г. Владимир |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А11-9451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 по делу N А11-9451/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" (ОГРН 1193328003857, ИНН 3328022709) к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (ОГРН 1133300001163, ИНН 3329999430) об обязании проведения капитального ремонта,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" - Разумовской М.С. по доверенности от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023 (диплом ВБА 0163770 от 08.06.2006);
от ответчика (заявителя) - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" - Пряхиной Ю.А. по доверенности от 10.08.2020 сроком действия 3 года (диплом БВС 0749680 от 30.06.2000);
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира - Ситниковой Е.В. по доверенности от 27.12.2022 сроком действия до 31.12.2023 (диплом МО 040941 от 07.07.1997);
иные участвующие в деле лица явку полномочных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" (далее - ООО "Жилищно-сервисная служба", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (далее - Фонд, ответчик) об обязании проведения капитального ремонта (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 30, 158, 167, 168, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы неправомерным отказом Фонда в проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" (далее - ООО "ВУК"), общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестКапитал" (далее - ООО "СтройИнвестКапитал"), департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области администрации города Владимира (далее - Департамент).
Решением от 07.12.2022 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования: обязал Фонд в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9; взыскал с Фонда в пользу ООО "Жилищно-сервисная служба" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам; указывает, что постановлениями администрации города Владимира в краткосрочный план по осуществлению капитального ремонта внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Владимир, ул.Лермонтова, д. 17/9 с видом работ - разработка проектно-сметной документации с размером предельной стоимости работ 200 000 руб.; без включения вида работ - капитальный ремонт крыши и утверждения лимита финансирования у Фонда отсутствуют правовые основания проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что отбор объектов и включение их в краткосрочный план осуществляют органы местного самоуправления исходя из того объема взносов на капитальный ремонт, который собирается на территории муниципального образования; в настоящее время; по результатам технического обследования многоквартирного дома 17/9 по ул. Лермонтова г. Владимир ООО "Энергосберегающие технологии" представило в Фонд заключение, согласно которому физический износ здания составляет 53%, данное здание находится в ограниченно работоспособном состоянии; в связи с аварийным состоянием деревянного перекрытия и возможностью его обрушения дальнейшая разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши является нецелесообразной без предварительного ремонта чердачного перекрытия.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, считает решение суда первой инстанции необоснованным и незаконным, просил его отменить.
Представители ООО "Жилищно-сервисная служба" и Управления в судебном заседании возразили против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции обоснованным и законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 01.10.2020 ООО "Жилищно-сервисная служба" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, в соответствии с протоколом внеочередного собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 16.08.2020 (т.1 л.д.18-21).
Собственниками дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора.
Постановлением администрации Владимирской области от 06.05.2014 N 456 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.12.2013 N 1502 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 годы" утверждена региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которой капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, запланирован на 2017 год.
Постановлением администрации Владимирской области от 27.07.2016 N 634 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.12.2013 N 1502 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 годы" установлены сроки проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, - 2017-2019 годы.
По утверждению истца, капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома не осуществлен.
ООО "Жилищно-сервисная служба" направило в адрес Фонда письмо от 01.03.2021 с требованием о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочную программу проведения капитального ремонта на 2021 год (т.1 л.д.34).
В ответном письме от 24.03.2021 N 2180/05 Фонд пояснил, что спорный многоквартирный дом не включен администрацией города Владимира в краткосрочный план реализации региональной программы на 2020-2022 годы, рекомендовал обратиться в Управление по вопросу возможности дополнительного включения спорного многоквартирного дома с ремонтом крыши в краткосрочный план на соответствующий год (т.1 л.д.35).
ООО "Жилищно-сервисная служба" нарочно вручило Управлению письмо от 17.06.2021 N 38 с требованием о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2022 год (т.1 л.д.36-37).
Управление в письме от 05.07.2021 N 36-01/3155 пояснило, что в 2010 году в указанном многоквартирном доме за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также с использованием средств бюджетов различных уровней выполнен капитальный ремонт кровли и фасада; в соответствии с ВСН 5588 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет, в результате чего срок проведения очередного капитального ремонта кровли - 2040 год (т.1 л.д.38-39).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
По ходатайству истца назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ-Центр".
Согласно заключению эксперта от 27.05.2022 N 2022/006 техническое состояние несущих конструкций крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, определено как аварийное с физическим износом 80%; техническое состояние покрытия кровли определено как ограниченно работоспособное с физическим износом 54%; причинами образования недостатков крыши и кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, являются: некачественное оказание услуг по содержанию и текущему обслуживанию управляющей компанией; некачественное оказание услуг по содержанию и текущему ремонту управляющей компанией; объём и качество выполненных работ в рамках капитального ремонта в период с 31.08.2010 по 01.10.2010 не обеспечивает устранение физического и морального износа кровли. По результатам исследования эксперт пришел к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта крыши и кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, в том числе: частичная замена стропильных ног, стоек, подкосов и мауэрлата, имеются дефекты в виде поражение древесины гнилью, плесенью и жучком, прогибов, трещин; необходима полная замена обрешетки с прозорами из доски или бруска необходимой толщины и с определенным шагом; полная замена сплошной обрешетки на карнизном свесе; устройство сплошной обрешетки для ендовы в соответствии с пунктами 6.4.2.8, 6.4.1.2 СП 17.13330.2017 "Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76"; замена асбестоцементных волнистых листов на аналогичные или профилированные листы из оцинкованной стали; установка снегозадерживающих устройств в соответствии с пунктом 9.11 СП 17.13330.2017 "Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11 -26-76"; установка ограждающих конструкций кровли (т.2 л.д.131-185).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя их следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 06.11.2013 N 121-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области" (далее - Закон N 121-ОЗ) очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется на основании сведений технических (кадастровых) паспортов многоквартирных домов с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с критериями, установленными частью 2 настоящей статьи.
Из пункта 2 статьи 12 Закона N 121-ОЗ следует, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы осуществляется исходя из следующих критериев: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме; необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария).
Постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2013 N 1502 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по Владимирской области на период с 2014 по 2043 годы.
В соответствии с региональной программой капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, запланирован на период с 2017-2019 годах.
В силу пункта 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 121-ОЗ в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, предусмотренной статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в жилищно-коммунальном комплексе области, нормативным правовым актом органа местного самоуправления утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, установленном администрацией Владимирской области.
В целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Владимирской области в установленном порядке создается региональный оператор (пункт 1 статьи 1 -1 Закона N 121-ОЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1-1 региональный оператор осуществляет свою деятельность в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Владимирской области, учредительными документами регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности регионального оператора, подлежащие выполнению в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
Привлечение региональным оператором в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 N 427 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" ответчик является региональным оператором в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области.
Целью деятельности ответчика является своевременное обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области (пункт 2.1 Устава фонда). Функциями ответчика является, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, а также ведение учета поступивших средств (пункт 2.3 Устава фонда).
Постановлением администрации города Владимира от 08.11.2022 N 5871 внесены изменения в постановление администрации города Владимира от 30.04.2019 N 1191 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Владимир на 2020-2022 годы", в краткосрочный план по осуществлению капитального ремонта внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9.
Исходя из заключения судебной экспертизы, учитывая, что спорный многоквартирный дом внесен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Владимир, на 2020-2022 годы, суд первой инстанции признал требование истца о проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, подлежащим удовлетворению.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом второй инстанции и признаны несостоятельными.
Аварийное состояние несущих конструкций крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Лермонтова, д. 17/9, с физическим износом 80%; ограниченно работоспособное техническое состояние покрытия кровли с физическим износом 54%, необходимость проведения ремонтных работ, в том числе: частичная замена стропильных ног, стоек, подкосов и мауэрлата, полная замена обрешетки с прозорами; сплошной обрешетки на карнизном свесе; наличие дефектов в виде поражения древесины гнилью, плесенью и жучком, прогибов, трещин подтверждены заключением судебной экспертизы, выводы которой участниками процесса не оспорены и не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд не может признать обоснованной ссылку заявителя на обнаружение указанных недостатков при проведении обследования объекта проектной организацией.
Довод ответчика о включении спорного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Владимир, на 2020-2022 годы только с видом работ - разработка проектно-сметной документации с размером предельной стоимости работ 200 000 руб. отклонен апелляционным судом с учетом пояснений представителя Управления о том, что данное обстоятельство является достаточным основанием для начала проведения спорных работ, которые включают разработку проектно-сметной документации, при наличии которой, после определения стоимости всего объема работ по капитальному ремонту имущества дома, необходимая сумма будет включена в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленном размере.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 по делу N А11-9451/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Назарова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9451/2021
Истец: ООО "Жилищно-сервисная служба"
Ответчик: НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА, ООО "Владимирская управляющая компания", ООО "СтройИнвестКапитал", Управление ЖКХ администрации города Владимира, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛАБОРАТОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЛСЭ-ЦЕНТР", УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6306/2023
22.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-933/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9451/2021
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9451/2021