г. Киров |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А29-3725/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Мельниковой Л.В., действующей на основании доверенности от 20.02.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного обществу "Россети Северо-Запад"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 по делу N А29-3725/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании выполнить работы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - Компания, ответчик, заявитель) об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 2, 9665 га в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 по делу N А29-3725/2023 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства отказать.
По мнению заявителя жалобы, обязанность сетевой организации выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению с учетом условий договора возникает после окончания эксплуатации ВЛ-20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва". Ответчик пояснил, что возвращенный Компанией участок площадью 2,9218 га, являющийся частью земельного участка по договору, в настоящее время фактически используется в силу закона для обслуживания охранной зоны. Ссылаясь на статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Компания настаивает, что в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на момент заключения договора, положениями самого договора и проекта освоения лесов работы по лесовосстановлению на арендном участке площадью 2,9665 га в рамках заключенного договора должны быть осуществлены после окончания эксплуатации ВЛ-20 кВ N 3, эксплуатация которой ответчиком до настоящего времени не завершена. Заявитель отмечает, что в рассматриваемом случае договором предусмотрена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке, в том числе в соответствии с проектом освоения лесов; заключив данный договор, истцом и ответчиком были согласованы все его условия, в том числе подпункт "л" пункта 3.4.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
От Компании поступило ходатайство о проведении судебного заседания в форме онлайн-конференции. Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Компанией (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 20.08.2020 N С0990513/35/20-АЗ (далее - договор, л.д. 10-14), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2, 9665 га, расположенный по адресу: Республика Коми, МР "Печора", ГУ "Печорское лесничество", Левобережное участковое лесничество, квартал 182 (выдел 17,23), квартал 189 (выдел 11, 12,13, 16,33), категория защитности: эксплуатационные леса, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Арендатору предоставляется лесной участок с целью: для строительства линейных объектов: Реконструкция ВЛ-20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва" в Печорском районе Республики Коми (п. 1.1, 1.2 договора).
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В пункте 5.7 Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 1918 от 29.10.2020 (заключение государственной экспертизы N 409-ЛЗ) (далее - Проект освоения лесов), указано, что лесовосстановление на арендном участке будет осуществляться после окончания эксплуатации и демонтажа ВЛ-20 кВ N 3, ТП-20/0,4 кВ "новая".
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка земель лесного фонда от 10.09.2021 арендодателю в связи с завершением строительства объекта передан лесной участок по Договору площадью 2,9218 га. Лесной участок площадью 0,0447 га востребован в производстве Общества под эксплуатацию ВЛ-20 кВ N 3 (пункты 2, 3 акта).
В соответствии с приказом Министерства от 19.11.2021 N 1824 лесной участок площадью 2,9218 га принят истцом от Компании.
Приказом Министерства от 06.12.2021 N 1936 Компании предоставлен в аренду лесной участок площадью 0,0447 га (сроком по 30.06.2070) с местоположением земель лесного фонда - ГУ "Печорское лесничество", Левобережное участковое лесничество, кварталы 182, 189 для эксплуатации ВЛ-20 кВ N 3 от ПС 110/20/10 "Кожва" в Печорском районе Республики Коми (Газпром трансгаз Ухта, ООО Дог:N56-00094П/19 от 23.07.2019) (ВЛ-20кВ 1,5 км)" (код ИП 002-52-1-01.31-0041), "Строительство ТП 20/0,4кВ "новая" в Печорском районе Республики Коми (Газпром трансгаз Ухта, ООО Дог:N56-00094П (ТП 0,063 МВА)" (код ИП 002-52-2-03,31-0361) для нужд ПО "ПЭС" филиала ПАО "Россети Северо-Запад" в Республике Коми. Между Министерством и Компанией заключен договор аренды лесного участка от 08.12.2021 N С0990513/52/21-A3 площадью 0,0447 га.
Претензией от 01.03.2023 N 111 истец указал ответчику на необходимость в тридцатидневный срок со дня получения претензионного письма выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 2, 9665 га (л.д. 7).
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке соответствующие мероприятия ответчиком исполнены не были, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшей на дату заключения договора, было предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта лесовосстановления вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации также был дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, действительно, как правомерно указывает ответчик, законодательством, действовавшим на дату заключения договора, обязанность по лесовосстановлению не распространялась на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, ранее действовавшее исключение в части нераспространения обязанности по проведению компенсационного лесовосстановления на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, новой редакции статьи 63.1 Лесного кодекса Российской исключено.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Исходя из изложенного, действие соответствующих положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, об обязанности обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, распространилось на отношения сторон по договору от 20.08.2020.
Указанное подтверждается правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации.
Так, исходя из определения Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев) осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 также указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил N 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
С учетом приведенных норм права и позиции Верховного суда Российской Федерации, Компания, использующая лес в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов) и которой для строительства линейного объекта предоставлялся в аренду лесной участок, обязана выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Ссылка заявителя жалоба на положения заключенного сторонами договора и Проекта освоения лесов апелляционным судом отклоняется, поскольку требования в рамках настоящего дела заявлены истцом применительно к действию новых императивных норм лесного законодательства, регламентирующих порядок проведения компенсационного лесовосстановления, распространивших своё действие на отношения, возникшие до введения их в действие (пункт 1 статья 4, пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Поскольку Компания не исполнила возложенную на нее законодательством как на лицо, использующее лесной участок в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса, обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Министерством требование об обязании Компании выполнить выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 2, 9665 га.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права, в связи с чем основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения не усматриваются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2023 по делу N А29-3725/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного обществу "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3725/2023
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ПАО "Россети Северо-Запад"