г. Владимир |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А43-9320/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Валковское" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 по делу N А43-9320/2022,
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840;
ОГРН 1047796366298) к закрытому акционерному обществу "Валковское" (ИНН 5222004421; ОГРН 1075222001084), Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Глава КФХ Лебедев И.В., Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, о признании результатов межевания и постановки земельных участков на кадастровый учет недействительными,
а также по встречному иску закрытого акционерного общества "Валковское" (ИНН 5222004421; ОГРН 1075222001084) к Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Глава КФХ Лебедев И.В., о признании незаконными действий ответчика, выразившихся во внесении в государственный лесной реестр сведений о лесных участках (лесных кварталах), землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости; о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553,
при участии в судебном заседании представителей: от ответчика (заявителя) - закрытого акционерного общества "Валковское" - Соловьева С.А. (по доверенности от 07.11.2022 сроком по 07.11.2025, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от истца - Федерального агентства лесного хозяйства - Сперанской Е.С. по доверенности от 17.07.2023 N ИС-02-28/16744 сроком действия один год;
от третьего лица - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - Сперанской Е.С. по доверенности от 30.04.2021 N 271 сроком действия три года;
от третьего лица - главы КФХ Лебедева И.В. - Жукова М.Г. по доверенности от 09.11.2023 сроком действия один год;
от иных лиц - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
установил.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - РОСЛЕСХОЗ, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к закрытому акционерному обществу "Валковское" (далее - ЗАО "Валковское", ответчик), Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, о признании незаконным и недействующим с момента издания распоряжения администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 22.10.2010 N 1136-р в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:190 (далее по тексту -Земельные участки);
- о признании ничтожным договора купли - продажи от 06.12.2010, заключенного между Отделом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области и ЗАО "Валковское" в отношении земельных участков, границы которых налагаются на земли лесного фонда: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:190;
- о признании отсутствующим (незаконным) права собственности ЗАО "Валковское" на земельные участки с кадастровыми номерами: 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:190;
- о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:179, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020001:195, 52:27:0020001:201, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:35, 52:27:0020001:224, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020011:206, 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:168, 52:27:0020011:169, 52:27:0020011:174, 52:27:0020011:179, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:218, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:186, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:215, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:193, 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:197, 52:27:0020011:198, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:173, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:190;
- об обязании Управления Росреестра по Нижегородской области исключить сведения о вышеуказанных земельных участках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В рамках рассмотрения дела принято встречное исковое заявление ЗАО "Валковское" к РОСЛЕСХОЗу, в котором Общество просило признать незаконными действия ответчика, выразившиеся во внесении в государственный лесной реестр сведений о лесных участках (лесных кварталах), землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных земельных участков; признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Глава КФХ Лебедев И.В., Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Решением от 02.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области иск РОСЛЕСХОЗа удовлетворил частично:
-признал недействительной постановку на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:179, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:187, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:186, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:168, 52:27:0020006:35, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:42, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:46, 52:27:0020011:197, 52:27:0020001:188, 52:27:0020001:179, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:173; 52:27:0020011:198; 52:27:0020006:45, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:218, 52:27:0020001:224, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:189, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:215, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:174, 52:27:0020011:193, 52:27:0020001:195, 52:27:0020011:206 в части пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553;
- установил границы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 52:27:0020011:194, 52:27:0020011:195, 52:27:0020011:179, 52:27:0020001:181, 52:27:0020001:185, 52:27:0020001:186, 52:27:0020001:187, 52:27:0020001:191, 52:27:0020001:193, 52:27:0020001:194, 52:27:0020011:192, 52:27:0020011:186, 52:27:0020011:185, 52:27:0020011:183, 52:27:0020011:182, 52:27:0020011:180, 52:27:0020011:181, 52:27:0020011:168, 52:27:0020006:35, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:30, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:19, 52:27:0020006:49, 52:27:0020006:42, 52:27:0020001:228, 52:27:0020006:16, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:46, 52:27:0020011:197, 52:27:0020001:188, 52:27:0020001:179, 52:27:0020011:203, 52:27:0020001:172, 52:27:0020001:171, 52:27:0020001:148, 52:27:0020001:143, 52:27:0020001:141, 52:27:0020001:139, 52:27:0020001:138, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:173; 52:27:0020011:198; 52:27:0020006:45, 52:27:0020001:211, 52:27:0020001:218, 52:27:0020001:224, 52:27:0020001:192, 52:27:0020001:189, 52:27:0020001:183, 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:180, 52:27:0020001:215, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:174, 52:27:0020011:193, 52:27:0020001:195, 52:27:0020011:206 в части пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 по границам поворотных точек, установленных в заключении филиала ФГБУ "Рослесинфорга" "Приволжский лесопроект" от 18.07.2022 N 19/01-949.
Встречный иск ЗАО "Валковское" оставил без удовлетворения.
Взыскал с ЗАО "Валковское" в доход бюджета Российской Федерации 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, ЗАО "Валковское" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска.
Заявитель жалобы обратил внимание на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о дате внесения сведений о спорных земельных участках в ГЛР, также суд первой инстанции не исследовал и не установил, когда впервые и на основании каких документов, земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553 получил свои границы.
Кроме того, поскольку в материалы дела представлены материалы таксации лесов и не представлены протоколы лесоустроительных совещаний, на которые должны были вызваться заинтересованные лица (смежные землепользователи), к числу которых относится ЗАО "Валковское", заявитель считает, что представленные в дело материалы таксации лесов выполнены с нарушением установленной лесоустроительной процедуры и не могут быть использованы для определения границ участков, внесенных в ГЛР.
Суд первой инстанции не учел наличие в договоре купли-продажи земельных участков пункт 4.2, который предусматривает заверение Продавца об обстоятельствах, что земельный участок свободен от прав третьих лиц.
Также суд первой инстанции, ссылаясь на материалы таксации указал, что возраст лесных насаждений варьируется между 15 и 85 годами, при этом не указывая возраст преобладающих лесонасаждений, некоторые из которых на момент покупки участков не достигали возраста и 2-3 лет, что давало основания приобретателю обоснованно полагать, что на данном участке не растет лес.
Заявитель жалобы обратил внимание на выводы заключения кадастрового инженера N 2-2022 от 21.04.2022, согласно которым отсутствует фактическое наложение границ земельных участков Ответчика и участка Истца.
Суд первой инстанции делая вывод о наложении границ земельных участков и превышении полномочий Администрацией при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков в категорию земель "сельхозназначения" и то, что спорые участки были сформированы из земель лесного фонда без согласия собственника - Российской Федерации, не учел следующее:
- лес, это особая экосистема наличие и отсутствие которой на местности, может определить только эксперт, в рассматриваемом случае не производился даже обычный выездной осмотр участков;
- межевой план был разработан кадастровыми инженерами, а границы земельных участков согласованы в установленном порядке со смежными земле пользователями, в том числе с Лысковским межрайонным лесничеством, что подтверждается актами согласования границ, представленными в дело;
- спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и сведения об их границах содержались в открытом реестре (ЕГРП, ЕГРН);
- право собственности Российской Федерации по свидетельству от 21.11.2008 (Михайловское лесничество) сформировано без учета границ, согласованных ранее Лысковским межрайонным лесничеством и Администрацией Лысковского района, в отличии от участков Ответчика, истцом в дело не представлены документы, на основании которых происходила постановка на кадастровый учет данного участка.
Более того, суд сделал не поврежденный вывод, что межевой план изготавливался без выхода на местность, то есть кадастровый инженер картометрическим способом установил границы земельного участка. В свою очередь заключения Руслесинфорга и выписка из ГЛР, на которые ссылается суд первой инстанции, не являются надлежащими доказательством наложения границ. По утверждениям ответчика суд должен был исследовать саму процедуру постановки на кадастровый учет и документы основания, и указать пороки данных документов, как причины, по которым они приводят к недействительности постановки участков на кадастровый учет. Суд не указал на конкретные пороки межевого плана и процедуры постановки на кадастровый учет участков. Вывод суда о том, что администрацией Лысковского района Нижегородской области вынесено распоряжение, согласно которому переданы в собственность неразграниченные земли противоречит материалам дела, так как Ответчик приобрел участки с установленными границами.
Заявитель обратил внимание на то, что на земельные участки колхоза не распространялось действие Положения о колхозных лесах, так как в последствии колхозные леса предоставлялись в пользование сельскохозяйственным организациям по договору аренды.
В части встречного иска заявитель настаивает на его требованиях по приведенным в иске основаниям, в частности поскольку фактическое владение земельными участками подтверждается действиями ЗАО "Валковское", которое также подтвердило законность постановки земельных участков на кадастровый учет и приобретение данных участков на основании преимущественного права.
Также заявитель не согласился с выводами суда об отсутствии основания для прекращения производства по делу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:187, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:180, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:224 на основании п.2 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части отказа в удовлетворении части первоначальных исковых требований о признании договоров недействительными судебный акт не обжалуется.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители РОСЛЕСХОЗа, Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской, и Главы КФХ Лебедев И.В. в судебном заседании и отзывах возразили против доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств, поступивших от лиц, участвующих в деле, отражены в протоколах судебных заседаний.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, ЗАО "Валковское" принадлежат на праве собственности земельные участки.
Основанием для приобретения ЗАО "Валковское" земельных участков в собственность послужило распоряжение администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 22.10.2010 N 1136-р, впоследствии договор купли-продажи от 06.12.2010, заключенный между отделом муниципального имущества и земельными ресурсами администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области и ЗАО "Валковское".
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах Земельных участков и границ земель лесного фонда, установлено, что указанные Земельные участки имеют пересечение границ и, частично расположены на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: с кадастровым номером 52:27:0020001:553 для размещения объектов лесного фонда. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "Актуальные, ранее учтенные".
Право собственности зарегистрировано 20.11.2008 за номером N 52-52-06/052/2008-2019, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553 имеет статус "актуальный", "ранее учтенный".
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг", из заключения которого следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения Земельных участков, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что Земельные участки частично расположены на землях лесного фонда, в кварталах 49, 102-109 Михайловского районного лесничества Валковского участкового лесничества.
Ссылаясь на тот факт, что Земельные участки ООО "Валковское" в момент их постановки на кадастровый учет (21.08.2009) не были индивидуализированы и сформированы за счет земель лесного фонда (имеют пересечение границ и частично расположены на землях лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553), что привело к нарушению прав Российской Федерации, РОСЛЕСХОЗ, обратился с иском в суд.
ООО "Валковское" указывая, что РОСЛЕСХОЗ не представил доказательств того, что земли, на которых расположены спорные земельные участки, относятся к лесному фонду, земельные участки поставлены на кадастровый учет 21.08.2009 и действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на иными сведениями, в том числе содержащимися в материалах лесоустройства, индивидуализация спорных Земельных участков с их принадлежностью к сельскохозяйственным землям подтверждается заключением специалиста N 1-2022, использование в соответствии с целевым назначением подтверждается проектом мелиорации, выполненном в 2021, на нарушение процедуры внесения земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:553 ГЛР, установленной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра", приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", обратилось с встречным исковое заявлением в котором просило признать незаконными действия ответчика, выразившиеся во внесении в государственный лесной реестр сведений о лесных участках (лесных кварталах), землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных земельных участков; признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553.
Так, по мнению Общества, отсутствие первичной документации, на основании которой установлены границы земельного участка с кадастровым номером 52:27:0000000:553, является основанием для удовлетворения предъявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В настоящее время земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных и лесных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В статье 1 (часть 7) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14).
В статье 22 (часть 8) Закона о регистрации определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, носят информационный характер и могут быть изменены по заявлению заинтересованного лица.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, изготовленного филиалом "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения Земельных участков, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что Земельные участки частично расположены на землях лесного фонда, в кварталах 49, 102-109 Михайловского районного лесничества Валковского участкового лесничества.
Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и как Земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которые зарегистрировано право собственности Общества.
Право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод спорных участков из земель лесного фонда в земли других категорий, в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся, что следует, из сведений о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2022 по данным межмуниципального отдела по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам УФРС по Нижегородской области.
Приказом Рослесхоза от 09.10.2008 N 289 "Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ" (в редакции приказов Рослесхоза от09.10.2009 N 410, от 18.04.2013 N 108, от 26.12.2013 N 427) на территории Нижегородской области на землях лесного фонда создано 35 районных (межрайонных) лесничеств, которые разделены на участковые лесничества в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, признаны утратившими силу приказы Рослесхоза от 26.06.2007 N 256 и от 17.09.2007 N 404 "Об участковых лесничествах" в части участковых лесничеств на территории Нижегородской области. Данным приказом перераспределены участковые лесничества в границах Лысковоского и Воротынского районов, из Лысковского районного лесничества в Михайловское районное переведено Валковское участковое лесничество, в которое вошли леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций на территории Лысковского района, в том числе в границах землепользования колхоза "Валковский" - 909 га (приложение к Приказу Рослесхоза от 26.06.2007 N 259.
Согласно материалам лесоустройства - лесохозяйственного регламента Лысковского районного лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Нижегородской области от 28.07.2008 N 313, выполненного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" Поволжский леспроект": общая площадь земель лесного фонда Лысковского лесничества -123514 га, в том числе 12455 находящихся на территории сельскохозяйственных предприятий района. Площадь лесов, находящихся на территории сельскохозяйственных организаций - 9237 га. Валковское лесничество составляет 10496 га, в том числе колхоза Валковский" 781 га (кварталы 1-109).
Планом лесоустройства подтверждается наличие лесов с указанием породного состава деревьев, кварталов и выделов.
21.11.2008 получено свидетельство о праве собственности Российской Федерации от серии 52-АВ N 657220 на участок лесного фонда, разрешенное использование: леса 1 группы, запретные полосы рек, водохранилищ, общ. площадь 781 га., адрес объекта: Нижегородская область, Лысковский район, к-з "Валковский" квартал N1 выдел 1-21, квартал N 2 выдел 1-15, квартал N 3 выдел 1-43, квартал N 4 выдел 1-22, квартал N5 выдел 1-19, квартал N6 выдел 1-11, квартал N7 выдел 1-27, квартал N8 выдел 1-22. Основание возникновение права ч.1.ст.8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, субъект права Российская Федерация, присвоен условный (кадастровый номер) 52:52-06/052/2008 - 219.
В силу статьи 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 ЛК РФ 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Таким образом, после реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Суд первой инстанции, исходя из исследования представленных доказательств пришел к правильному выводу,.что леса всегда находились в федеральной собственности и не могли передаваться в собственность граждан и юридических, следовательно администрация Лысковского района Нижегородской области не наделена полномочиями по распоряжению такими участками.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно материалам таксации лесов в границах лесных кварталов 102-109 находятся лесные насаждения лиственных и хвойных пород, возраст которых от 15 до 85 лет.
В пределах кварталов 102-106 Валковского участкового лесничества, между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (арендодатель) и Лебедевым И.В. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.02.2013 N 623 в целях заготовки древесины.
Из проекта мелиорации видно, что Земельные участки характеризуются наличием древесно-кустарниковой растительности различных пород: сосна, ива, ольхово-березовые кустарники различной степени покрытия, а так же деревья с диаметром стволов 12,1-16,0 см., 16,1-20,0 см., 20.1-24,0 см., 24,1 -28,0 см. Проектом мелиорации предусмотрена валка 10791 дерева диаметром ствола от 12, 1 до 16,0 см., 21151 дерева диаметром ствола от 16,1 до 20,0 см., 99643 дерева диаметром ствола 20,1 до 24,0 см., 271024 дерева диаметром ствола 24,1 до 28,0 см.
Таким образом, сведения ГЛР в части местоположения участка лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0000000:553 соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным судом доказательствам. Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что спорные Земельные участки имеют пересечение и частично расположены на землях лесного фонда, из чего следует, что в нарушение требований действующего законодательства спорные Земельные участки были сформированы из земель лесного фонда, без согласования с собственником - Российской Федерацией, изъяты из земель лесного фонда, чем нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Исходя из изложенного, возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, требования заявителя подлежат рассмотрению как требование об установлении границ земельного участка. Подобный правовой подход следует из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 по делу N 305-КГ15-7535.
Исковое требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек. На основании судебного акта установленная граница вносится в ЕГРН (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203).
С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, суд правомерно установил границы Земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ЗАО "Валковское" в соответствии с каталогом координат, определенным Рослесинфорг.
В тоже же время суд верно отказал в удовлетворении исковых требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020011:187, 52:27:0020011:188, 52:27:0020011:189, 52:27:0020011:167, 52:27:0020001:160, 52:27:0020001:177, 52:27:0020001:190, 52:27:0020001:201, 52:27:0020011:169, поскольку вышеназванным заключением Рослесинфорга пересечения с землями лесного фонда не установлено.
Встречные исковые требования ЗАО "Валковское" судом правомерно оставлены без удовлетворения, поскольку в рамках первоначального иска признаны обоснованными требования истца, установлено, что Земельные участки ЗАО "Валковское" имеют пересечение и частично расположены на землях лесного фонда, основания для удовлетворения требований истца по встречному иску о признании незаконными действий истца, выразившихся во внесении сведений в ГЛР о лесных участках в части несоответствия со сведениями ЕГРН, отсутствуют.
Как верно указал суд истец правом собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 52:27:0000000:553 никогда не обладал.
С учетом изложенного, иск, направленный исключительно на признание права отсутствующим, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право истца, а лишь приведет к правовой неопределенности.
Более того, в рамках первоначального иска, учитывая правовые позиции Верховного суда Российской Федерации о необходимости установления правовой определенности в рамках спорных отношений, разрешен вопрос об установлении границ между Земельными участками ЗАО "Валковское" и земельным участком лесного фонда, принадлежащим Российской Федерации.
Ходатайство о прекращении производства по делу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:27:0020001:182, 52:27:0020001:187, 52:27:0020006:31, 52:27:0020006:34, 52:27:0020006:42, 52:27:0020006:45, 52:27:0020006:46, 52:27:0020006:49, 52:27:0020001:176, 52:27:0020001:180, 52:27:0020006:20, 52:27:0020006:21, 52:27:0020006:23, 52:27:0020006:24, 52:27:0020006:26, 52:27:0020001:224 также правомерно отклонено судом, поскольку в рамках названных ответчиков дел (N N А43-31231/2019, А43-31234/2019, А43-6549/2020, А43-6551/2020, А43-6552/2020, А43-6554/2020, А43-6555/2020, А43-6556/2020, А43-31226/2019, А43-31230/2019, А43-6537/2020, А43-6541/2020, А43-6542/2020, А43-6544/2020, А43-65461/2020, А43-29873/2021) не были разрешены вопросы об установлении границ смежных земельных участков, вопросы связанные с установлением пересечения спорных земельных участков, не были оценены законность возникновения права собственности и фактическое использование Земельных участков, а также наличие/отсутствие в границах спорных участков лесных насаждений.
Как следует из правовой позиции, изложенной в ряде определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 306-КГ18-19998, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм.
В силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для арбитражного дела имеют только обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, а не правовые выводы, изложенные в данном судебном акте.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 по делу N А43-9320/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Валковское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9320/2022
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: ЗАО "ВАЛКОВСКОЕ"
Третье лицо: Администрацию Лысковского муниципального района Нижегородской области, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Глава КФХ Лебедев И.В, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по НО"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2275/2024
12.02.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022
02.10.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-9320/2022
28.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022
07.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5883/2022