г. Нижний Новгород |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А39-465/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.04.2023 по делу N А39-465/2023
по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОГРН: 1051326063942, ИНН: 1326194787)
к некоммерческому партнерству домовладельцев "База отдыха Инерка" (ОГРН: 1061300004480, ИНН: 1328905637)
о взыскании недополученного в федеральный бюджет дохода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к некоммерческому партнерству домовладельцев "База отдыха Инерка" (далее - НПД "База отдыха Инерка", Партнерство) о взыскании недополученного дохода в федеральный бюджет в размере 110 582 рублей 01 копейки за 2019 год и 132 230 рублей 34 копеек за 2020 год.
Иск основан на статьях 328, 422, 424 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 71, 73, 74 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивирован внесением ответчиком арендной платы в размере, не соответствующем регулируемым ставкам.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 25.04.2023 отказал в удовлетворении иска.
Законность решения суда первой инстанции не проверялась апелляционным судом по причине пропуска процессуального срока на обжалование судебного акта и отказа в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Министерство не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Кассатор в жалобе обращает внимание, что Министерство выявило нарушения при начислении арендной платы ответчику за 2019, 2020 годы, а именно неприменение коэффициента к ставкам арендной платы, установленного для "особо защитных участков лесов в защитных лесах", величина которого составляет 2, а также занижение коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования. В обоснование заявленных требований Министерство ссылается постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Представитель кассатора направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить обжалованный судебный акт без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Министерство природных ресурсов Республики Мордовия (прежнее наименование Министерства) (арендодатель) и Партнерство (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 28.04.2008 N 7/8 (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок площадью 1,98 гектара имеет местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГУ "Березниковское территориальное лесничество", квартал 55, выделы 10, 12, является частью участка лесного фонда ГУ "Березниковский лесхоз" Сабаевского лесничества с условным кадастровым номером 13:13:226/2003:261 (пункты 1, 2 договора аренды).
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 25.12.2008.
Срок действия договора аренды - с момента государственной регистрации по 22.01.2032 (пункт 26 договора).
Лесной участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 28.04.2008.
Границы лесного участка указаны в Плане лесного участка, предусмотренном приложением 1 к договору аренды.
В приложении 2 к договору аренды лесного участка указано, что в состав арендуемого лесного участка входят лесные земли площадью 1,75 гектара, а также нелесные земли площадью 0,23 гектара. Целевое назначение лесов: защитные леса вдоль рек, с преобладающей породой деревьев - сосна.
В пункте 5 договора и в приложении 4 к нему указан размер годовой арендной платы - 112 688 рублей 33 копейки.
В пункте 3 приложения 4 к договору размер арендной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" следующим образом: 12 647,4 х (1,5+3) х 1 х 1,98=112 688,33 рубля, где
12 647,4 рубля - ставка платы за 1 гектар в год,
1,5 - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов,
3,0 - коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 1 до 2 километров,
1,0 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка,
1,98 - площадь участка, предоставляемого в аренду, в гектарах.
В качестве обоснования суммы исковых требований Министерство представило расчет размера арендной платы за 2019 год:
11820 х 1,89 х 2,0 х 3,5 х 1,0 х 1,98 = 309 629,63 рубля, где
11820 рублей - ставка платы за 1 гектар в год,
1,89 - коэффициент индексации ставки платы в 2019 год,
2,0 - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов,
3,5 - коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 километра,
1,0 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка,
1,98 - площадь участка, предоставляемого в аренду, в гектарах,
за 2020 год: 11820 х 2,26 х 2,0 х 3,5 х 1,0 х 1,98 = 370 224,95 рубля, где
11820 рублей - ставка платы за 1 гектар в год,
2,26 - коэффициент индексации ставки платы в 2020 году,
2,0 - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов,
3,5 - коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 километра,
1,0 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка,
1,98 - площадь участка, предоставляемого в аренду, в гектарах.
Министерство полагало, что при заключении договора аренды его сторонами неверно определен коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования, - 3,0, в то время как необходимо применять коэффициент 3,5, поскольку арендуемый лесной участок расположен на расстоянии менее 1 километра от автомобильной дороги общего пользования, и применен коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - 1,5 для защитных лесов, в то время как необходимо было применять коэффициент 2, установленный для "особо защитных участков лесов в защитных лесах".
В связи с неверным определением размера арендной платы, федеральный бюджет, недополучил арендную плату в размере 110 582 рублей 01 копейки в 2019 году и 132 230 рублей 34 копеек в 2020 году, в общей сумме 242 812 рублей 35 копеек.
Министерство, сославшись на результаты проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства плановой выездной проверки в отношении истца в части переданных государственных полномочий в области лесных отношений, направило ответчику претензию от 30.08.2022 N 3769, в которой потребовало оплатить недополученный доход в федеральный бюджет в сумме 242 812 рублей 35 копеек.
Отказ Общества оплатить спорную задолженность послужил основанием для обращения Министерства в Арбитражный суд Республики Мордовия.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи (пункт 1).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 4).
В подпункте "а" примечания к таблице 11 (ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлено, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5.
Пунктом "б" таблицы 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 при определении размера арендной платы за лесные участки предусмотрено применение коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
Согласно позиции Министерства, при заключении и исполнении договора аренды его сторонами неверно определены коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов (1,5 вместо 2), а также приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования (3,0 вместо 3,5), в связи с чем федеральный бюджет недополучил 110 582 рубля 01 копейку за 2019 год и 132 230 рублей 34 копейки за 2020 год.
Вместе с тем суд установил, что предметом договора аренды является участок с категорией "защитные леса вдоль рек" (приложение 2 к договору).
Защитные леса являются одним из видов лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 1 части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 111 данного кодекса определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1); выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса (часть 2).
Исходя из положений статей 67.1 и 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации определение критериев и порядка отнесения лесов к защитным лесам (в том числе их категориям), порядка проектирования и изменения защитных лесов (в частности, их категорий), а также нормативов проектирования защитных лесов относится к компетенции Минприроды России.
В силу части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
По правилам части 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничеств.
В соответствии с пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов) основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя и сведения о лесоустройстве (пункт 18 Состава лесохозяйственных регламентов).
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов.
Изменение назначения и разрешенного использования лесов, являющихся предметом аренды, при изменении лесохозяйственного регламента лесничества требует изменения условий договора в связи с изменением его предмета.
В спорный договора указанные изменения не вносились.
Документального обоснования нахождения арендованного лесного участка ближе одного километра по отношению к дорогам общего пользования кассатор в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Проанализировав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что спорные коэффициенты не могут применяться при расчете размера арендной платы в спорной ситуации, в связи с чем правомерно отказал во взыскании спорной суммы.
Довод истца о необходимости применения иных коэффициентов при расчете арендной платы был предметом судебной оценки. Окружной суд согласен с выводом о том, что доначисление регулируемой арендной платы, вопреки позиции Министерства, является, в том числе изменением условий сделки, которое в установленном законом порядке стороны не проводили.
Ссылка кассатора на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" несостоятельна, поскольку не учитывает фактические обстоятельства спора.
С учетом изложенного судебный акт является законным и обоснованным. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
По мнению окружного суда, доводы Министерства, приведенные в жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущены.
Суд округа не распределял расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.04.2023 по делу N А39-465/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов) основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя и сведения о лесоустройстве (пункт 18 Состава лесохозяйственных регламентов).
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов.
...
Ссылка кассатора на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" несостоятельна, поскольку не учитывает фактические обстоятельства спора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2023 г. N Ф01-6243/23 по делу N А39-465/2023