г. Нижний Новгород |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А29-8163/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А29-8163/2022,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИК Проект" (ИНН: 7810863960, ОГРН: 1127847171572)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
о признании недействительным решения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИК Проект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) от 29.03.2022 N РНП-11-55, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - Служба).
Решением суда от 03.06.2023.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 решение отменено, заявление Общества удовлетворено.
Управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил подпункты "а", "в" пункта 3 части 5 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ). Часть 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) подлежит применению при направлении решения об одностороннем отказе исполнения контракта исполнителю, а дата надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется с учетом подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, а не пунктов 1, 2 части 12.2 Закона о контрактной системе. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба и Общество в отзывах отклонили доводы заявителя жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Служба (заказчик) и Общество (исполнитель) 12.10.2020 заключили контракт N 75/20 на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель обязуется выполнить работы по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений" (далее - объект) согласно заданию, являющемуся приложением 1 к контракту, и исходно-разрешительной документации для выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта выполнение работ производится исполнителем собственными и (или) привлеченными силами в два этапа: первый - выполнение инженерных изысканий, второй - выполнение работ по обследованию строительных конструкций и подготовке проектной документации для строительства объекта.
В силу пункта 1.5 контракта источник финансирования - Республиканский бюджет Республики Коми.
Распределение финансирования по годам выполнения работ: 2020 год - 0 рублей, 2021 год - 6 037 251 рубль 48 копеек.
Место передачи документации заказчику - по месту нахождения заказчика по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 78, каб. 71 (пункт 1.7 контракта).
Согласно пункту 2.3 контракта документация должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней строительными нормами и правилами (СНиП), сводами правил (СП), техническими регламентами и другими нормативными документами, действующими на момент передачи результата работ заказчику. Состав проектной документации должен соответствовать требованиям части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что результатом выполненной работы по контракту является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В разделе 3 контракта отражены сроки выполнения работ: начало работ - с даты заключения контракта; завершение работ - 01.04.2021, в том числе по этапам: первый - 07.12.2020, второй - 01.04.2021.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта цена контракта составляет 6 037 251 рубль 48 копеек, в том числе по первому этапу - 629 224 рубля 30 копеек, по второму этапу - 5 408 027 рублей 18 копеек.
Пунктом 5.1 Контракта предусмотрены обязанности заказчика:
- в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта направить исполнителю на электронный адрес info@vikproject.com с сопроводительным письмом исходно-разрешительную документацию, указанную в задании (приложение 1 к контракту) для выполнения работы. Исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения исходно-разрешительной документации направить заказчику на электронный адрес gky_sez_rk@minstroy.rkomi.ru подтверждение о ее получении и (или) замечания по составу и содержанию;
- направить разработанную исполнителем проектную документацию, результаты обследовательских работ и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и разделом 6 контракта;
- осуществлять приемку результата выполненной работы по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением N 4 к контракту и его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;
- оплачивать выполненные по контракту работы в размере и сроки, установленные контрактом.
В пункте 5.2.7 контракта предусмотрено, что исполнитель в рамках контракта обязан в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной документации после доработки документации оплатить проведение повторной экспертизы за свой счет.
Согласно пункту 6.1.9 контракта факт передачи заказчику исполнителем документации по первому этапу в полном объеме и надлежащего качества оформляется путем подписания сторонами акта сдачи-приемки результата работ (приложение 3 к контракту).
Пунктом 6.2 контракта определены условия приемки результата выполненной работы по второму этапу, по завершении работы - в срок до 01.04.2021 исполнитель направляет заказчику:
- результаты обследовательских работ, проектную документацию, рабочую документацию (далее - документация по второму этапу) в электронном виде на диске и 1 экземпляр на бумажном носителе в составе, определенном соответствующим пунктом задания (приложение 1 к контракту) для проведения государственной экспертизы. Документация передается уполномоченному представителю заказчика по доверенности на основании накладной;
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования членом, которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации, действительную на дату передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий заказчику (подпункт "к" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145).
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования составляет один месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6.2.2 контракта заказчик в течение 10 рабочих дней с даты получения от исполнителя документации по второму этапу обязан проверить ее на соответствие заданию в части объема и комплектности и подписать накладную, либо представить исполнителю письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе).
В силу пункта 6.2.3 контракта в случае оформления заказчиком уведомления об отказе исполнитель в течение 3 рабочих дней с даты получения уведомления об отказе обязан устранить недостатки и повторно направить документацию заказчику.
Согласно пункту 6.2.4 контракта факт передачи заказчику исполнителем документации в полном объеме оформляется путем подписания сторонами акта о передаче документации по второму этапу для проведения государственной экспертизы (приложение 2 к контракту).
Для проведения проверки документации по второму этапу на соответствие ее требуемому качеству заказчик в течение 3 рабочих дней с даты подписания сторонами акта о передаче документации по второму этапу для проведения государственной экспертизы (приложение 2 к контракту) направляет проектную документацию, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, в том числе сметную документацию, в АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми" (пункт 6.2.5 контракта).
В соответствии с пунктом 6.2.6 контракта в течение 10 дней после поступления в адрес исполнителя от заказчика уведомления о получении положительного заключения государственной экспертизы о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; о соответствии проектной документации требованиям, предусмотренным частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, исполнитель передает заказчику по накладной откорректированную по замечаниям государственной экспертизы документацию по второму этапу в электронном виде и на бумажном носителе в составе и количестве экземпляров согласно соответствующему пункту задания, являющегося неотъемлемой частью контракта (приложение 1 к контракту).
Согласно пункту 6.2.7 контракта для проверки представленной исполнителем документации по II этапу в части ее соответствия условиям контракта заказчик собственными силами проводит экспертизу в порядке и сроки, указанные в пункте 6.2.8 контракта.
Пунктом 6.2.8 Контракта предусмотрено, что заказчик в течение пяти рабочих дней с даты получения от исполнителя документации по второму этапу обязан проверить ее на соответствие заданию в части объема и комплектности; рабочую документацию - на соответствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, и подписать накладную, либо представить исполнителю письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе).
Факт передачи заказчику исполнителем документации по второму этапу в полном объеме и надлежащего качества оформляется путем подписания сторонами акта сдачи-приемки результата выполненной работы по второму этапу (приложение 3 к контракту) (пункт 6.2.9 контракта).
Согласно пункту 6.3 контракта обязательства исполнителя по контракту считаются исполненными после подписания заказчиком актов сдачи-приемки результата выполненной работы по первому и по второму этапам.
В соответствии с разделом 10 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно пункту 12.2 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.
Приложением N 1 к контракту утверждено задание на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений".
Дополнительным соглашением от 31.03.2021 N 1 к контракту на основании замечаний АУ РК "Управление госэкспертизы РК", полученных в ходе проведения государственной экспертизы по первому этапу исполнения контракта, и в связи с необходимостью предоставления на государственную экспертизу совместно с результатами инженерных изысканий материалов по обследованию строительных конструкций, стороны договорились изложить, в том числе пункт 1.2 контракта в новой редакции: первый этап - выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по обследованию строительных конструкций; второй этап - выполнение работ по подготовке проектной документации для строительства объекта.
Пункт 6.1 контракта изложен в следующей редакции: приемка результата выполненной работы по 1 этапу производится заказчиком в следующем порядке и сроки: 6.1.1. по завершении работ по 1 этапу исполнитель направляет заказчику результаты инженерных изысканий и обследовательских работ в электронном виде в составе, определенном пунктом 45.12 задания для проведения государственной экспертизы. - результаты инженерных изысканий исполнитель направляет заказчику в срок до 07.12.2020; результаты обследовательских работ исполнитель направляет заказчику в срок, установленный пунктом 6 графика выполнения работ (приложение 4 к контракту).
Пункт 6.2.1 контракта изложен в следующей редакции "по завершению работ по второму этапу - в срок до 01.04.2021 исполнитель направляет заказчику проектную документацию, рабочую документацию в электронном виде в составе, определенном пунктом 45.12 задания для проведения государственной экспертизы".
Письмом от 25.01.2022 Служба уведомила Общество, что в случае непредставления проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений" с внесенными изменениями согласно выводам отрицательного заключения государственной экспертизы от 24.12.2021 N 11-1- 2-2-082830-2021 до 07.02.2022 Учреждение оставляет за собой право на односторонний отказ от исполнения Контракта.
Письмом от 28.01.2022 N 69/01-22 Общество направило заказчику на рассмотрение и согласование откорректированный генеральный план согласно замечаниям отрицательного заключения государственной экспертизы от 24.12.2021. Письмом от 01.02.2022 N 81/02-22 подрядчик направил Учреждению на рассмотрение и согласование новые объемно-планировочные решения согласно замечаниям отрицательного заключения государственной экспертизы от 24.12.2021. Письмом от 08.02.2022 N 143/02-22 Общество сообщило заказчику, что передача документации в адрес Службы будет произведена 15.02.2022 для дальнейшей загрузки в АУ РУ "Управление госэкспертизы РК", также направлены объемно-планировочные решения и генеральный план, которые ООО "ВИК Проект" передало в адрес АУ РУ "Управление госэкспертизы РК" на экспертную оценку.
Письмом от 15.02.2022 N 158/02-22 ООО "ВИК Проект" передало заказчику документацию на проверку для последующей экспертной оценки. Письмом от 25.02.2022 N 06-06/206 Учреждение отказало в принятии документации для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с тем, что представленная письмом от 15.02.2022 N 158/02-22 проектная документация не содержит изменений согласно выводам отрицательного заключения государственной экспертизы от 24.12.2021. Служба требовала устранить замечания, перечисленные в указанном письме, в максимально короткий срок и предоставить проектную и рабочую документацию, откорректированную с учетом замечаний.
Письмом от 16.03.2022 N 06-06/275 Учреждение отказало в принятии документации для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с тем, что в проектной документации, представленной письмом от 03.03.2022 N 195/03-22, выявлен ряд замечаний. ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" требовало устранить замечания, перечисленные в указанном письме, до 18.03.2022 предоставить проектную и рабочую документацию, откорректированную с учетом всех замечаний.
Письмом от 21.03.2022 Учреждение отказало в принятии документации для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с тем, что в представленной письмом от 21.03.2022 N 229/03-22 проектной документации выявлены ряд замечаний.
В связи с невыполнением Обществом взятых на себя обязательств по контракту, заказчик 24.02.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного выше контракта.
В Управление 22.03.2022 поступило обращение Службы от 22.03.2022 N 02-44/141 о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения Контракта.
Изучив представленные Службой материалы, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества факта недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по контракту, в связи с чем вынесло решение от 29.03.2022 N РНП-11-55 о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Общество оспорило решение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1078, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование, поскольку посчитал решение Управления незаконным.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному ненормативному правовому акты, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон N 44-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона N 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного закона.
В части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
В силу пункта 11 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включаются информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе, информация о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен Правилами N 1078.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (подпункт "в" пункта 15 Правил N 1078).
Порядок расторжения контракта в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 регулировался положениями Закона N 360-ФЗ.
В силу пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В рассматриваемом деле судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что решение от 24.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено обществу 25.03.2022, на дату обращения в антимонопольный орган срок хранения почтового отправления, содержащего решение Службы от 24.02.2022 N 02-27/95 об одностороннем отказе от исполнения контракта не истек, в связи с чем у заказчика отсутствовали основания для исчисления даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, по истечении пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок соответствующего решения.
Между тем при принятии решения о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта и законности такого отказа, а должен провести проверку информации и документов на наличие фактов, подтверждающих именно недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Санкции, применяемые государственными органами, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Указанные правовые позиции отражены в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом суд проверяет законность принятого антимонопольным органом решения, основываясь на исследованных им обстоятельствах. Суд не подменяет орган публичной власти, не должен исследовать дополнительные обстоятельства и доказательства, дополнительно оценивать добросовестность (недобросовестность) подрядчика, делать выводы о направленности его поведения, виновности.
Управление в решении о включении сведений об Обществе в Реестр не исследовало вопрос соблюдения процедуры расторжения контракта, не дало оценки правомерности применения подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ для определения даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от контракта, а также своевременности направления Учреждением 22.03.2022 обращения о включении сведений об Обществе в Реестр.
При таких обстоятельствах принятое антимонопольным органом решение от 29.03.2022 не может быть признано мотивированным, обоснованным и законным.
Довод заявителя о том, что в решении Арбитражного суда Республики Коми от 27.02.2023 по делу N А29-7641/2022 установлен факт ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по контакту от 12.10.2020 N 75/20 и содержится вывод о расторжении контракта с 22.03.2022, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа в связи с тем, что данное обстоятельство не освобождает антимонопольный орган от нормативно установленной обязанности проведения проверки и исследования всех вышеперечисленных обстоятельств. Антимонопольный орган, являясь органом контроля, принимая решение о применении в отношении подрядчика законодательно установленной санкции за недобросовестное поведение, должен провести проверку и дать оценку обстоятельствам получения подрядчиком решения об одностороннем отказе, установить дату надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении именно применительно к установлению недобросовестности (добросовестности) подрядчика и неукоснительного соблюдения заказчиком процедуры одностороннего отказа и уведомления. Отсутствие результатов такой оценки в решении антимонопольного органа не может быть восполнено судом и свидетельствует о неполноте исследования ответчиком юридически значимых обстоятельств.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно признал решение Управления о включении сведений об Обществе в Реестр незаконным, то есть удовлетворил заявленное требование.
Выводы суда основаны на материалах дела, не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А29-8163/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что в решении Арбитражного суда Республики Коми от 27.02.2023 по делу N А29-7641/2022 установлен факт ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по контакту от 12.10.2020 N 75/20 и содержится вывод о расторжении контракта с 22.03.2022, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа в связи с тем, что данное обстоятельство не освобождает антимонопольный орган от нормативно установленной обязанности проведения проверки и исследования всех вышеперечисленных обстоятельств. Антимонопольный орган, являясь органом контроля, принимая решение о применении в отношении подрядчика законодательно установленной санкции за недобросовестное поведение, должен провести проверку и дать оценку обстоятельствам получения подрядчиком решения об одностороннем отказе, установить дату надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении именно применительно к установлению недобросовестности (добросовестности) подрядчика и неукоснительного соблюдения заказчиком процедуры одностороннего отказа и уведомления. Отсутствие результатов такой оценки в решении антимонопольного органа не может быть восполнено судом и свидетельствует о неполноте исследования ответчиком юридически значимых обстоятельств.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 декабря 2023 г. N Ф01-8260/23 по делу N А29-8163/2022