г. Владимир |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А39-10030/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Мальковой Д.Г., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Кидяева Сергея Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.06.2023 по делу N А39-10030/2022, принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Кидяеву Сергею Васильевичу о взыскании 6 272 600 руб., в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Кидяеву Сергею Васильевичу(далее - Предприниматель) о взыскании 6 272 600 руб., составляющих сумму предоставленного ответчику гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянского фермерского хозяйства (КФХ).
Решением от 15.06.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме, а также взыскал с Предпринимателя в доход федерального бюджета 54 363 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Определениями от 12.10.2023, от 16.11.2023, от 07.12.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что требование о возврате суммы гранта от 08.02.2022 N 11-04/531 направлено Министерством лишь через год после предоставления Предпринимателем отчета за 2020 год, чем нарушен срок, предусмотренный пунктом 2.2.4 соглашения от 17.05.2017N3о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ и достижении показателей результативности (далее - Соглашение). Также считает, что судом первой инстанции не исследованы представленные в дело доказательства в отношении количества рабочих мест, которые свидетельствуют о фактическом исполнении ответчиком взятых на себя обязательств по созданию трех постоянных рабочих мест, а одновременное нахождение разных сотрудников в очередном отпуске и находящихся на листке нетрудоспособности не подтверждает несоблюдение Предпринимателем условий о предоставление гранта. Указал на то, что декларация, направленная ответчиком в Министерство, содержала техническую описку. По мнению заявителя, недостижение показателей результативности в силу пункта 3.5 названного выше соглашения подразумевает возврат не всей суммы гранта, а лишь пропорционально невыполнению показателя результативности. Пояснил, что освоение средств гранта достигло главной цели - увеличение объемов производства продукции в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404. Заявитель привел расчет размера возврата гранта согласно пункту 3.5 соглашения, который составляет 1 536 787 руб. Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему возразило по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в заседание суда от 21.12.2023 не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" и Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 73 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство.
В соответствии с данным Порядком между Министерством и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Карауловым Сергеем Павловичем (далее - Глава КФХ Караулов С.П.) на конкурсной основе заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и достижении показателей результативности от 17.05.2017 N 3 (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения Министерство предоставляет крестьянскому (фермерскому) хозяйству из средств республиканского бюджета Республики Мордовия грант на цели, указанные в приложении 1, и на достижение им показателей результативности согласно приложению 2 соглашения.
Показателями результативности использования гранта являются:
1) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления гранта;
2) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших грантовую поддержку (пункт 1.2 соглашения).
В силу пункта 1.3 соглашения грант предоставляется в размере 6 272 600 руб. и не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год.
Источником предоставления гранта является республиканский бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (пункт 1.4 соглашения).
В разделе 2 соглашения стороны определены права и обязанности сторон, в том числе обязанность получателя гранта соблюдать цели, порядок и условия предоставления гранта, установленные Порядком; обеспечивать достижение значений показателей результативности, указанных в приложении 3 к соглашению; обеспечить возврат гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования, предусмотренного пунктом 2.2.4 соглашения, путем перечисления в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученного гранта в полном объеме; представлять годовой отчет по формам N 1-КФХ и N 2-КФХ в срок до 20 марта года, следующего за отчетным годом; в срок до 10 января, следующего за отчетным годом, отчет о выполнении значений показателей результативности.
Согласно пункту 3.5 соглашения, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, нецелевого использования гранта крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта в соответствующие бюджеты.
В случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, Крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка.
Размер возврата гранта (V возврата) рассчитывается по формуле:
V (возврата) = V (гранта) * K
где: V (гранта) - размер гранта, предоставленного Крестьянскому (фермерскому) хозяйству в отчетном финансовом году; к - коэффициент возврата гранта.
Коэффициент возврата гранта рассчитывается по формуле: * где: Di - коэффициент выполнения i-ro показателя результативности использования гранта; m - количество показателей результативности.
В приложении N 1 к соглашению указаны направления расходования гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Главы КФХ Караулова С.П., а именно: строительство кролиководческой фермы на 240 кроликоматок с оборудованием; строительство цеха для убоя и переработки кролика с оборудованием; приобретение поголовья (290 самок основное стадо, 10 самцов)
В приложении 2 к соглашению в качестве показателей результативности названы: создание постоянных рабочих мест для 3 человек и прирост объема производственной сельскохозяйственной продукции на 10%.
Показателями деятельности КФХ на 2017-2021 годы, исходя из приложения 3 к соглашению, являются производство мяса кролика на убой в живом весе в 2017 году - 5,8 тонн, в 2018 году - 43,6 тонн, в 2019, 2020, 2021 годах - по 49,1 тонн, прирост в процентом соотношении в 2021 году к 2017 году - 847%.
По платежным поручениям от 17.05.2017 N 2022, от 03.08.2017 N 13202, от 26.09.2017 N 15293 грант перечислен в полном объеме - в размере 6 272 600 руб.
Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия 29.10.2019 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись N 419132600182466 о смене Главы КФХ (ОГРНИП 31546800016051) Караулова С.П. (ИНН 245400335474) на Кидяева С.В. (ИНН 130801355889) (письмо от 09.12.2022 N 10-1-06/27108).
По пояснениям истца, из представленного КФХ отчета о выполнении показателей результативности по состоянию на 31.12.2020 следует, что ответчиком фактически произведено 214 ц скота на убой в живом весе, что составляет 44% от необходимого обязательства отчетного года.
Указывая, что согласно представленному отчету по состоянию на конец 2020 года и 01.01.2021 не подтверждается соблюдение показателей количества продукции, истец обратился к ответчику с требованием от 08.02.2022 N 11-04/531 о возврате суммы гранта в течение 20 дней со дня получения требования.
Невыполнение требований истца послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соглашения, на основании которого были получены денежные средства, предоставление субсидий имеет целевой характер, в связи с чем ответчик должен был соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения установленных условий.
Исходя из положений пункта 1 статьи 78, статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Необходимость соблюдения принятых показателей об объеме производства продукции обусловлена условиями предоставления субсидии, в связи с чем несоблюдение указанных показателей свидетельствует о нарушении условий, установленных при предоставлении субсидии, что дает истцу право требовать ее возврата.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 73 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Заявку на участие в конкурсе, в силу пункта 6 Порядка может подать гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствующий приведенным в названном пункте условиям, в том числе хозяйство планирует создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта (подпункт 12), заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 13).
В силу пункта 23 Порядка Министерство несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия и осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в соответствии с условиями их предоставления.
Министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 26 Порядка (в редакции на момент предоставления гранта) предусмотрено, что в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и/или непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные Планом, Министерство в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта в полном объеме.
Получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования обязан перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму полученного гранта в полном объеме.
В случае невозврата гранта в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 20 дней со дня получения письменного требования, Министерство обращается в суд, с целью его принудительного взыскания.
Пунктом 3.5 соглашения предусмотрено, что в случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, КФХ несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что Предпринимателем не достигнуты показатели результативности по производству мяса кролика в 2020 и 2021 годах.
Так, показателями деятельности КФХ на 2017-2021 годы, исходя из приложения 3 к соглашению, предусмотрено производство мяса кролика на убой в живом весе в 2020, 2021 годах по 49,1 тонны.
По состоянию на 01.01.2021 производство мяса кролика на убой в живом весе согласно представленному отчету не подтверждается. Из представленного КФХ отчета о выполнении показателя результативности по состоянию на 31.12.2020 следует, что ответчиком фактически произведено 214 ц скота на убой в живом весе, что составляет 44% от необходимого обязательства отчетного года.
Кроме того, подпунктом 13 пункта 6 Порядка одним из условий предоставления гранта указано обязательство сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Министерство сослалось на нарушение Предпринимателем показателей по количеству рабочих мест, отметив, что на запрос Министерства Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия указало, что согласно представленной Предпринимателем налоговой отчетности численность работников за 2018 год составила 3 человека, за период 2017 год, 2019-2022 годы сведения о работниках отсутствуют.
В отчете, предоставленном ответчиком, отражено количество созданных рабочих мест - 1.
В справке УФНС России по Республике Мордовия (письмо от 22.02.2023 N 13-07/04340@) содержится информация о численности сотрудников, предоставленных Предпринимателем, за период 2021 год - 1 человек, за 2017 - 2018 год сведения о работниках отсутствуют.
На основании запроса суда отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия представлены сведения о переданных ответчиком данных в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и социального страхования. Из указанных сведений усматривается, что форма СЗВ-М передана КФХ за сентябрь 2020 года с численностью работников в количества 2 человек.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства и установив факт недостижения ответчиком показателей результативности по производству мяса кролика в 2020 и 2021 годах и несоответствие количества рабочих мест условиям соглашения и подпункту 13 пункта 6 Порядка, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, находит доводы заявителя жалобы заслуживающими внимания.
По общему правилу субсидии предоставляются безвозмездно и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Между тем нарушение получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, а также условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора (соглашения) являются основаниями для возврата субсидии в соответствующий бюджет.
Возврат выделенных в качестве субсидии (гранта) денежных средств является исключительной мерой ответственности.
Пунктом 26 Порядка (в редакции на момент предоставления гранта) установлено, что в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и/или непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные Планом, Министерство в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта в полном объеме.
Согласно пункту 3.5 заключенного сторонами соглашения, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, нецелевого использования гранта крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта в соответствующие бюджеты.
В случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка. Размер возврата гранта рассчитывается по приведенной в названном пункте формуле.
Как следует из материалов дела, в приложении N 1 к соглашению указаны направления расходования гранта, а именно: строительство кролиководческой фермы на 240 кроликоматок с оборудованием; строительство цеха для убоя и переработки кролика с оборудованием; приобретение поголовья (290 самок основное стадо, 10 самцов)
Материалы дела свидетельствуют и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что полученный грант использован по целевому назначению.
В приложении 2 к соглашению в качестве показателей результативности названы: создание постоянных рабочих мест для 3 человек и прирост объема производственной сельскохозяйственной продукции на 10%.
Показателями деятельности КФХ на 2017-2021 годы, исходя из приложения 3 к соглашению, являются производство мяса кролика на убой в живом весе, в частности, в 2020, 2021 годах - по 49,1 тонн.
Факт недостижения ответчиком установленных соглашением показателей деятельности в 2020 и в 2021 годах подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Также материалы дела свидетельствуют о создании 3 рабочих мест.
Допущенные Предпринимателем при заполнении отчета ошибки сами по себе данный факт не опровергают.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком подпункта 13 пункта 6 Порядка, в котором одним из условий предоставления гранта указано обязательство сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта, представил справку УФНС России по Республике Мордовия.
В данной справке (письмо УФНС России по Республике Мордовия от 22.02.2023 N 13-07/04340@) указано, что согласно предоставленной Предпринимателем налоговой отчетности численность работников составляет за 2019 год - 3 человека, за 2020 год - 3 человека, за 2021 год - 1 человек, за 2017 -2018 год сведения о работниках отсутствуют.
Каких-либо претензий в отношении необходимого количества рабочих мест применительно к 2017-2019 годам со стороны Министерства не заявлялось.
На основании запроса суда первой инстанции отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия представлены сведения о переданных ответчиком данных в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и социального страхования", из которых следует, что форма СЗВ-М за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 предоставлена с численностью работников, составляющей в течение данного периода, за исключением сентября 2020 года, 3 человека. В сентябре 2020 года отражена численность работников в количестве 2 человек.
В материалы дела ответчиком представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Парваткина В.В., заявления работников, приказы, листки нетрудоспособности, трудовые договоры.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается позиция заявителя жалобы о том, что в сентябре 2020 года в штате ответчика состояли сотрудники: Солдаткин В.С. (находился на больничном с 17.06.2020 по 08.10.2020, что подтверждается листками нетрудоспособности), Данилкин В.И. (находился на основании личного заявления и приказа в очередном отпуске в период с 01.09.2020 по 15.09.2020), Филатов О.И. (трудовой договор).
Исследовав собранные по делу доказательства в отношении количества созданных рабочих мест применительно к периоду 2020 - 2021 годы в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика в названный период постоянных рабочих мест для 3 человек и, соответственно, отсутствии со стороны последнего нарушения подпункта 13 пункта 6 Порядка.
Вывод суда первой инстанции о нарушении Предпринимателем подпункта 13 пункта 6 Порядка опровергается материалами дела.
Более того, установленное судом первой инстанции нарушение условия по количеству созданных рабочих мест в сентябре 2020 года, при подтвержденном факте реализации проекта, не может являться безусловным и достаточным основанием для возврата субсидии в полном объеме. Иное нарушает принцип правовой определенности лица, добросовестно реализовавшего проект.
Как указывалось выше, пунктом 3.5 заключенного сторонами соглашения, предусмотрено, что в случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, крестьянское (фермерское) хозяйство несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 26 Порядка. Размер возврата гранта рассчитывается по приведенной в названном пункте формуле.
Факт недостижения ответчиком установленных соглашением показателей деятельности в 2020 и в 2021 годах подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Нарушение Министерством установленного Порядком срока выставления требования само по себе не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности на недостижение показателей результативности, в связи с чем соответствующие доводы заявителя жалобы признаны несостоятельными.
Ссылка ответчика на невозможность достичь заявленных целевых показателей по причине введения нерабочих дней с 30.03.2020 по 03.04.2020 и введения на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с ограничениями по работе мест общественного питания и передвижению по территории Республики Мордовия судом апелляционной инстанции проверена и отклонена в силу следующего.
В соответствии с пунктов 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, в свою очередь обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Исходя из разъяснений, изложенных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, следует: нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой короновирусной инфекции (COVID19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы приостановление исполнение всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239). Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно. С учетом изложенного при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) установление нерабочих дней основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации не является.
Предпринимательская деятельность является рисковой. В материалах дела отсутствуют доказательства, что деятельность ответчика отнесена к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Также ответчиком в материалы дела не представлены доказательства влияния ограничительных мер в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на осуществление обычной хозяйственной деятельности, а потому факт эпидемии не освобождает ответчика от ответственности за неисполнение договорных обязательств.
С учетом изложенного довод ответчика о невозможности достичь заявленных целевых показателей со ссылкой на статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонен как необоснованный и документально не подтвержденный.
Поскольку факт недостижения ответчиком установленных соглашением показателей результативности в 2020 и в 2021 годах подтверждается материалами дела, суд апелляционной инстанции находит правомерным привлечение Предпринимателя к ответственности в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателя результативности.
Исходя из произведенного заявителем жалобы в порядке пункта 3.5 соглашения расчета размера возврата гранта, он составляет 1 536 787 руб.
Министерством, несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции, арифметическая верность данного расчета не оспорена, контррасчет не представлен.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая недостижение ответчиком установленных соглашением показателей результативности в 2020 и в 2021 годах, суд апелляционной инстанции, проверив выполненный Предпринимателем расчет и установив, что порядок расчета не противоречит условиям соглашения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о возврате суммы полученного в рамках соглашения гранта в размере 1 536 787 руб. Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о взыскании с Предпринимателя в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия суммы полученного в рамках соглашения гранта в размере 1 536 787 руб. и отказе в удовлетворении иска в остальной части.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании указанной нормы расходы по государственной пошлине по иску и за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, выдается арбитражным судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.06.2023 по делу N А39-10030/2022 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Кидяева Сергея Васильевича в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия сумму полученного в рамках соглашения от 17.05.2017 N 3 гранта в размере 1 536 787 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Кидяева Сергея Васильевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13 318 руб. 94 коп.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в пользу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Кидяева Сергея Васильевича расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2265 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10030/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Ответчик: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Кидяев Сергей Васильевич
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия