Нижний Новгород |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А43-38905/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Милютина Д.А. (доверенность от 09.01.2024),
от ответчика: Любавиной А.Н. (доверенность от 20.12.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024
по делу N А43-38905/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
к администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
о взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании 236 000 рублей расходов, возникших в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), 876 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.10.2020 по 27.11.2020 и далее по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 решение суда отменено в части удовлетворения иска Общества о взыскании с Администрации суммы в размере 6969 рублей 68 копеек, 876 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.10.2020 по 27.11.2020 и далее с 28.11.2020 по день фактической уплаты долга, в связи с отказом Общества от данной части иска; производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, при возложении на Администрацию обязанности по возмещению затрат Регионального оператора по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, суды не учли Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П. В рассматриваемом случае, как полагает заявитель, к участию в деле в качестве соответчиков следовало привлечь Правительство и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области. Кроме того, Администрация считает неправомерным предъявление к взысканию в составе убытков расходов на премирование работников истца по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.05.2024.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Нижэкология-НН" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности 1, куда входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), город Дзержинск и Володарский район Нижегородской области.
При мониторинге территории 02.06.2020 Региональный оператор выявил несанкционированное размещение ТКО на земельных участках в городе Нижнем Новгороде по адресам: к. п. Зеленый Город (географические координаты 56.19398, 44.05212) объемом 4 кубических метра; к. п. Зеленый Город, (географические координаты 56.19487 44.04400) объемом 25 кубических метров; к. п. Зеленый Город (географические координаты 56.19528 44.04866) объемом 4.5 кубических метра; к. п. Зеленый Город, (географические координаты 56.19571 44.04765) объемом 2,5 кубических метра; к. п. Зеленый Город (географические координаты 56.167125 44.151588) объемом 200 кубических метров, что подтверждается актами осмотра мест несанкционированного размещения отходов.
Региональный оператор 09.06.2020 направил Администрации уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО с предложением самостоятельно обеспечить их ликвидацию или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения ТКО.
При повторном обследовании земельных участков Региональный оператор установил, что по данным адресам объемы несанкционированного размещения ТКО не ликвидированы, о чем составил акты повторного обследования земельных участков от 21.07.2020.
Региональный оператор собственными силами ликвидировал места несанкционированного размещения ТКО в суммарном объеме 236 кубических метров по указанным адресам, что подтверждается договором на оказание услуг по зачистке, погрузке и уборке ТКО, заключенным 29.10.2019 с ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2", дополнительным соглашением от 05.12.2019, договором на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенным 19.10.2018 с ООО "МАГ групп", договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 23.09.2019, заключенным с ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2", актами оказанных услуг, платежными документами.
Актами осмотра от 06.08.2020, от 13.08.2020 установлено, что ТКО ликвидированы силами Общества.
Истец 26.10.2020 направил Администрации претензию с предложением добровольного возмещения 236 000 рублей расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО.
Администрация оставила претензию без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 395, 1102, 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11 - 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об обязанности Администрации возместить Региональному оператору расходы по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, в связи с чем удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение в обжалуемой части без изменения. Также, апелляционным судом принят отказ Общества от иска в части взыскания с Администрации иска Общества о взыскании с Администрации суммы в размере 6969 рублей 68 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение суда первой инстанции в указанной части отменено, производство по делу в этой части прекращено.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
На основании пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает один метр кубический на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.
Пунктом 17 Правил N 1156 предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил N 1156).
Мероприятия по охране земель, включая защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, обязаны проводить как собственники земельных участков, так и землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 35 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, разъяснено, что региональный оператор по обращению с ТКО, обнаруживший место несанкционированного размещения отходов на земельном участке, собственность на который не разграничена, и надлежащим образом уведомивший об этом орган местного самоуправления, по истечении установленного законодательством срока обязан самостоятельно устранить несанкционированную свалку и вправе потребовать возмещения убытков. Орган местного самоуправления, полностью исполнивший за счет бюджета муниципального образования соответствующее судебное решение, имеет право на возмещение части расходов за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что во исполнение обязанностей, определенных Правилами N 1156, Региональный оператор уведомил Администрацию об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и предложил самостоятельно обеспечить их ликвидацию или заключить договор на оказание услуг по ликвидации.
В свою очередь, Администрация не предприняла мер по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, соответствующий договор с Региональным оператором не заключила, в связи с чем Региональный оператор самостоятельно ликвидировал места размещения ТКО с несением соответствующих расходов.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у Регионального оператора права требовать с органа местного самоуправления возмещения фактически понесенных им расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Ссылка Администрации на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П подлежит отклонению.
Согласно правовой позиции, приведенной в данном Постановлении, органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие обязательства, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Впредь до внесения соответствующих изменений в законодательство допускается принятие судебных решений, предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Органы местного самоуправления, с которых взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, образовавшихся в границах муниципальных образований на неразграниченных землях, и полностью исполнившие за счет бюджета муниципального образования соответствующее судебное решение, имеют право на возмещение части фактически понесенных ими расходов из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 35 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В подтверждение факта понесенных расходов Региональный оператор представил договор на оказание услуг по зачистке, погрузке и уборке ТКО, заключенный 29.10.2019 с ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2", дополнительное соглашение от 05.12.2019, договор на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенный 19.10.2018 с ООО "МАГ групп", договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 23.09.2019, заключенный с ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2", акты оказанных услуг, платежные документы, платежное поручение от 30.12.2020 N 19435; должностная инструкция на специалиста отдела контроля качества и работе с потребителями от 30.11.2018, должностная инструкция на главного специалиста отдела контроля качества и работе с потребителями от 30.11.2018, договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 31.10.2018, приказ от 15.05.2019 N 38/1, положение по выявлению и ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 15.09.2019, приказ о приеме на работу от 06.08.2018 N НН-пр-14, приказ об установлении надбавок от 14.01.2019 N НН-од-04, представление о надбавках, реестр от 30.12.2020 N 196, реестр от 18.12.2020 N 193, ответ РСТ по Нижегородской области от 26.12.2023, письмо в РСТ по Нижегородской области от 19.12.2023 N 14549, служебную записку от 28.12.2020.
Относительно предъявленной истцом к взысканию суммы (с учетом частичного отказа от иска в суде апелляционной инстанции) судами установлено, что доказательств, опровергающих размер понесенных Региональным оператором расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО, не представлено, ввиду чего данные расходы признаны обоснованно предъявленными к возмещению.
Вместе с тем суд округа считает необходимым отметить следующее.
Администрация указывает на необоснованное предъявлении к взысканию в составе убытков расходов на премирование работников истца по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в сумме 8096 рублей.
Отклоняя доводы ответчика, суды указали, что спорные премии выплачены сотрудникам Общества именно в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО; факт выплаты премий подтвержден документально. Поскольку расходы истца по выплате премий работникам в связи с выявлением и ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО не включались Региональным оператором и Регулятором в НВВ при установлении тарифа, следовательно, данные расходы подлежат компенсации в ином порядке (не за счет тарифа) с учетом фактически понесенных затрат.
В тоже время в силу нормативного регулирования (пункты 16, 17 Правил N 1156) в состав расходов, подлежащих возмещению Региональному оператору, должны включаться его расходы, непосредственно связанные с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. Расходы на привлечение лиц для выполнения тех или иных работ также могут отвечать этому критерию.
Выплата премий, как следует из пояснений истца, производилась, в том числе, в связи с мониторингом территорий на предмет выявления мест несанкционированного размещения ТКО. Вменение Региональным оператором своим работникам обязанности по мониторингу территорий с целью выявления мест несанкционированного размещения ТКО и последующее их премирование за выполнение данных работ является решением исполнительного органа истца, которое не связано с последующей ликвидацией указанных мест, в связи с чем отнесение расходов в этой части на ответчика является неправомерным.
Кроме того, в рассматриваемом случае судами не исследовалась и не устанавливалась причинно-следственная связь между спорными выплатами, произведенными истцом, и бездействием Администрации по необеспечению ликвидации несанкционированного размещения отходов.
На основании изложенного суд округа считает преждевременным вывод судов об обоснованности предъявления истцом к взысканию в составе убытков расходов на премирование своих работников.
В силу того, что суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требования Регионального оператора о взыскании с Администрации 8096 рублей убытков подлежат отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные судом округа недостатки, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и на основе всесторонней оценки представленных доказательств, принять законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2024 о приостановлении исполнения судебных актов утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-38905/2020 в части удовлетворения иска общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" о взыскании с муниципального образования "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода за счет средств муниципального бюджета 8096 рублей убытков отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-38905/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2024 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-38905/2020 считать утратившим силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что орган местного самоуправления обязан возместить региональному оператору расходы на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, так как не предпринял необходимых мер для устранения проблемы. Однако расходы на премирование работников оператора были признаны необоснованными и подлежат пересмотру. Решение первой инстанции частично отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2024 г. N Ф01-1311/24 по делу N А43-38905/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1311/2024
17.01.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2450/2021
18.02.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-38905/20
18.02.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-38905/20