Нижний Новгород |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А17-3746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачёва А.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Кинешма
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024
по делу N А17-3746/2023
по иску администрации городского округа Кинешма
(ОГРН: 1023701271901; ИНН: 3703006273)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис Кинешма"
(ОГРН: 1113703000630; ИНН: 3703044991)
об обязании организовать место накопления отходов
и установил:
администрация городского округа Кинешма (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис Кинешма" (далее - Общество, Управляющая компания, ответчик) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу по согласованию с органом местного самоуправления организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов для многоквартирных домов N 58 по улице Менделеева и N 13 по улице Гагарина города Кинешма Ивановской области.
Исковое требование основано на статьях 36, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлениях Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", постановлении Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Иск мотивирован тем, что Общество, как управляющая организация спорных домов, не осуществляет обязанность по организацию контейнерных площадок для накопления ТКО. Собственники многоквартирных домов пользуются контейнерной площадкой, организованной органом местного самоуправления, расположенной на участке, находящемся в муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении иска отказано. Судами установлено, что спорные многоквартирные дома отнесены к источникам образования ТКО, которые складируются на принадлежащей Администрации (МУ УГХ) контейнерной площадке согласно пункту 23 Реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Кинешма, утвержденного Распоряжением Администрации от 01.10.2019 N 242-р.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить. Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Кассатор настаивает, что Общество уклоняется от исполнения своей обязанности по организации мест накопления накопления ТКО для спорных многоквартирных домов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Администрации без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество приняло обязательства по управлению и содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов N 58 по улице им. Менделеева, N 13 по ул. Гагарина в городе Кинешма Ивановской области (далее - спорные МКД).
По утверждению истца, исходя из актов осмотра от 13.04.2023 контейнерные площадки на придомовой территории спорных МКД отсутствуют.
Администрация письмами от 07.04.2023 N 06-986, от 27.01.2021 N 06-140, от 06.07.2020 N 06-1534, от 22.04.2021 N 06-943 уведомляла уставляющие организации, в том числе ответчика, о необходимости организовать места накопления ТКО.
Неисполнение ответчиком требований истца об оборудовании контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирных домов послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных актов.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (статья 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее -Правила N 1039) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО по общему правилу относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039 ) и включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО (пункт 15 Правил N 1039).
Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 18 Правил N 1039).
Материалами дела подтверждается, что в силу пункта 23 Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кинешма, утвержденного распоряжением администрации городского округа Кинешма от 01.10.2019 N 242-р "Об утверждении Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кинешма" (далее - Реестр), следует, что спорные МКД отнесены к источникам образования ТКО, которые складируются на принадлежащей Администрации (МУ УГХ) контейнерной площадке.
Территория МКД, находящихся под управлением Общества, в настоящее время уже оборудована площадками для сбора ТКО, которые используются собственниками помещений в МКД. Так, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для спорных МКД созданы органом местного самоуправления, относятся согласно пункту 23 Реестра к площадке по адресу: город Кинешма, улица имени Менделеева, дом 58.
Установив, что с учетом положений Реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Кинешма, основания для возложения обязанности на управляющую организацию по организации места накопления ТКО для спорных МКД отсутствуют, в силу непредставления доказательств необходимости организации дополнительного места накопления отходов при наличии включенной в Реестр контейнерной площадки, которая предназначена для складирования ТКО, источниками которых являются в том числе и спорные МКД, а также доказательств возможности организации места накопления отходов с соблюдением требований, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Администрации на то, что Общество взимает плату за содержание мест общего пользования многоквартирного дома, не входит в предмет спора по предъявленному иску. Истец не лишен права обратиться в суд к управляющей компании с иными требованиями имущественными характера.
Доводы кассатора о последующем исключении спорных МКД из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно распоряжения администрации городского округа город Кинешма от 06.12.2023 N 404-р, не были заявлены в суде апелляционной инстанций и не являлись предметом его рассмотрения, в связи с этим не могут быть приняты во внимание судом округа (абзац четвертый пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Как отмечено в абзаце первом пункта 30 Постановления N 13, часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств. Таким образом приведенные кассатором аргументы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, распоряжение администрации городского округа город Кинешма от 06.12.2023 N 404-р вынесено после принятия решения арбитражным судом первой инстанции и вопреки изложенным в нем выводам суда с очевидной целью затруднить последующее исполнение судебного акта. Совершение указанных действий свидетельствует о злоупотреблении кассатором своими процессуальными правами, и согласно абзацу 2 части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к нормам статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанные на указанном акте требования не подлежат защите.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы Администрацией судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А17-3746/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Кинешма - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Толмачёв |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в абзаце первом пункта 30 Постановления N 13, часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств. Таким образом приведенные кассатором аргументы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, распоряжение администрации городского округа город Кинешма от 06.12.2023 N 404-р вынесено после принятия решения арбитражным судом первой инстанции и вопреки изложенным в нем выводам суда с очевидной целью затруднить последующее исполнение судебного акта. Совершение указанных действий свидетельствует о злоупотреблении кассатором своими процессуальными правами, и согласно абзацу 2 части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к нормам статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанные на указанном акте требования не подлежат защите."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2024 г. N Ф01-1991/24 по делу N А17-3746/2023