Нижний Новгород |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А82-3646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.09.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023
по делу N А82-3646/2023
по заявлению Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН: 7604071938, ОГРН: 1047600432230)
к Департаменту финансов Ярославской области
(ИНН: 7604002902, ОГРН: 1027600695363)
о признании незаконными действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Лисицына Марина Леонидовна, Наумова Екатерина Михайловна, Худяков Сергей Александрович, Краснова Анастасия Сергеевна, Козушкина Анна Николаевна, специализированное отделение судебных приставов по Ярославской области,
и установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту финансов Ярославской области (далее - Департамент, в настоящее время - Министерство финансов Ярославской области) о признании незаконными действий по возвращению без исполнения в адрес Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам постановлений по делам об административных правонарушениях от 27.07.2022 N 214/22/76025-АП, N 215/22/76025-АП, N 216/22/76025-АП, N 220/22/76025-АП, N 221/22/76025-АП и об обязании устранить нарушения прав и законных интересов посредством принятия к исполнению постановлений в порядке статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Лисицына Марина Леонидовна, Наумова Екатерина Михайловна, Худяков Сергей Александрович, Краснова Анастасия Сергеевна, Козушкина Анна Николаевна, специализированное отделение судебных приставов по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.09.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения БК РФ. Действия Департамента по возврату без исполнения исполнительных документов являются законными и обоснованными. Судом апелляционной инстанции дана неверная правовая оценка доводу Департамента о том, что использование установленного БК РФ специального правового режима подразумевает организацию исполнения исполнительных документов финансовым органом субъекта Российской Федерации только на основании судебного акта, при этом перечень таких документов является закрытым и не имеет расширительного толкования. Податель жалобы настаивает на том, что в статье 242.1 БК РФ приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), на основании которых производится исполнение судебных актов по обращению взыскания непосредственно на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения. Постановления судебных приставов-исполнителей по делам об административных правонарушениях и постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении бюджетных, автономных и казенных учреждений исполняются должниками самостоятельно.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов Департамента, просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в рамках исполнительных производств от 03.02.2020 N 2728/20/76025-ИП, от 27.02.2020 N 5090/20/76025-ИП, от 01.06.2020 N 12502/20/76025-ИП, от 25.05.2021 N 2583/21/76025-ИП, от 25.05.2021 N 16725/21/76025, возбужденных в отношении Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Ярославской области), в связи с неисполнением должником требований исполнительных документов старшим судебным приставом межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Никитиной М.В. вынесены постановления по делам об административном правонарушении от 27.07.2022 N 214/22/76025-АП, N 215/22/76025-АП, N 216/22/76025-АП, N 220/22/76025-АП, N 221/22/76025-АП, на основании которых Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому документу.
Поскольку должник является казенным учреждением и имеет лицевые счета в Департаменте, вышеуказанные постановления по делам об административном правонарушении были направлены для исполнения в адрес Департамента.
Письмами от 12.12.2022 Департамент возвратил в адрес межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области постановления по делам об административных правонарушениях от 27.07.2022 N 214/22/76025-АП, N 215/22/76025-АП, N 216/22/76025-АП, N 220/22/76025-АП, N 221/22/76025-АП ввиду отсутствия предусмотренных БК РФ оснований для их исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с рассматриваемыми требованиями.
Руководствуясь положениями АПК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязанности Департамента принять к исполнению предъявленные исполнительные документы, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статья 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно статье 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1).
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами являются не только исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов (пункт 1); судебные приказы (пункт 2), но и судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (пункт 6); постановления судебного пристава-исполнителя, постановления Федеральной службы судебных приставов (пункт 7).
Статьей 239 БК РФ установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса (пункт 1).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом (пункт 2).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Глава 24.1 БК РФ регламентирует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства участников казначейского сопровождения.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, или финансовый орган субъекта Российской Федерации, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) казенного учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 9 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета и в ведении которого находится должник (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Исключение из этого правила предусмотрено в пункте 12 статьи 242.4 БК РФ в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального Банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Из пунктов 18, 19 Постановления N 13 следует, что организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Суды установили и из материалов дела следует, что должником является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Ярославской области). Из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 N 116, следует, что Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области.
Доказательства наличия у Департамента счетов в учреждении Центрального Банка Российской Федерации или в кредитной организации лицами, участвующими в деле не представлено. Следовательно, исполнение исполнительных документов в отношении Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области подлежало осуществлению в порядке главы 24.1 БК РФ.
На основании пункта 2 статьи 242.4 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Направление исполнительных документов (к которым относятся, в том числе постановления уполномоченных органов о привлечении к административной ответственности) должнику, лицевой счет которого открыт в финансовом органе субъекта Российской Федерации, статьей 242.4 БК РФ не предусмотрено.
С учетом изложенного, доводы Министерства о том, что глава 24.1 БК РФ не предполагает обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, суды правомерно отклонили.
Таким образом, суды правомерно указали на обязанность Департамента принять к исполнению в порядке главы 24.1 БК РФ предъявленные исполнительные документы и совершить действия по обеспечению их исполнения. Однако в нарушение статьи 242.4 БК РФ, получив исполнительные документы, Департамент вернул их межрайонному ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области.
Ссылку ответчика на письма Минфина России от 23.04.2009 N 08-04-05/654, от 30.08.2010 N 02-03-07/3312, от 24.11.2022 N 02-16-06/115376 суды обоснованно отклонили, поскольку в силу части 1 статьи 13 АПК РФ письма Минфина не входят в круг нормативно-правовых актов, применяемых судами при рассмотрении дел.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Департамента являются незаконными и нарушают права заявителя и правомерно удовлетворили требования Управления.
Возложение судом на Департамент обязанности принять к исполнению постановления по делам об административных правонарушениях от 27.07.2022 N 214/22/76025-АП, N 215/22/76025-АП, N 216/22/76025-АП, N 220/22/76025-АП, N 221/22/76025-АП в порядке статьи 242.1 БК РФ в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу является способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах с учетом установленных фактических обстоятельств и требований процессуального законодательства. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286, 287 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.09.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А82-3646/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 статьи 242.4 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Направление исполнительных документов (к которым относятся, в том числе постановления уполномоченных органов о привлечении к административной ответственности) должнику, лицевой счет которого открыт в финансовом органе субъекта Российской Федерации, статьей 242.4 БК РФ не предусмотрено.
С учетом изложенного, доводы Министерства о том, что глава 24.1 БК РФ не предполагает обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, суды правомерно отклонили.
Таким образом, суды правомерно указали на обязанность Департамента принять к исполнению в порядке главы 24.1 БК РФ предъявленные исполнительные документы и совершить действия по обеспечению их исполнения. Однако в нарушение статьи 242.4 БК РФ, получив исполнительные документы, Департамент вернул их межрайонному ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф01-1250/24 по делу N А82-3646/2023