г. Нижний Новгород |
|
14 ноября 2023 г. |
Дело N А17-3715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А17-3715/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компании "Веллтекс Иваново" (ИНН: 3702672249, ОГРН: 1123702011510)
о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ИНН: 3731001044, ОГРН: 1023700547584)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Компания "Веллтекс Иваново" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее - Фонд) от 05.04.2023 N 370023100020803 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об обязании установить на 2022 год класс профессионального риска и соответствующий страховой тариф в соответствии с фактическим основным видом экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, пункт 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55. Фонд указывает, что Общество в установленный срок (до 15.04.2022) и до даты вынесения уведомления об установлении ему страхового тарифа на 2022 год не представило документы, подтверждающие основной вид деятельности. Таким образом, Обществу правомерно установлен страховой тариф исходя из вида экономической деятельности наиболее высокого класса профессионального риска в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), указанными в отношении страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Пересмотр страхового тарифа действующим законодательством не предусмотрен.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество не представило в установленный законодательством срок (до 15.04.2022) документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, в связи с чем Фонд направил ему уведомление от 23.04.2022 об установлении ему страхового тарифа в размере 3,4 процента исходя из вида деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" (код 77.3 ОКВЭД), относящегося к 22 классу профессионального риска.
Общество 20.09.2022 представило в Фонд документы о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год - оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами (код 46.4 ОКВЭД).
Фонд провел камеральную проверку представленного Обществом 20.01.2023 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2022 год, по итогам которой составил акт от 27.02.2023 N 370023100020801.
В ходе проверки установлено неправомерное применение страхователем страхового тарифа в размере 0,2 процента вместо 3,4 процента, что повлекло доначисление страховых взносов за период с 01.10.2022 по 31.12.2022.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя Фонд принял решение от 05.04.2023 N 370023100020803 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 54 944 рублей 67 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 274 723 рублей 36 копеек.
Общество не согласилось с решением Фонда и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О, Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что отнесение Общества к классу профессионального риска, который не соответствует виду фактически осуществляемой им экономической деятельности, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы страхователя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (пункт 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами N 713.
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (пункт 8 Правил N 713).
На основании пункта 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В пункте 2 Порядка N 55 указано, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В силу пункта 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержится и в пункте 13 Правил N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Обществом не представлены документы, подтверждающие основной вид деятельности для установления страхового тарифа на 2022 год, в срок, установленный в пункте 3 Порядка N 55.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Суды установили, что после получения уведомления Общество 20.09.2022 направило в форме электронного документа в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, необходимые для установления страхового тарифа на 2022 год в размере 0,2 процента, исходя из фактически осуществляемого им основного вида экономической деятельности "Торговля оптовая непродовольственными товарами" (код 46.4 ОКВЭД), относящегося к 1 классу профессионального риска, в отношении которого применяется страховой тариф 0,2 процента.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для установления Обществу страхового тарифа в размере 3,4 процента и правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неверном понимании норм материального права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А17-3715/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Обществом не представлены документы, подтверждающие основной вид деятельности для установления страхового тарифа на 2022 год, в срок, установленный в пункте 3 Порядка N 55.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Суды установили, что после получения уведомления Общество 20.09.2022 направило в форме электронного документа в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, необходимые для установления страхового тарифа на 2022 год в размере 0,2 процента, исходя из фактически осуществляемого им основного вида экономической деятельности "Торговля оптовая непродовольственными товарами" (код 46.4 ОКВЭД), относящегося к 1 классу профессионального риска, в отношении которого применяется страховой тариф 0,2 процента."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф01-6839/23 по делу N А17-3715/2023