелляционный суд правомерно утвердил пункт 15 договора в следующей редакции: "15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы) твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов".
Таким образом, кассационная жалоба ООО "Нижэкология-НН" удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по делу N А43-21369/2022 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Таким образом, в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152.
При этом указание в пункте 8 Правил N 505 на осуществление коммерческого учета ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров) при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО не содержит ограничений для других видов накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2023 г. N Ф01-6768/23 по делу N А43-21369/2022