Нижний Новгород |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А17-6047/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024
по делу N А17-6047/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт"
(ОГРН 1033700109651; ИНН 3702044413)
о признании недействительным предписания
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 15.05.2023 N 50- ЕС.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы настаивает на том, что оспариваемое предписание следует признать недействительным. Общество утверждает, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании решения от 12.05.2023 N 510-Р в отношении Общества Инспекция провела внеплановую документарную проверку в связи с поступившим обращением гражданина о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Ванцетти, д. 34 (далее - МКД), в ходе которой установлено, что собственниками и пользователями помещений МКД выбрана непосредственная форма управления.
По указанному адресу установлен общедомовый прибор учета электроэнергии, который вышел из строя, о чем составлен акт от 03.11.2022.
Начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) произведены в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления электроэнергии. Среднемесячный объем потребления электроэнергии на МКД составил 114 кВт*ч. По квартире N 1 МКД плата за электроэнергию на ОДН составила 8 кВт*ч, что в суммарном выражении составляет 45,52 руб. в месяц.
При анализе платежного документа за март 2023 года, предоставленного собственником квартиры N 1 МКД, установлено, что плата за электроэнергию на ОДН за март 2023 года в адрес потребителя выставлена из расчета 32 кВт*ч, что в суммарном выражении составляет 193,46 руб., что не соответствует выписке из лицевого счета по квартире N 1 МКД, предоставленной Обществом, и информации о платежном документе за март 2023 года по квартире N 1 МКД, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Кроме того, с февраля по апрель 2023 года Общество производило начисление платы за электроэнергию на ОДН с нарушением требований пунктов 48, 60(1) Правил N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.05.2023 N 82-ЕС.
Инспекция 15.05.2023 выдала заявителю предписание N 50-ЕС, которым Обществу предписано в срок до 03.07.2023 произвести жителям МКД перерасчет платы за электрическую энергию на ОДН с февраля по апрель 2023 года исходя из нормативного объема потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями пунктов 48, 60(1) Правил N 354.
Общество посчитало, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, ЖК РФ, Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правил N 354, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из того, что в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливают Правила N 354 (пункт 1).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
На основании пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац 1).
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил (пункт 60(1) Правил N 354).
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что начисление платы за услуги по электроснабжению в адрес жителей МКД, производит Общество.
По указанному адресу установлен общедомовый прибор учета электроэнергии, который вышел из строя, о чем составлен акт от 03.11.2022, согласно которому на ЖКИ электросчетчика индицируется ошибка "Err-21" - "Неполадки в работе часов реального времени". Показания тарифов "Т1" и "Т2" не измеряются. Учет электроэнергии производится на "Т5". Прибор учета является нерасчетным.
Общество начисляло плату за электрическую энергию на ОДН за период с февраля по апрель 2023 года в нарушение требований пунктов 48, 60(1) Правил N 354
Суды пришли к выводу о том, что Общество не вправе начислять плату за электроэнергию на ОДН на основании вышедшего из строя общедомовый прибора учета электроэнергии (далее - ОДПУ) и признали обоснованными требования Инспекции произвести перерасчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества с февраля по апрель 2023 года по нормативу.
При этом суды правомерно указали, что выданное Инспекцией предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является исполнимым и не возлагает на Общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Ссылка Общества на то, что к рассматриваемым правоотношениям следует применить нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности: подпункт "г" пункта 59 Правил N 354, отклонена. Названная норма регламентирует иные правоотношения, в то время как в данном случае имеется прямая норма (пункт 59(1) Правил N 354), определяющая порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, оборудованных приборами учета, которые вышли из строя; положения норм пунктов 48, 59(1), 60(1) Правил N 354 в их совокупности в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации ОДПУ прямо указывают на ограничение применения при расчетах среднемесячного объема потребления электроэнергии в МКД тремя расчетными периодами (месяцами).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 по делу N А17-6047/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество начисляло плату за электрическую энергию на ОДН за период с февраля по апрель 2023 года в нарушение требований пунктов 48, 60(1) Правил N 354
...
Ссылка Общества на то, что к рассматриваемым правоотношениям следует применить нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности: подпункт "г" пункта 59 Правил N 354, отклонена. Названная норма регламентирует иные правоотношения, в то время как в данном случае имеется прямая норма (пункт 59(1) Правил N 354), определяющая порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, оборудованных приборами учета, которые вышли из строя; положения норм пунктов 48, 59(1), 60(1) Правил N 354 в их совокупности в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации ОДПУ прямо указывают на ограничение применения при расчетах среднемесячного объема потребления электроэнергии в МКД тремя расчетными периодами (месяцами)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2024 г. N Ф01-2689/24 по делу N А17-6047/2023