г. Нижний Новгород |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А29-3725/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-3725/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании выполнить работы.
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - Общество) об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 2,9665 гектара.
Иск предъявлен на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (действовало до 01.09.2022, отменено в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897) и мотивирован тем, что арендатор нарушил условия договора, в частности, не выполнил лесовосстановительные мероприятия.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 23.06.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023, удовлетворил иск.
Суды исходили из того, что Общество не исполнило возложенную на него законодательством обязанность по проведению работ по лесовосстановлению.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства отказать.
По мнению кассатора, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению с учетом условий договора возникает после окончания эксплуатации ВЛ-20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва". Заявитель указывает, что осуществляемый им вид лесопользования - использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации), попадает под действие пункта 1 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Общество не обязано осуществлять работы по лесопользованию.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Общество направило в суд округа ходатайство, в котором просило провести судебное заседание без участия представителя. Суд удовлетворил это ходатайство.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 20.08.2020 N С0990513/35/20-АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2,9665 гектара, расположенный по адресу Республика Коми, муниципальный район "Печора", государственное учреждение "Печорское лесничество", Левобережное участковое лесничество, квартал 182 (выдел 17, 23), квартал 189 (выдел 11, 12, 13, 16, 33), категория защитности "эксплуатационные леса", вид разрешенного использования "строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов".
Арендатору предоставляется лесной участок "для строительства линейных объектов: Реконструкция ВЛ-20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва" в Печорском районе Республики Коми" (пункты 1.1, 1.2 договора).
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В пункте 5.7 Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 1918 от 29.10.2020 (заключение государственной экспертизы N 409-ЛЗ) (далее - Проект освоения лесов), указано, что лесовосстановление на арендном участке будет осуществляться после окончания эксплуатации и демонтажа ВЛ20 кВ N 3, ТП-20/0,4 кВ "новая".
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка земель лесного фонда от 10.09.2021 арендодателю в связи с завершением строительства объекта передан лесной участок по Договору площадью 2,9218 гектара. Лесной участок площадью 0,0447 гектара востребован в производстве Общества под эксплуатацию ВЛ-20 кВ N 3 (пункты 2, 3 акта).
В соответствии с приказом Министерства от 19.11.2021 N 1824 лесной участок площадью 2,9218 гектара принят истцом от Общества.
Приказом Министерства от 06.12.2021 N 1936 Обществу предоставлен в аренду лесной участок площадью 0,0447 гектара (сроком по 30.06.2070) с местоположением земель лесного фонда - государственное учреждение "Печорское лесничество", Левобережное участковое лесничество, кварталы 182, 189, для эксплуатации ВЛ20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва" в Печорском районе Республики Коми (Газпром трансгаз Ухта, ООО Дог:N56-00094П/19 от 23.07.2019) (ВЛ-20кВ 1,5 км)" (код ИП 002-52-1-01.31-0041), "Строительство ТП 20/0,4кВ "новая" в Печорском районе Республики Коми (Газпром трансгаз Ухта, ООО Дог:N56- 00094П (ТП 0,063 МВА)" (код ИП 002-52-2-03,31-0361) для нужд ПО "ПЭС" филиала Общества в Республике Коми.
Между Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 08.12.2021 N С0990513/52/21-A3 площадью 0,0447 гектара.
Истец 01.03.2023 направил ответчику претензию и уведомил о необходимости в тридцатидневный срок со дня получения претензионного письма выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 2,9665 гектара.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшей на дату заключения договора, было предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного кодекса.
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1.
Согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила от 07.05.2019 N 566 (действующие в спорный период).
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 названного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 указанного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 данного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 названных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 данного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ указанный закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного кодекса.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного закона.
Таким образом, действие соответствующих положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, об обязанности обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, распространилось на отношения сторон по договору от 20.08.2020.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется, в том числе, на случаи использования лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем, довод кассатора о том, что осуществляемый им вид лесопользования - использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, попадает под действие пункта 1 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом округа. Общество пользуется землями лесного фонда на основании договора аренды, однако часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации применяется в случаях, когда лесной участок используется без договора, сервитута или публичного сервитута.
Учитывая внесенные Законом N 303-ФЗ в статью 63.1 путем ее дополнения частью 7 изменения с приданием им обратной силы, устанавливающие случаи, при которых лица, использующие леса, освобождаются от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требования об осуществлении лесовосстановительных работ является фактически осуществляемый арендатором лесного участка вид деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество, использующее лес в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации, в нарушение действующего лесного законодательства не исполнило возложенную на него обязанность по проведению работ по лесовосстановлению, в связи с чем правомерно удовлетворили иск.
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств и норм права, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или ошибки.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является, поскольку такая позиция заявителя направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-3725/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется, в том числе, на случаи использования лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем, довод кассатора о том, что осуществляемый им вид лесопользования - использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, попадает под действие пункта 1 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом округа. Общество пользуется землями лесного фонда на основании договора аренды, однако часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации применяется в случаях, когда лесной участок используется без договора, сервитута или публичного сервитута.
Учитывая внесенные Законом N 303-ФЗ в статью 63.1 путем ее дополнения частью 7 изменения с приданием им обратной силы, устанавливающие случаи, при которых лица, использующие леса, освобождаются от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требования об осуществлении лесовосстановительных работ является фактически осуществляемый арендатором лесного участка вид деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество, использующее лес в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации, в нарушение действующего лесного законодательства не исполнило возложенную на него обязанность по проведению работ по лесовосстановлению, в связи с чем правомерно удовлетворили иск."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2023 г. N Ф01-8121/23 по делу N А29-3725/2023