г. Нижний Новгород |
|
08 ноября 2023 г. |
Дело N А11-9699/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - индивидуального предпринимателя Гиесова Рауфа Садриевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по делу N А11-9699/2022
по иску администрации Камешковского района Владимирской области
к обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "ЕвроКонсул" (ИНН: 7714802186, ОГРН: 1107746158904) и индивидуальному предпринимателю Гиесову Рауфу Садриевичу (ИНН: 164494752937, ОГРНИП: 313332605600021)
о признании договора купли-продажи недействительным,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, Министерство имущественных и земельных отношений, администрация муниципального образования Второвское Камешковского района Владимирской области и Министерство сельского хозяйства Владимирской области,
и установил:
муниципальное образование Камешковский район Владимирской области в лице администрации Камешковского района Владимирской области (далее - Администрация района) обратилось в Камешковский районный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ЕвроКонсул" (далее - Общество) и индивидуальному предпринимателю Гиесову Райфу Садриевичу (далее - Предприниматель) о признании недействительным договора купли-продажи от 12.11.2021 N 02/21 и о везврате сторон в первоначальное положение.
Определением Камешковского районного суда Владимирской области от 01.07.2022 дело N 2-426/2022 передано по подсудности в Арбитражный суд Владимирской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Минимущество), администрация муниципального образования Второвское Камешковского района Владимирской области (далее - Администрация) и Министерство сельского хозяйства Владимирской области (далее - Минсельхоз).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023, удовлетворил исковые требования, признав оспариваемый договор недействительным и применив последствия недействительности сделки в виде обязания сторон вернуть полученное по сделке.
Не согласившись с названными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на ненаправление Администрацией района согласия на покупку земельного участка в установленный тридцатидневный срок с момента получения уведомления о продаже; Администрация района не наделена правом преимущественного права покупки, равно как и не наделена правом принятия решений от имени Владимирской области; Минсельхоз и Администрация отказались от приобретения спорного участка.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании 24.10.2023 поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросили отменить обжалованные решение и постановление.
В отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайства Администрации и Минимущества о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.10.2023 объявлен перерыв до 31.10.2023.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание 31.10.2023, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей заявителя, явившихся в судебное заседание 24.10.2023, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, по сведениям Единого государственного реестра земельный участок с кадастровым номером 33:06:081601:1470, площадью 1 506 000 квадратных метров, местоположение: Владимирская область, Камешковский район, МО Второвское с/п, севернее населенного пункта Лаптево, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности Предпринимателю на основании договора купли-продажи от 12.11.2021 N 02/21 (номер регистрации 33:06:081601:1470-33/052/2021-2 от 23.11.2021), с 16.01.2012 по 23.11.2021 принадлежал на праве собственности Обществу.
30.08.2021 в Администрацию района от Общества поступило уведомление о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (исходящий от 24.08.2021, входящий от 30.08.2021 N 3761-01-19), в соответствии с которым продается участок с кадастровым номером 33:06:081601:1470, площадью 1 506 000 квадратных меров, расположенный по адресу: Владимирская область, Камешковский район, МО Второвское, севернее населенного пункта Лаптево, цена - 150 000 рублей, срок, до которого должен был быть осуществлен расчет, 30 дней.
В письме от 24.09.2021 N 01-19-6153 Администрация района сообщила Обществу о своем намерении приобрести участок по цене 150 000 рублей.
08.10.2021 в Администрацию района от Общества поступило уведомление о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (исходящий от 08.10.2021, входящий от 08.10.2021), в соответствии с которым продается участок с кадастровым номером 33:06:081601:1470, площадью 1 506 000 квадратных метров, расположенный по адресу: Владимирская область, Камешковский район, МО Второвское, севернее населенного пункта Лаптево, цена - 1 200 000 рублей, срок, до которого должен был быть осуществлен расчет, 90 дней.
Администрация района 18.10.2021 направила Обществу письмо, в котором указала, что рассмотрев уведомление от 08.10.2021 сообщает, что ранее поступало уведомление о продаже участке по цене 150 000 рублей, сообщено о намерении приобрести в собственность муниципального образования земельный участок по предложенной цене.
Общество 25.10.2021 направило в адрес Администрации района письмо об отзыве уведомления о продаже участка по цене 150 000 рублей, просило считать верным уведомление от 08.10.2021 о продаже земельного участка по цене 1 200 000 рублей, уведомление получено 01.11.2021 входящий N 892-01-19.
Истцом Обществу направлено письмо от 22.11.2021 N 01-19-7443 о согласии приобрести участок по предложенной цене - 1 200 000 рублей.
Общество 07.10.2021 направило в Минсельхоз предложение (уведомление) о продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения по цене 150 000 рублей (входящий от 07.10.2021).
В соответствии с письмом от 26.10.2021 N ДСХ-7481-12-13 Минсельхоз сообщил Обществу о том, что отказывается от приобретения спорного участка по цене 150 000 рублей; в письме от 08.10.2021 N ЛСХ-7136-12-13 сообщило, что отказывается от покупки участка по цене 1 200 000 рублей.
В письме от 11.10.2021 N 03-05-1329 Администрация сообщила об отказе от покупки участка по цене 1 200 000 рублей.
Общество (продавец) и Предприниматель (покупатель) заключили договор купли-продажи от 12.11.2021 N 02/21, в соответствии с пунктом 1.1. которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 33:06:081601:1470, общей площадью 1 506 000 квадратных метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; адрес: Владимирская область, Камешковский район, МО Второвское с/п, севернее населенного пункта Лаптево.
В соответствии с пунктом 1.3. договора продавец гарантирует, что исполнил обязанность известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В пункте 1.4. договора установлено, что продавцом получен ответ об отказе от преимущественного права покупки в собственность Владимирской области земельного участка от 08.10.2021 N ДСХ-7136-12-13.
Стороны пришли к соглашению, что общая стоимость передаваемого покупателю объекта составляет 1 200 000 рублей (пункт 3.1. договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора стороны пришли к соглашению, что оплата стоимости объекта по договору осуществляется путем оплаты стоимости объекта продавцу, в следующем порядке: денежные средства в сумме, указанной в пункте 3.1 договора, в день подписания договора будут помещены в банковскую ячейку в АО "МИнБанк" договора N К-229-12112021, до регистрации перехода права собственности на земельный участок от продавца к покупателю. Продавец получает право единоличного доступа к указанным средствам после предоставления в банк выписки ЕГРН, в которой указано, что право собственности на земельный участок принадлежит покупателю.
В материалы дела представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от 12.11.2021 N 1 об оплате Предпринимателем Обществу по договору купли-продажи от 12.11.2021 (1 200 000 рублей).
Посчитав, что договор заключен с нарушением требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и статьи 4 Закона Владимирской области от 12.03.2007 N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" (далее - Закон N 19-ОЗ), Администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Согласно части 1 статье 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В част 2 данной статьи предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей (часть 3 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
По смыслу названных положений с учетом статей 435 и 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное извещение не является формальной обязанностью продавца уведомить орган государственной власти о намерении продать земельный участок, а направлено именно на реализацию преимущественного права субъекта Российской Федерации приобрести в собственность земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения.
На основании часть 4 статьи 8 Закона N 101-ФЗ сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Из материалов дела следует, что Общество направило в адрес Администрации района письмо от 30.08.2021 о продаже участка по цене 150 000 рублей и в течение 30 дней получило согласие на его приобретение от Администрации района (письмо от 24.09.2021 N 01-19-6153).
Вместе с тем, в материалы дела представлено уведомление от 08.10.2021, полученное Администрацией района 08.10.2021, о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения уже по цене 1 200 000 рублей, в ответ на которое Администрация района сообщила о ранее полученном уведомлении и наличии положительного ответа на него.
Общество 25.10.2021 направило в адрес Администрации района письмо об отзыве уведомления о продаже участка по цене 150 000 рублей, просило считать верным уведомление от 08.10.2021 о продаже земельного участка по цене 1 200 000 рублей, уведомление получено 01.11.2021 входящий N 892-01-19.
Однако ни Закон N 101-ФЗ, ни Закон N 119-ОЗ не предусматривают право собственника земельного участка после получения согласия на приобретение земли направлять уведомление о продаже участка по иной цене, согласованной сторонами. Закон предусматривает направление нового уведомления в случае отказа от приобретения участка и в случае продажи земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора, тогда продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
В рассмотренном случае Администрация района в тридцатидневный срок после получения уведомления от 08.10.2021 направила в срок письмо о том, что ранее уже давала согласие на приобретение земельного участка и в течение 30 дней с момента получения уведомления об отзыве (от 01.11.2021) выразила свое явное согласие на приобретение участка (письмо от 22.11.2021 N 01-19-7443).
Кроме того, из материалов дела также усматривается, что Общество 07.10.2021 направило в Минсельхоз предложение (уведомление) о продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения по цене 150 000 рублей (входящий от 07.10.2021), тогда как истцу - уведомление о продаже участка по цене 1 200 000 рублей.
Таким образом, суды правомерно сочли, что истцом не пропущен тридцатидневный срок направления уведомления о согласии на приобретение земельного участка, предусмотренный статьей 8 Закона N 101-ФЗ.
Доводы заявителя том, что Администрация района не наделена правом преимущественного права покупки, равно как и не наделена правом принятия решений от имени Владимирской области, при том, что Минсельхоз и Администрация отказались от приобретения спорного участка, несостоятельным.
В соответствии со статьей 4 Закона N 19-ОЗ право принятия решений от имени Владимирской области в случаях, установленных статьями 5 и 8 Закона N 101-ФЗ, предоставлено администрации Владимирской области.
Постановлением администрации Владимирской области от 02.08.2017 N 626 "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты области" с 03.08.2017 осуществление действий по реализации преимущественного права Владимирской области на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или отказу от этого права в соответствии со статьей 8 Закона N 101-ФЗ отнесено к функциям Минсельхоза.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 19-ОЗ в случае, установленном статьей 8 Закона N 101-ФЗ, при отказе администрации Владимирской области от преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки этого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов, имеют муниципальные образования.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о нарушении Обществом при продаже земельного участка преимущественного права покупки, установленного статьей 8 Закона N 101-ФЗ, в связи с чем правомерно сочли спорный договор купли-продажи недействительной (ничтожной) сделкой, при которой стороны данной сделки должны быть приведены в первоначальное положение, которое существовало до ее совершения, а именно возврату Обществу земельного участка, а Предпринимателю - уплаченных денежных средств.
Оснований для иного вывода у суда округа исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и правоотношений сторон, не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по делу N А11-9699/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гиесова Рауфа Садриевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 4 Закона N 19-ОЗ в случае, установленном статьей 8 Закона N 101-ФЗ, при отказе администрации Владимирской области от преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки этого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов, имеют муниципальные образования.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о нарушении Обществом при продаже земельного участка преимущественного права покупки, установленного статьей 8 Закона N 101-ФЗ, в связи с чем правомерно сочли спорный договор купли-продажи недействительной (ничтожной) сделкой, при которой стороны данной сделки должны быть приведены в первоначальное положение, которое существовало до ее совершения, а именно возврату Обществу земельного участка, а Предпринимателю - уплаченных денежных средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2023 г. N Ф01-6710/23 по делу N А11-9699/2022