Нижний Новгород |
|
03 июля 2024 г. |
Дело N А43-9320/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от ответчика - закрытого акционерного общества "Валковское":
Соловьева С.А. (доверенность от 07.11.2022),
от третьего лица - Главы крестьянско-фермерского хозяйства Лебедева И.В.:
Жукова М.Г. (доверенность от 09.11.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Валковское"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024
по делу N А43-9320/2022
по иску Федерального агентства лесного хозяйства
(ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298)
к закрытому акционерному обществу "Валковское"
(ИНН: 5222004421, ОГРН: 1075222001084) и
администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области
о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,
о признании результатов межевания и постановки земельных участков
на кадастровый учет недействительными,
и по встречному иску закрытого акционерного общества "Валковское"
к Федеральному агентству лесного хозяйства
о признании незаконными действий и
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области,
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Лебедев И.В. и
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура,
и установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Валковское" (далее - Общество) и администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) о признании незаконным и недействующим с момента издания распоряжения от 22.10.2010 N 1136-р в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138 и 52:27:0020001:190;
- о признании ничтожным договора купли-продажи от 06.12.2010, заключенного между Отделом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации и Обществом в отношении земельных участков, границы которых налагаются на земли лесного фонда: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138 и 52:27:0020001:190;
- о признании отсутствующим (незаконным) права собственности Общества на земельные участки с кадастровыми номерами: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138 и 52:27:0020001:190;
- о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138 и 52:27:0020001:190;
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) исключить сведения об указанных земельных участках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН).
Общество в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявило в Арбитражный суд Нижегородской области встречный иск Агентству о признании незаконными действия ответчика, выразившиеся во внесении в государственный лесной реестр сведений о лесных участках (лесных кварталах), землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении спорных земельных участков; о признании отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство), Управление, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Глава крестьянско-фермерского хозяйства Лебедев И.В. (далее - Лебедев И.В.) и Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024, частично удовлетворил требования Агентства, признав недействительной постановку на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:179, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:187, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:186, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:168, 52:27:0020006:35, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:42, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:46, 52:27:0020011:197, 52:27:0020001:188, 52:27:0020001:179, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:173; 52:27:0020011:198; 52:27:0020006:45, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:218, 52:27:0020001:224, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:189, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:215, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:174, 52:27:0020011:193, 52:27:0020001:195 и 52:27:0020011:206 в части пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 и установив границы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:179, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:187, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:186, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:168, 52:27:0020006:35, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:42, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:46, 52:27:0020011:197, 52:27:0020001:188, 52:27:0020001:179, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:173; 52:27:0020011:198; 52:27:0020006:45, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:218, 52:27:0020001:224, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:189, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:215, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:174, 52:27:0020011:193, 52:27:0020001:195 и 52:27:0020011:206 в части пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 по границам поворотных точек, установленных в заключении филиала ФГБУ "Рослесинфорга" "Приволжский лесопроект" от 18.07.2022 N 19/01-949; отказал в удовлетворении остальной части требований, а также оставил встречный иск Общества без удовлетворения.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на отсутствие информации о дате внесения сведений о спорных земельных участках в ГЛР; суды не установили когда впервые и на основании каких документов земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553 получил свои границы; представленные в дело материалы таксации лесов выполнены с нарушением установленной лесоустроительной процедуры и не могут быть использованы для определения границ участков, внесенных в ГЛР; протоколы лесоустроительных совещаний не представлены; суд не учел наличие в договоре купли-продажи земельных участков пункта 4.2, который предусматривает заверение продавца об обстоятельствах, что земельный участок свободен от прав третьих лиц; земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553 фактически не имеет установленных границ; отсутствие наложения границ земельных участков и участка истца подтверждается заключением кадастрового инженера от 21.04.2022 N 2-2022; в рассматриваемом случае осмотр спорных участков с целью установления наличия лесных насаждений не производился; межевой план был разработан кадастровыми инженерами, а границы земельных участков согласованы в установленном порядке со смежными земле пользователями, в том числе с Лысковским межрайонным лесничеством, что подтверждается актами согласования границ, представленными в дело; спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и сведения об их границах содержались в открытом реестре; право собственности Российской Федерации по свидетельству от 21.11.2008 (Михайловское лесничество) сформировано без учета границ, согласованных ранее Лысковским межрайонным лесничеством и Администрацией; заключения Руслесинфорга и выписка из ГЛР не являются надлежащими доказательством наложения границ; суд не указал на конкретные пороки межевого плана и процедуры постановки на кадастровый учет участков; фактическое владение земельными участками подтверждается действиями Общества, которое также подтвердило законность постановки земельных участков на кадастровый учет и приобретение данных участков на основании преимущественного права; суды неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств; также суд необоснованно отклонил ходатайство о прекращении производства по делу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:187, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:180, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:26 и 52:27:0020001:224. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросил отменить обжалованные решение и постановление.
Представитель Лебедева И.В. в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Министерства о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, а также заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, согласно сведениями из ЕГРН Обществу принадлежат на праве собственности земельные участки. Основанием для приобретения земельных участков в собственность послужило распоряжение Администрации от 22.10.2010 N 1136-р, впоследствии договор купли-продажи от 06.12.2010, заключенный между Отделом муниципального имущества и земельными ресурсами Администрации и Обществом.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков и границ земель лесного фонда, установлено, что указанные земельные участки имеют пересечение границ и, частично расположены на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 для размещения объектов лесного фонда. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "Актуальные, ранее учтенные".
Право собственности зарегистрировано 20.11.2008 за номером N 52-52-06/052/2008-2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553 имеет статус "актуальный", "ранее учтенный".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг", из заключения которого следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения земельных участков, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что земельные участки частично расположены на землях лесного фонда, в кварталах 49, 102-109 Михайловского районного лесничества Валковского участкового лесничества.
Ссылаясь на тот факт, что земельные участки Общества в момент их постановки на кадастровый учет (21.08.2009) не были индивидуализированы и сформированы за счет земель лесного фонда (имеют пересечение границ и частично расположены на землях лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553), что привело к нарушению прав Российской Федерации, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество указывая, что Агентство не представило доказательств того, что земли, на которых расположены спорные земельные участки, относятся к лесному фонду, земельные участки поставлены на кадастровый учет 21.08.2009 и действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН на иными сведениями, в том числе содержащимися в материалах лесоустройства, индивидуализация спорных земельных участков с их принадлежностью к сельскохозяйственным землям подтверждается заключением специалиста N 1-2022, использование в соответствии с целевым назначением подтверждается проектом мелиорации, выполненном в 2021, на нарушение процедуры внесения земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:553 ГЛР, установленной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", обратилось с встречным исковое заявлением в котором просило признать незаконными действия ответчика, выразившиеся во внесении в государственный лесной реестр сведений о лесных участках (лесных кварталах), землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении спорных земельных участков; признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553.
По мнению Общества, отсутствие первичной документации, на основании которой установлены границы земельного участка с кадастровым номером 52:27:0000000:553, является основанием для удовлетворения предъявленных требований.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В статье 1 (часть 7) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14).
В статье 22 (часть 8) Закона N 218-ФЗ определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, носят информационный характер и могут быть изменены по заявлению заинтересованного лица.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ, в части 1 статьи 4.2 которого указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172- ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О и от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но также исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя. Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами. Такой правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, изготовленного филиалом "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения Земельных участков, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что Земельные участки частично расположены на землях лесного фонда, в кварталах 49, 102 - 109 Михайловского районного лесничества Валковского участкового лесничества.
Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и как земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которые зарегистрировано право собственности Общества.
Право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод спорных участков из земель лесного фонда в земли других категорий, в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся, что следует, из сведений о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2010, 01.01.2011 и 01.01.2022 по данным межмуниципального отдела по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам УФРС по Нижегородской области.
Приказом Рослесхоза от 09.10.2008 N 289 "Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ" (в редакции приказов Рослесхоза от09.10.2009 N 410, от 18.04.2013 N 108, от 26.12.2013 N 427) на территории Нижегородской области на землях лесного фонда создано 35 районных (межрайонных) лесничеств, которые разделены на участковые лесничества в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, признаны утратившими силу приказы Рослесхоза от 26.06.2007 N 256 и от 17.09.2007 N 404 "Об участковых лесничествах" в части участковых лесничеств на территории Нижегородской области. Данным приказом перераспределены участковые лесничества в границах Лысковоского и Воротынского районов, из Лысковского районного лесничества в Михайловское районное переведено Валковское участковое лесничество, в которое вошли леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций на территории Лысковского района, в том 14 числе в границах землепользования колхоза "Валковский" - 909 га (приложение к Приказу Рослесхоза от 26.06.2007 N 259.
Согласно материалам лесоустройства - лесохозяйственного регламента Лысковского районного лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Нижегородской области от 28.07.2008 N 313, выполненного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" Поволжский леспроект": общая площадь земель лесного фонда Лысковского лесничества -123 514 гектар, в том числе 12 455 гектар находящихся на территории сельскохозяйственных предприятий района. Площадь лесов, находящихся на территории сельскохозяйственных организаций - 9237 гектар. Валковское лесничество составляет 10 496 гектар, в том числе колхоза "Валковский" 781 гектар (кварталы 1-109).
Планом лесоустройства подтверждается наличие лесов с указанием породного состава деревьев, кварталов и выделов.
21.11.2008 получено свидетельство о праве собственности Российской Федерации от серии 52-АВ N 657220 на участок лесного фонда, разрешенное использование: леса 1 группы, запретные полосы рек, водохранилищ, общей площадь 781 гектар, адрес объекта: Нижегородская область, Лысковский район, кз "Валковский" квартал N 1 выдел 1-21, квартал N 2 выдел 1-15, квартал N 3 выдел 1-43, квартал N 4 выдел 1-22, квартал N 5 выдел 1-19, квартал N 6 выдел 1-11, квартал N 7 выдел 1-27, квартал N 8 выдел 1-22. Основание возникновение права часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, субъект права Российская Федерация, присвоен условный (кадастровый номер) 52:52-06/052/2008-219.
В силу статьи 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10 и 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений. В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Таким образом, после реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
С учетом изложенного судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что спорные леса всегда находились в федеральной собственности и не могли быть переданы в собственность граждан и юридических, следовательно, Администрация не наделена полномочиями по распоряжению такими участками, а потому не вправе была совершать действия по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, на которых расположен лес, с указанием категории "земли сельхозназначения", и последующее заключение договора купли-продажи.
Согласно материалам таксации лесов в границах лесных кварталов 102-109 находятся лесные насаждения лиственных и хвойных пород, возраст которых от 15 до 85 лет.
В пределах кварталов 102-106 Валковского участкового лесничества, между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (арендодатель) и Лебедевым И.В. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.02.2013 N 623 в целях заготовки древесины.
Из проекта мелиорации видно, что спорные земельные участки характеризуются наличием древесно-кустарниковой растительности различных пород: сосна, ива, ольхово-березовые кустарники различной степени покрытия, а так же деревья с диаметром стволов 12,1-16,0 см, 16,1-20,0 см, 20.1-24,0 см, 24,1 - 28,0 см. Проектом мелиорации предусмотрена валка 10 791 дерева диаметром ствола от 12,1 до 16,0 см., 21 151 дерева диаметром ствола от 16,1 до 20,0 см., 99 643 дерева диаметром ствола 20,1 до 24,0 см, 27 1024 дерева диаметром ствола 24,1 до 28,0 см.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, сведения ГЛР в части местоположения участка лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0000000:553 соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным судом доказательствам.
В рассмотренном случае спорные земельные участки имеют пересечение и частично расположены на землях лесного фонда, из чего следует, что в нарушение требований действующего законодательства спорные земли были сформированы из земель лесного фонда, без согласования с собственником - Российской Федерацией, изъяты из земель лесного фонда, чем нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Поскольку предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, судебные инстанции правомерно установили границы земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Обществу в соответствии с каталогом координат, определенным Рослесинфорг.
В тоже же время суд верно отказал в удовлетворении исковых требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:167, 52:27:0020001:160, 52:27:0020001:177, 52:27:0020001:190, 52:27:0020001:201 и 52:27:0020011:169, поскольку названным заключением Рослесинфорга пересечения с землями лесного фонда не установлено.
Встречные исковые требования Общества правомерно оставлены удом без удовлетворения, так как в рамках первоначального иска признаны обоснованными требования истца, установлено, что земельные участки Общества имеют пересечение и частично расположены на землях лесного фонда, основания для удовлетворения требований истца по встречному иску о признании незаконными действий истца, выразившихся во внесении сведений в ГЛР о лесных участках в части несоответствия со сведениями ЕГРН, отсутствуют.
Как верно указал суд истец правом собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553 никогда не обладал, а потому иск, направленный исключительно на признание права отсутствующим, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право истца, а лишь приведет к правовой неопределенности.
Более того, в рамках первоначального иска, учитывая правовые позиции Верховного суда Российской Федерации о необходимости установления правовой определенности в рамках спорных отношений, разрешен вопрос об установлении границ между земельными участками Общества и земельным участком лесного фонда, принадлежащим Российской Федерации.
Ходатайство о прекращении производства по делу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:187, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:180, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:224 также правомерно отклонено судом, поскольку в рамках названных дел (N А43-31231/2019, А43-31234/2019, А43-6549/2020, А43-6551/2020, А43-6552/2020, А43-6554/2020, А43-6555/2020, А43-6556/2020, А43-31226/2019, А43- 31230/2019, А43-6537/2020, А43-6541/2020, А43-6542/2020, А43-6544/2020, А43-65461/2020 и А43-29873/2021) не были разрешены вопросы об установлении границ смежных земельных участков, вопросы связанные с установлением пересечения спорных земельных участков, не были оценены законность возникновения права собственности и фактическое использование земельных участков, а также наличие/отсутствие в границах спорных участков лесных насаждений.
Иные приведенные в кассационной доводы рассмотрены судом округа и признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора не свидетельствуют о нарушении норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки, и по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А43-9320/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Валковское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10 и 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений. В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июля 2024 г. N Ф01-2275/24 по делу N А43-9320/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2275/2024
12.02.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022
02.10.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-9320/2022
28.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022
07.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022