Нижний Новгород |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А39-10030/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Дзюбан К.С. по доверенности от 10.01.2024,
от ответчика: Люльковой В.Н. по доверенности от 20.01.2023,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023
по делу N А39-10030/2022 Арбитражного суда Республики Мордовия,
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ИНН 1326134322)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Кидяеву Сергею Васильевичу (ИНН 130801355889)
о взыскании 6 272 600 рублей, составляющих сумму предоставленного гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянского фермерского хозяйства (КФХ),
и установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Кидяеву Сергею Васильевичу (далее - Предприниматель, Глава крестьянского хозяйства) о взыскании 6 272 600 рублей, составляющих сумму предоставленного ответчику гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянского фермерского хозяйства (КФХ).
Решением от 15.06.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 27.12.2023 решение суда изменено. Исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Предпринимателя в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия сумму полученного в рамках соглашения от 17.05.2017 N 3 гранта - 1 536 787 рублей; в удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд нарушил нормы материального и процессуального права. Министерство настаивает, что Предприниматель нарушил такой целевой показатель результативности использования гранта, как создание постоянных рабочих мест для трех человек. С Министерства неправомерно взысканы расходы на уплату государственной пошлины.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Предприниматель отзыв на кассационную жалоб у не представил, его представитель в судебном заседании отклонил доводы заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Мордовия.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" и Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 73 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок).
В силу пункта 5 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство.
В соответствии с данным Порядком между Министерством и Предпринимателем на конкурсной основе заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и достижении показателей результативности от 17.05.2017 N 3 (далее - соглашение).
На основании пункта 1.1 соглашения Министерство предоставляет крестьянскому (фермерскому) хозяйству из средств республиканского бюджета Республики Мордовия грант на цели, указанные в приложении 1, и на достижение им показателей результативности согласно приложению 2 соглашения.
Показателями результативности использования гранта являются:
1) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления гранта;
2) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших грантовую поддержку (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 1.3 соглашения грант предоставляется в размере 6 272 600 рублей и не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год.
Источником предоставления гранта является республиканский бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (пункт 1.4 соглашения).
В разделе 2 соглашения определены права и обязанности сторон, в том числе обязанность получателя гранта соблюдать цели, порядок и условия предоставления гранта, установленные Порядком; обеспечивать достижение значений показателей результативности, указанных в приложении 3 к соглашению; обеспечить возврат гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования, предусмотренного пунктом 2.2.4 соглашения, путем перечисления в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученного гранта в полном объеме; представлять годовой отчет по формам N 1-КФХ и N 2-КФХ в срок до 20 марта года, следующего за отчетным годом; в срок до 10 января, следующего за отчетным годом, отчет о выполнении значений показателей результативности.
В случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, нецелевого использования гранта крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта в соответствующие бюджеты (пункт 3.5 согласшения).
В случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, Крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка.
В приложении N 1 к соглашению указаны направления расходования гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Главы КФХ Караулова С.П., а именно: строительство кролиководческой фермы на 240 кроликоматок с оборудованием; строительство цеха для убоя и переработки кролика с оборудованием; приобретение поголовья (290 самок основное стадо, 10 самцов)
В приложении 2 к соглашению в качестве показателей результативности названы: создание постоянных рабочих мест для трех человек и прирост объема производственной сельскохозяйственной продукции на 10 %.
Показателями деятельности КФХ на 2017-2021 годы, исходя из приложения 3 к соглашению, являются производство мяса кролика на убой в живом весе в 2017 году - 5,8 тонн, в 2018 году - 43,6 тонн, в 2019, 2020, 2021 годах - по 49,1 тонн, прирост в процентном соотношении в 2021 году к 2017 году - 847 %.
По платежным поручениям от 17.05.2017 N 2022, от 03.08.2017 N 13202, от 26.09.2017 N 15293 грант перечислен в полном объеме - в размере 6 272 600 рублей.
Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия 29.10.2019 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись N 419132600182466 о смене Главы КФХ Караулова С.П. на Кидяева С.В. (письмо от 09.12.2022 N 10-1-06/27108).
По пояснениям истца из представленного КФХ отчета о выполнении показателей результативности по состоянию на 31.12.2020 следует, что ответчиком фактически произведено 214 ц скота на убой в живом весе, что составляет 44 % от необходимого обязательства отчетного года.
Указывая, что согласно представленному отчету по состоянию на конец 2020 года и 01.01.2021 не подтверждается соблюдение показателей количества продукции, истец обратился к ответчику с требованием от 08.02.2022 N 11-04/531 о возврате суммы гранта в течение 20 дней со дня получения требования.
Невыполнение требований Министерства послужило ему основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в полном объеме.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, вместе с тем изменил решение суда и взыскал с ответчика в пользу истца сумму полученного в рамках соглашения от 17.05.2017 N 3 гранта в размере 1 536 787 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 73 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок).
Пунктом 26 Порядка (в редакции на момент предоставления гранта) предусмотрено, что в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и/или непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные Планом, Министерство в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта в полном объеме.
Получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования обязан перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму полученного гранта в полном объеме.
В случае невозврата гранта в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 20 дней со дня получения письменного требования, Министерство обращается в суд, с целью его принудительного взыскания.
Согласно пункту 3.5 заключенного сторонами соглашения, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, нецелевого использования гранта крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта в соответствующие бюджеты.
В случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка. Размер возврата гранта рассчитывается по приведенной в названном пункте формуле.
Как следует из материалов дела, в приложении N 1 к соглашению указаны направления расходования гранта, а именно: строительство кролиководческой фермы на 240 кроликоматок с оборудованием; строительство цеха для убоя и переработки кролика с оборудованием; приобретение поголовья (290 самок - основное стадо, 10 самцов).
Материалы дела свидетельствуют и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что полученный грант использован по целевому назначению.
В приложении 2 к соглашению в качестве показателей результативности названы: создание постоянных рабочих мест для трех человек и прирост объема производственной сельскохозяйственной продукции на 10 %.
Показателями деятельности КФХ на 2017-2021 годы исходя из приложения 3 к соглашению являются производство мяса кролика на убой в живом весе, в частности, в 2020, 2021 годах - по 49,1 тонн.
Факт недостижения ответчиком установленных соглашением показателей деятельности в 2020 и в 2021 годах подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем материалы дела свидетельствуют о создании трех рабочих мест.
Апелляционный суд отметил, что допущенные Предпринимателем при заполнении отчета ошибки сами по себе данный факт не опровергают.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком подпункта 13 пункта 6 Порядка, в котором одним из условий предоставления гранта указано обязательство сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта, представил справку УФНС России по Республике Мордовия.
В данной справке (письмо УФНС России по Республике Мордовия от 22.02.2023 N 13-07/04340@) указано, что согласно предоставленной Предпринимателем налоговой отчетности численность работников составляет за 2019 год - 3 человека, за 2020 год - 3 человека, за 2021 год - 1 человек, за 2017 и 2018 год сведения о работниках отсутствуют.
Каких-либо претензий в отношении необходимого количества рабочих мест применительно к 2017-2019 годам со стороны Министерства не заявлялось.
На основании запроса суда первой инстанции отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия представлены сведения о переданных ответчиком данных в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и социального страхования", из которых следует, что форма СЗВ-М за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 предоставлена с численностью работников, составляющей в течение данного периода, за исключением сентября 2020 года, - 3 человека. В сентябре 2020 года отражена численность работников в количестве 2 человек.
В материалы дела Предпринимателем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Парваткина В.В., заявления работников, приказы, листки нетрудоспособности, трудовые договоры.
Апелляционный суд установил, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что в сентябре 2020 года в штате ответчика состояли сотрудники: Солдаткин В.С. (находился на больничном с 17.06.2020 по 08.10.2020, что подтверждается листками нетрудоспособности), Данилкин В.И. (находился на основании личного заявления и приказа в очередном отпуске в период с 01.09.2020 по 15.09.2020), Филатов О.И. (трудовой договор).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в отношении количества созданных рабочих мест применительно к периоду 2020 - 2021 годов в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у Предпринимателя в названный период постоянных рабочих мест для 3 человек и, соответственно, об отсутствии со стороны последнего нарушения подпункта 13 пункта 6 Порядка.
Факт недостижения ответчиком установленных соглашением показателей результативности в 2020 и в 2021 годах подтверждается материалами дела, в связи с чем суд апелляционной инстанции нашел правомерным привлечение Предпринимателя к ответственности в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности.
Исходя из произведенного Предпринимателем в порядке пункта 3.5 соглашения расчета, размер возврата гранта составляет 1 536 787 рублей.
Министерством арифметическая верность данного расчета не оспорена, контррасчет не представлен.
Учитывая недостижение ответчиком установленных соглашением показателей результативности в 2020 и в 2021 годах, суд апелляционной инстанции, проверив выполненный Предпринимателем расчет и, установив, что порядок расчета не противоречит условиям соглашения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования Министерства о возврате суммы полученного в рамках соглашения гранта в размере 1 536 787 рублей.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании с него апелляционным судом государственной пошлины признан судом округа несостоятельным, поскольку суд апелляционной инстанции взыскал с Министерства в пользу Учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А39-10030/2022 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
На основании запроса суда первой инстанции отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия представлены сведения о переданных ответчиком данных в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и социального страхования", из которых следует, что форма СЗВ-М за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 предоставлена с численностью работников, составляющей в течение данного периода, за исключением сентября 2020 года, - 3 человека. В сентябре 2020 года отражена численность работников в количестве 2 человек."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2024 г. N Ф01-1224/24 по делу N А39-10030/2022