г. Нижний Новгород |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А11-9451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей от истца: Разумовской М.С. (доверенность от 09.01.2023), от ответчика: Базжиной О.А. (доверенность от 10.10.2023), Пряхиной Ю.А. (доверенность от 03.07.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А11-9451/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" (ИНН: 3328022709, ОГРН: 1193328003857)
к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (ИНН: 3329999430, ОГРН: 1133300001163)
об обязании проведения капитального ремонта,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города, общество с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания", общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестКапитал" и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области администрации города Владимира,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (далее - Фонд) об обязании проведения капитального ремонта.
Исковые требования основаны на статьях 30, 158, 167, 168 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы неправомерным отказом Фонда в проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" (далее - ООО "ВУК"), общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестКапитал" (далее - ООО "СтройИнвестКапитал") и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области администрации города Владимира (далее - Департамент).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 07.12.2022 (с учетом дополнительного решения от 20.12.2022), оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, удовлетворил исковые требования, обязал Фонд в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома; взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей и 75 000 рублей расходов по оплате судебной экспертизы.
Не согласившись с названными судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на невключение в сводный краткосрочный план капитального ремонта крыши спорного многоквартирного дома и утверждения лимита финансирования на эти работы; изменение процессуального статуса Управления с ответчика на третье лицо неправомерно. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установил суд, с 01.10.2020 Общество является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, в соответствии с протоколом внеочередного собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 16.08.2020.
Собственниками дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации Владимирской области от 06.05.2014 N 456 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.12.2013 N 1502 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 годы" утверждена региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которой капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома запланирован на 2017 год.
Постановлением администрации Владимирской области от 27.07.2016 N 634 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.12.2013 N 1502 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 годы" установлены сроки проведения капитального ремонта крыши спорного многоквартирного дома - 2017-2019 годы.
По утверждению истца, капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома не осуществлен.
Общество направило в адрес Фонда письмо от 01.03.2021 с требованием о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочную программу проведения капитального ремонта на 2021 год.
В ответном письме от 24.03.2021 N 2180/05 Фонд пояснил, что спорный многоквартирный дом не включен администрацией города Владимира в краткосрочный план реализации региональной программы на 2020-2022 годы, рекомендовал обратиться в Управление по вопросу возможности дополнительного включения спорного многоквартирного дома с ремонтом крыши в краткосрочный план на соответствующий год.
Общество нарочно вручило Управлению письмо от 17.06.2021 N 38 с требованием о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2022 год.
Управление в письме от 05.07.2021 N 36-01/3155 пояснило, что в 2010 году в указанном многоквартирном доме за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также с использованием средств бюджетов различных уровней выполнен капитальный ремонт кровли и фасада; в соответствии с ВСН 5588 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет, в результате чего срок проведения очередного капитального ремонта кровли - 2040 год.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 06.11.2013 N 121-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области" (далее - Закон N 121-ОЗ) очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных 6 домах определяется на основании сведений технических (кадастровых) паспортов многоквартирных домов с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с критериями, установленными частью 2 настоящей статьи.
Из пункта 2 статьи 12 Закона N 121-ОЗ следует, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы осуществляется исходя из следующих критериев: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме; необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария).
Постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2013 N 1502 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по Владимирской области на период с 2014 по 2043 годы.
В соответствии с региональной программой капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома запланирован на период с 2017-2019 годах.
В силу пункта 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется.
Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В части 3 статьи 10 Закона Владимирской области N 121-03 установлено, что в целях реализации региональной программы органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в жилищно-коммунальном комплексе области, нормативным правовым актом органа местного самоуправления утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, установленном администрацией Владимирской области.
Постановлением администрации города Владимира от 08.11.2022 N 5871 внесены изменения в постановление от 30.04.2019 N 1191 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Владимир на 2020-2022 годы", в краткосрочный план по осуществлению капитального ремонта внесен спорный многоквартирный дом.
В связи с возникшим между сторонами спором о необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по ходатайству истца судом назначена судебная экспертиза, проведением которой поручено ООО "Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ-Центр".
Согласно заключению эксперта от 27.05.2022 N 2022/006 техническое состояние несущих конструкций крыши многоквартирного дома определено как аварийное с физическим износом 80 процентов; техническое состояние покрытия кровли определено как ограниченно работоспособное с физическим износом 54 процента; причинами образования недостатков крыши и кровли многоквартирного дома являются: некачественное оказание услуг по содержанию и текущему обслуживанию управляющей компанией; некачественное оказание услуг по содержанию и текущему ремонту управляющей компанией; объем и качество выполненных работ в рамках капитального ремонта с 31.08.2010 по 01.10.2010 не обеспечивает устранение физического и морального износа кровли. По результатам исследования эксперт пришел к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта крыши и кровли многоквартирного дома. Выводы судебной экспертизы ответчиком не оспорены и не опровергнуты.
В силу пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности регионального оператора, подлежащие выполнению в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 N 427 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" ответчик является региональным оператором в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области, а потому в силу названных положений является лицом, обязанным к проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи судом отклоняется довод о несогласии с изменением процессуального статуса Управления с ответчика на третье лицо.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, установив внесение спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Владимир, на 2020-2022 годы, и приняв во внимание выводы судебной экспертизы об аварийном состоянии крыши дома и необходимости проведения ее ремонта, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования Общества об обязании Фонда к проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома.
Доводы кассатора о невключении в сводный краткосрочный план капитального ремонта крыши спорного многоквартирного дома и утверждения лимита финансирования на эти работы с учетом пояснений представителя Управления о том, что данное обстоятельство является достаточным основанием для начала проведения спорных работ, которые включают разработку проектно-сметной документации, при наличии которой, после определения стоимости всего объема работ по капитальному ремонту имущества дома, необходимая сумма будет включена в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленном размере.
Оснований для отмены судебных актов по иными доводам, изложенным в кассационной жалобе, суд округа не установил, поскольку они основаны на ином, нежели у суда, понимании норм права в совокупности обстоятельств дела, и сводятся к несогласию заявителя с приведенной судами оценкой, данной фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, что не свидетельствует о наличии в обжалованных решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к судебной ошибке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А11-9451/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности регионального оператора, подлежащие выполнению в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2023 г. N Ф01-6306/23 по делу N А11-9451/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6306/2023
22.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-933/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9451/2021
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9451/2021