г. Киров |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А17-6047/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителя заявителя Симоновой Е.Н, действующей по доверенности от 23.06.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 по делу N А17-6047/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (ОГРН 1033700109651; ИНН 3702044413)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба) от 15.05.2023 N 50-ЕС.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с принятым решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ввиду отсутствия в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), специальной нормы, регулирующей порядок определения объема поставленного коммунального ресурса с момента истечения трех расчетных периодов с даты выхода прибора учета из строя и до момента его замены гарантирующим поставщиком, к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности подпункт "г" пункта 59 Правил N 354.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.02.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представитель заявителя поддержала доводы жалобы.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 12.05.2023 N 510-Р в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка в связи с поступившим обращением гражданина о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Ванцетти, д. 34 (далее - МКД), в ходе которой установлено, что собственниками и пользователями помещений МКД выбрана непосредственная форма управления.
По указанному адресу установлен общедомовый прибор учета электроэнергии, который вышел из строя, о чем составлен акт от 03.11.2022.
Начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) произведены в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления электроэнергии. Среднемесячный объем потребления электроэнергии на МКД составил 114 кВт*ч. По квартире N 1 МКД плата за электроэнергию на ОДН составила 8 кВт*ч, что в суммарном выражении составляет 45,52 руб. в месяц.
Однако, при анализе платежного документа за март 2023 года, предоставленного собственником квартиры N 1 МКД, установлено, что плата за электроэнергию на ОДН за март 2023 года в адрес потребителя выставлена из расчета 32 кВт*ч, что в суммарном выражении составляет 193,46 руб., что не соответствует выписке из лицевого счета по квартире N 1 МКД, предоставленной Обществом, и информации о платежном документе за март 2023 года по квартире N 1 МКД, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Кроме того, с февраля по апрель 2023 года Общество производило начисление платы за электроэнергию на ОДН с нарушением требований пунктов 48, 60(1) Правил N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.05.2023 N 82-ЕС.
15.05.2023 заявителю выдано предписание N 50-ЕС, которым Обществу предписано в срок до 03.07.2023 произвести жителям МКД перерасчет платы за электрическую энергию на ОДН с февраля по апрель 2023 года исходя из нормативного объема потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями пунктов 48, 60(1) Правил N 354.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по электроснабжению на ОДН установлен в Правилах N 354.
Согласно пункту 44 Правил N 354 Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 59(1) Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
*,
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Применительно к рассматриваемому делу оспариваемым предписанием Обществу указано на необходимость произвести жителям МКД перерасчет платы за электрическую энергию на ОДН с февраля по апрель 2023 года исходя из нормативного объема потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями пунктов 48, 60(1) Правил N 354.
Начисление Обществом платы за электрическую энергию на ОДН за период с февраля по апрель 2023 года не в соответствии с требованиями пунктов 48, 60(1) Правил N 354 установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и заявителем по существу не оспорено.
Довод заявителя о том, что к спорным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности подпункт "г" пункта 59 Правил N 354, подлежит отклонению как несоответствующий действующему нормативному регулированию.
Норма подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 регламентирует иные правоотношения, в то время как в данном случае имеется прямая норма (пункт 59(1) Правил N 354), определяющая порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, оборудованных приборами учета, которые вышли из строя; положения норм пунктов 48, 59(1), 60(1) Правил N 354 в их совокупности в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации ОДПУ прямо указывают на ограничение применения при расчетах среднемесячного объема потребления электроэнергии в МКД тремя расчетными периодами (месяцами).
Наличие у сетевых организаций и гарантирующих поставщиков обязанности по замене вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, вопреки мнению заявителя, не исключает обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по обеспечению восстановления работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того, Службой при проверке установлено, что плата за электроэнергию на ОДН за март 2023 года в адрес потребителя, проживающего в квартире N 1 МКД, выставлена из расчета 32 кВт*ч, что в суммарном выражении составляет 193,46 руб., что не соответствует выписке из лицевого счета по квартире N 1 МКД, предоставленной Обществом, и информации о платежном документе за март 2023 года по квартире N 1 МКД, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В указанной части Общество возражения не представило.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 по делу N А17-6047/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2024 по делу N А17-6047/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-6047/2023
Истец: ООО "Ивановоэнергосбыт"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд